Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Высшей целью деятельности предприятий является превышение доходов над затратами, т.е. достижение возможно большей прибыли или возможно высокой рентабельности. Достижение этой цели в условиях рыночной экономики возможно только при условии производства нужной для потребителей продукции, пользующейся спросом.
Реализуя непосредственно цель производства - получение максимальной величины прибыли, - предприятие реализует и цель общества - наиболее полного удовлетворения постоянно растущих потребностей общества. Обществу нужны конкретные товарно-материальные ценности.
Соподчиненность этих двух целей - удовлетворение потребностей и получение прибыли - следующая: нельзя получить прибыль, не изучив потребности и не начав производить тот продукт, который удовлетворит потребности. Необходимо изготовить продукт, который удовлетворит потребности и притом по такой цене, которая соответствует платежеспособным потребностям. А приемлемая цена возможна только в том случае, если предприятие выдерживает определенный уровень издержек, когда все затраты потребляемых ресурсов меньше, чем получившаяся выручка.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что рентабельность относятся к важнейшим показателям, характеризующим эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. На эти показатели влияет (прямо или косвенно) очень большое число различных факторов.
В курсовой работе основные методы управления прибылью и рентабельностью, которые используются для выявления резервов финансов предприятия. Утверждается, что основой роста финансовых показателей компании является совершенствование механизма получения прибыли. Выявлены факторы, которые влияют на увеличение прибыли. Рассмотрена возможность сокращения затрат, как самого быстрого и простого способа повышения прибыльности предприятия. Обоснована взаимосвязь финансового менеджмента и управления прибылью предприятия.
1 Теоретические аспекты управления рентабельностью предприятий
1.1 Сущность и виды рентабельности
Для оценки эффективности работы предприятия недостаточно использовать только показатель прибыли. Необходимо сопоставлять прибыль и производственные фонды, с помощью которых она создана. Таким показателем является рентабельность. Показатель рентабельности взаимосвязан со всеми показателями эффективности производства, в частности, с себестоимостью продукции и скоростью оборачиваемости капитала. Поэтому рентабельность можно назвать инструментом управления эффективностью предприятия.
Любая коммерческая организация главной целью своей деятельности ставит извлечение максимально возможной величины прибыли. И для того, чтобы оценить степень прибыльности предприятия на определенном этапе его существования и сделать правильные выводы о том, как меняется эффективность функционирования его деятельности, необходимо выработать специальный показатель (группу показателей), позволяющий точно охарактеризовать истинное положение дел. В общем смысле, показатели, характеризующие прибыльность организации, бывают двух видов: абсолютные и относительные. Абсолютный показатель – это непосредственно прибыль в ее стоимостном выражении, полученная предприятием за определенный период времени. Относительные же показатели образуют целую группу показателей рентабельности.
Рентабельность – (от нем. rentabel – доходный, прибыльный), представляет собой отношение величины прибыли к показателям, формирующим конечный финансовый результат деятельности предприятия за период (доходам, расходам, используемым основным и оборотным средствам, капиталу). При этом рентабельность может выражаться в виде числового коэффициента либо в процентном эквиваленте [1, 293]. Важное преимущество использования показателей рентабельности над использованием показателя прибыли при оценке эффективности экономической деятельности организации состоит в возможности адекватного сравнения их с аналогичными показателями фирм-конкурентов. Сопоставление величин прибыли двух различных организаций либо одной организации за разные временные периоды может с большой долей вероятности оказаться бессмысленным ввиду того, что показатель прибыли выражается через абсолютные значения, а значит целесообразность такого сравнения представляется крайне сомнительной, поскольку масштабы деятельности сравниваемых организаций могут оказаться несопоставимыми, а данные разных отчетных периодов необходимо корректировать с учетом инфляционных процессов.
В отличие от абсолютного показателя прибыли рентабельность — относительный показатель и отражает степень доходности предприятия. Различают три группы показателей рентабельности: рентабельность продукции, рентабельность производственных фондов, рентабельность вложений в предприятие.
Повышение рентабельности характеризует цель предприятия в рыночной экономике. Увеличение рентабельности обеспечивает победу предприятия в конкурентной борьбе и способствует выживанию предприятия в рыночной экономике.
Рентабельность имеет большое значение для собственников (акционеров и учредителей), так как при ее увеличении возрастает интерес к данному предприятию, растет цена акции. Рост рентабельности способствует повышению финансовой устойчивости предприятия.
Уровень рентабельности интересует кредиторов и заемщиков денежных средств с точки зрения реальности получения процентов по обязательствам, снижения риска не возврата заемных средств, платежеспособности предприятия;
Кроме того, показатель рентабельности характеризует привлекательность бизнеса в данной сфере для предпринимателей.
И наконец, большое значение рентабельность имеет для принятия решений в области инвестирования, планирования, при составлении смет, координировании, оценке и контроле деятельности предприятия и ее результатов.
1.2 Виды рентабельности
Как уже говорилось ранее, в отличие от абсолютного показателя прибыли рентабельность — относительный показатель и отражает степень доходности предприятия.
Разные авторы предлагают различные классификации видов рентабельности организации [18, c.22]:
- рентабельность производства;
- рентабельность продукции;
- рентабельность продаж;
- рентабельность активов (основных средств, оборотных фондов);
- рентабельность собственного капитала;
- рентабельность трудозатрат.
Предприятие считается рентабельным, если результаты от реализации продукции (работ, услуг) покрывают издержки производства (обращения) и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия.
Специалисты разделяют рентабельность на две составляющие ее части – общую и расчетную. При этом показатель общей рентабельности характеризует процент доходности и определяется как отношение балансовой прибыли предприятия к средней стоимости его основных производственных фондов и оборотного капитала за период. Рост рентабельности показывает увеличение суммы прибыли, приходящейся на единицу производственных фондов, принимающих участие в обороте. Расчетная рентабельность представляет собой соотношение прибыли организации и суммы средней стоимости основных производственных фондов и оборотных средств за вычетом той части производственных фондов, что были освобождены от платы. Авторы отмечают, что анализ расчетной рентабельности в некоторой степени нейтрализует воздействие на уровень эффективности исследуемой организации факторов рыночного производства, не относящихся непосредственно к деятельности фирмы [2, с.88; 16, с.63].
Система показателей рентабельности раскрыта на рисунке 1.
Рис. 1. Система показателей рентабельности
При этом общую формулу расчета рентабельности можно представить в следующем виде:
Р = П А ∗ 100 %, (1)
где Р – рентабельность, %;
П – прибыль;
А – показатель, рентабельность которого необходимо рассчитать.
В ходе анализа функционирования производственной организации и ее структурных подразделений важное значение приобретает показатель рентабельности отдельных видов продукции, который определяется как отношение величины прибыли к себестоимости реализованной продукции:
Р = Ц−С С ∗ 100 %, (2)
где Ц – цена единицы продукции данного вида;
С – полная себестоимость одного изделия этого вида продукции.
Рентабельность отдельных видов продукции позволяет оценить эффективность трудозатрат, осуществленных при ее производстве. В обрабатывающей промышленности, в частности в машиностроении, широко
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Арабян Э.К. Диагностика как инструмент прогнозирования финансовой неустойчивости предприятия / Э.К. Арабян // Российское предпринимательство. - 2016. - № 12. - С. 21-24
2. Абрютина М.С. Современные подходы к оценке финансовой устойчивости и платежеспособности компании. /М.С. Абрютина// Финансовый менеджмент. - 2017. - №7. - С. 14-17.
3. Батуев М.В. Анализ финансового состояния /М.В. Батуев//Аудит и финансовый анализ. – 2017. - № 2. – С. 6-8.
4. Баскакова О. В. Экономика предприятия (организации) : учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. – Москва : Дашков и К°, 2018. – 370 с.
5. Гиляровская Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. / Л.Т. Гиляровская [и др.]. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2015. - 360 с.
6. Грищенко, Ю.И. Анализ финансовой отчетности / Ю.И. Грищенко // Справочник экономиста. – 2017. – №2. – С. 26–35.
7. Глазунов, М.И. Оценка финансовой устойчивости коммерческой организации на основе данных бухгалтерского баланса / М.И. Глазунов // Экономический анализ: теория и практика. – 2016. – №21. – С. 58–65.
8. Ендовицкий Д.А., Рахматулина P.P.; под ред. Д.А. Ендовицкого. Бухгалтерский и налоговый учет на малом предприятии : учебное пособие / - М. : КНОРУС, 2015. - 256 с.
9. Косолапова, М.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / М.В. Косолапова, В.А. Свободин. - М.: Дашков и К, 2015. - 248 c.
10. Кондратенко О.Н. Сущность финансового и управленческого учета и их взаимосвязь / Наука и современность. – 2016. № 45. С .171-177.
11. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика / В.В. Ковалев. 4- е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2016. - 1104 с.
12. Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет: Учебник / Н.П. Кондраков. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 681 c.
13. Кравченко, Л.М. Анализ хозяйственной деятельности предприятий: Учебно-практическое пособие/Л.М.Кравченко// – Мн.: Финансы, учет, аудит, 2016. – 203с.
14. Лысенко, Д.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов / Д.В. Лысенко. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 320 c.
15. Мельникова, Л.А. Бухгалтерский учет: Учебник для бакалавров / Ю.А. Бабаев, А.М. Петров, Л.А. Мельникова; Под ред. Ю.А. Бабаев. - М.: Проспект, 2016. - 432 c.
16. Новашина Т. С. Экономика и финансы организации : учебник / Т. С. Новашина, В. И. Карпунин, И. В. Косорукова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Университет «Синергия», 2020. – 336 с.
17. Райзберг Б. А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. 6-е изд. М.: Инфра-М, 2016. - 512 с.
18. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник/Г.В.Савицкая// – М.: ИНФРА – М, 2019. – 425с.
19. Толпегина О.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник для бакалавров / О.А. Толпегина, Н.А. Толпегина. - М.: Юрайт, 2016. - 672 c.
20. Чернов, В.А. Экономический анализ: торговля, общественное питание, туристический бизнес: Учебное пособие для студентов вузов / В.А. Чернов; Под ред. М.И. Баканов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 639 c.
21. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций / А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2016. - 208 с.
22. Ярошевич М.В. Современные подходы к антикризисному управлению и предупреждению банкротства на предприятиях малого бизнеса / М.В. Ярошевич // Науковедение. - 2015. - №2. – 105 с.