Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы исследования определяется тем, что функционирование предприятия в рыночной экономике неразрывно связано с вложением капитала – инвестициями. Первоначальное инвестирование средств осуществляется на стадии создания предприятия. При этом необходимо отметить, что инвестирование средств не закачивается стадией создания предприятия, в процессе его функционирования необходимость обеспечения устойчивости конкурентных позиций на рынке обуславливает потребность в обновление и расширение действующих производственных мощностей, в создание новой продукции и т.д., что требует новых инвестиционных вложений.
На практике формой предоставления инвестиционного проекта является бизнес-план, поэтому в экономической литературе часто происходит смешение понятий бизнес-план и инвестиционный проект. Причины этого смешения вытекают также из того, что в практике зарубежных предприятий инвестиционная сфера достаточно развита, и любой проект предполагает необходимость инвестиций. Вследствие этого, в западной практике структура бизнес-плана и инвестиционного проекта имеет определенное сходство.
1. ОПИСАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА
1.1 Вид экономической деятельности по ОКВЭД
ООО «Матвеевское» - предприятие, находящееся в Одинцовском районе Московской области, которое было создано 60 лет назад.
У предприятия смешанная форма собственности.
Площадь предприятия составляет 1580 м2.
Предприятие включает в себя:
- участок приемки и нормализации;
- участок пастеризации и сепарирования;
- творожный участок;
- участок по выработке кисломолочной продукции;
- участок фасовки;
- склад хранения упаковочного материала;
- 3 холодильные камеры.
Ассортимент выпускаемой продукции: молоко 3,2% разливное, в твердой и мягкой упаковке; кефир 3,2%; снежок 3,2%; ряженка и простокваша 4%; сметана 20 и 25% жирности; сливки 10%; творог 9 и 18% жирности; сливочное масло 82,5%; топленой масло 99% жирности; творожную массу; тан; сыворотку; йогурт с фруктовыми наполнителями обогащенный бифидобактериями.
Основным поставщиком сырья является ООО «Сокольниково», находящееся в Можайском районе. Поставщики вспомогательных материалов: «Технохиммаш», «Экоком», «ГНУ ВНИМИ «Россельхозакадемия»», «Артпласт».
Основными потребителями продукции являются торговые сети, детские дошкольные учреждения города Одинцово и Одинцовского района.
По данным 2019 года на предприятии было выпущено 1513879 продукции в натуральном выражении, в денежном выражении показатель готового выпуска продукции составил 59868 тысяч рублей.
Численность рабочих составляет 25 человек.
При этом показатель годовой стоимости основных производственных фондов составил 538812 тысяч рублей.
Показатель годовой прибыли равен 11973 тысяч рублей.
Годовая себестоимость составила 47894 тысяч рублей.
Главным отличием ООО «Матвеевское» от аналогичных фирм в данной сфере бизнеса является то, что оно выпускает пастеризованное молоко (с коротким сроком хранения). Данная особенность имеет свои плюсы и минусы. Очевидным плюсом является то, что в данной нише рынка молочных товаров меньше конкурентов, чем на рынке стерилизованного молока (с более длительным сроком хранения). С другой стороны, скоропортящуюся продукцию гораздо сложнее реализовать ввиду маленьких сроков хранения, особых требований к транспортировке и оборудованию торговых точек, а также ввиду того, что наш потребитель благодаря массированной рекламной компании фирм-конкурентов предпочитает «долгоиграющее» молоко и молочные продукты.
Стратегия производства развития ООО «Матвеевское» - стратегия расширения.
Россия входит в десятку мировых потребителей молока и молочной продукции и представляет собой крупный молочный рынок. При этом она остается одним из наиболее перспективных рынков с точки зрения роста потребления молочных продуктов.
Объем потребления молока и молочной продукции в натуральном выражении указывает на стабильный рост в среднем на 7% в год на протяжении последних 5 лет. Несмотря на незначительную консолидацию на российском молочном рынке, он является строго сегментированным с присутствием на нем почти 2000 игроков, включая крупные, средние и мелкие компании. Благодаря такой сегментации, рынок является высоко конкурентным в плане формирования цен на молоко и молочную продукцию. Как и производители соков, молочники придерживаются стратегии развития в регионах, увеличивая предложение молока и молочных производных продуктов по мере роста регионального потребления.
ООО «Матвеевское», как производитель молочных продуктов из натурального сырья, не исключение. На долю питьевого молока (стерилизованного и пастеризованного) приходится около 60% от всего рынка молочной продукции. Молочные продукты всегда были и на сегодняшний день остаются самыми потребляемыми в различных слоях населениях, вне зависимости от возраста, социального положения и места проживания. При этом самым популярным среди потребителей является собственно молоко. По данным различных социологических опросов оно входит в ежедневный рацион почти 90% респондентов (исследование проводилось по г. Москве и Московской области). И нужно отметить, что соотношение стерилизованное молоко – пастеризованное молоко в последнее время меняется в пользу продуктов с «коротким сроком хранения». Развивается в целом культура употребления молочных продуктов. Покупатель становится более разборчивым и требовательным. Еще не так давно популярностью пользовалось молоко со сроком хранения более 3-х месяцев, не требующее специальных условий для хранения (холодильника). Хотя и сегодня пальма первенства принадлежит стерилизованному молоку. Чем же отличаются эти два продукта?
Сырое молоко – то есть продукт из-под коровы - можно выпить только или купить его, скажем, в трехлитровой банке на рынке у бабушки. Однако никто не может гарантировать отсутствия в таком молоке вредных микробов. Чтобы их убить, на молокозаводах производят термическую обработку молока – пастеризацию или стерилизацию. При «стерилизации» происходит тотальное уничтожение микрофлоры – как вредной, так и полезной. Такое молоко хранится до полугода, оно вообще не скисает в обычном понимании этого процесса – делается горьким и неприятным на вкус. Ни простокваши, ни творога из него не получишь. «Пастеризация» - процесс, более щадящий по отношению к природным свойствам молока. При такой обработке убиваются вредные микроорганизмы - например, кишечная палочка, - а полезная микрофлора молока, витамины, ферменты остаются. При этом сохраняются и бактерии, вызывающие молочнокислое брожение – потому и срок хранения такого молока недолгий.
ООО «Матвеевское» выбрало «пастеризацию» для обработки сырого молока, построив собственный молокоперерабатывающий завод. А, обладая своими молочно-товарными фермами и развивая свою торговую сеть, выстроила свою цепочку «пастбище – молокозавод – покупатель». Не каждый производитель может этим похвастаться.
В силу того, что ООО «Матвеевское» производит пастеризованное молоко (низкий срок хранения) возникает вопрос по быстрой реализации продукции. Поэтому предприятие вынуждено проводить политику по удовлетворению потребностей в молочных продуктах потребителей в близлежащих территориях, и, прежде всего в Одинцовском районе, хотя в перспективе, наладив работу с представителями оптовых покупателей, возможно расширение рынка сбыта до прилегающих районов Московской области. Основная проблема, которую необходимо решить предприятию, заключается в том, что молочные продукты такого класса должны реализовываться в магазинах шаговой доступности, а не в торговых точках «выходного дня». Такими являются гипермаркеты, в первую очередь «Ашан», где покупатели совершают не ежедневные закупки, а регулярно – раз в неделю, месяц и т.д. Молочную продукцию с небольшим сроком хранения можно поставить в один ряд с хлебобулочными изделиями, которые также не приобретаются впрок. Но в силу того, что сеть магазинов «шаговой доступности» не хочет рисковать с реализацией «быстрого молока», а закупает « долгоиграющее» - стерилизованное с большим сроком хранения, напрашивается вывод о необходимости поставлять молочные