Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Советский педагог А.С. Макаренко как автор воспитательной системы развития личностной индивидуальности человека, основанной на идеологии формирования единого трудового коллектива педагогов и воспитанников, по решению ЮНЕСКО в 1988 г., был признан среди выдающихся педагогов, определивших развитие мирового педагогического мышления в XX в.
Свою педагогическую деятельность Антон Семёнович Макаренко начал в 20-е годы прошлого столетия. Известно, что ему для воспитательной работы потребовалось немалых вложений сил и времени, энтузиазма и любви к детям, т.к. его деятельность формировалась в особых революционных условиях, с создания трудовой колонии для малолетних детей и трудных подростков, оставшихся без попечения родителей и прошедших сызмальства испытания жизнью.
Он писал, сравнивая воспитание и обучение: «Научить человека быть счастливым - нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым можно». Ведь большинство его воспитанников, к моменту попадания в колонию, прошли длительный этап беспризорного детства, и поэтому, Антон Семёнович считал, что для этих детей «...завтрашняя радость является одним из важнейших объектов работы» педагога с ними [4, 5, 6]. Видение будущего, как бы мы сейчас сказали «психолого-педагогической перспективы», выражающей оптимизм от успешной реализации решаемых социальных задач стоит и, по сей день, актуальной психолого-педагогической проблемой. И наиболее точная характеристика индивидуально-группового подхода к воспитанию детей и подростков видится в знаменитой книге А.С. Макаренко - «Педагогическая поэма» [6].
Вышеизложенное обусловило актуальность выбранной темы.
Целью курсовой работы является изучение особенностей использования идей Макаренко о самовоспитании.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач, таких как:
рассмотреть современные методы педагогических взглядов А.С. Макаренко;
раскрыть социальное воспитание в системе А.С. Макаренко как основа формирования самосознания личности;
провести оценку «жизненно-ориентированной» педагогики А.С. Макаренко.
Объектом исследования являются педагогические идеи А.С. Макаренко предметом – особенности их использования в сфере самовоспитания.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1 Теоретические аспекты педагогических идей А.С. Макаренко
1.1 Современные методы педагогических взглядов А.С. Макаренко
Важнейшая макаренковская интенция – соединить принцип свободы и достоинства личности с представлениями о долге по отношению к другим членам общества – конкретизировалась в воспроизводимых воспитательных технологиях. Нравственный рост воспитанников позволил им перейти от положительных задач не только правового, но и этического содержания. Субъектом новых моральных норм (теории морали) в социологическом смысле стала группа малолетних правонарушителей (парадокс), сумевшая в короткие сроки (4–5 лет) не только восстановить себя до социально ожидаемой нормы, но и подняться до социального творчества.
Теория морали содержит в себе переживание воспитанником хозяйственной заботы, порождающей переживания ответственности (эмоция долга), ценности своего коллектива (чести). Критерием нравственности является совесть (поступок наедине).
Свобода ребёнка от педагогической нарочитости прямых воспитывающих действий, недопустимость испытания воспитанника искусственной нуждой, деликатность к прошлому, отказ от понятия «моральная дефективность» и «эксперимент», подчинённость хозяйственных задач – педагогическим, посильность требования, «личность не должна оказаться в катастрофическом положении», утверждение субъект-субъектных отношений между воспитанниками и воспитателями – далеко не все этико-педагогические находки Макаренко.
Предпринятая гуманитарная (ценностная) экспертиза наследия Макаренко предполагала своевременное обнаружение и убедительную экспликацию скрытых и, как правило, неочевидных ситуаций, рисков, а также цены, которую придётся платить за тот или иной моральный выбор. В результаты экспертизы определены потенциально «опасные» точки взаимодействия коллектива и личности; получили свою интерпретацию некоторые трудные положения теории и практики Макаренко, особенности публицистики. Это относится, прежде всего, к установлению «границ» педагогического вмешательства в развитие личности, к разработке норм защиты личности от экспрессивных форм выражения коллективного гнева, к использованию Макаренко технических метафор «перековка», «штамповка» и т.п.
Новая гуманистическая парадигма воспитания основана на множественности картин мира, представлений о человеке, его возможностях, предназначении, моральных качествах. Сосуществование разных этических систем, разных педагогических практик, культур – это требование времени. Между ними будет не только мирное сосуществование, конструктивный диалог, но и борьба пристрастий, предпочтений, убеждений – проявлений разных ценностей. Содержит ли какая-либо педагогическая теория угрозу для человека – проверяется, прежде всего, практикой, «самоощущением личности», «атмосферой» всего общества. Как известно со времён софистов, из винограда может получиться как превосходное вино, так и ординарный уксус. Умозрительные положения вроде «наказание воспитывает раба», «дисциплина тормозит творческую личность», вполне заслуженно раздражающие педагогов-практиков, однако, тоже имеют своё положительное значение в критике теории.
Идея создания колонии, пронизанная революционным духом, построение нового общества, а точнее - перевоспитание детей, испытавших в столь юном возрасте лишения людской теплоты и заботы, явилось нелегкой миссией для А.С. Макаренко. Важной её задачей решалось создать коммуну - с климатом взаимоподдержки и взаимовыручки, привить детям ростки социальной адаптации в обществе, т.е. необходимо было их социализировать, дать им «... социальное воспитание» [2, с. 212-213].
По мысли К. Поппера, английского философа XX века, принципиальная опровержимость (фальсифицируемость) позволяет отсечь от теории, не согласующиеся с ней факты, делая её более достоверной, имея также в виду, что теория в принципе не может согласовываться со всеми без исключения фактами. Теорию нельзя проверить на окончательную истинность – её можно только опровергнуть. Фальсифицируемость – признак её силы, а не слабости. Педагогика Макаренко по своим основаниям, целям, задачам, технологиям и смыслам, по своему этосу (моральному кредо) не противоречит утверждающейся гуманистической парадигме воспитания.
Социальное воспитание - это процесс целенаправленного формирования социально значимых качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации. Процесс не новый, он внедрялся и раньше. Ведь каждый исторический период «заказывает», «диктует» «знаменует» свои установки и ценности. Так, и во времена царствования Екатерины II была предпринята попытка воспитания детей без участия родителей и, тогда создавались специальные учреждения социального воспитания и обучения, но, к сожалению, этот эксперимент потерпел неудачу, и его прекратили. А в первой половине XX в., т.е. в революционный период, стал набирать силу и развиваться научный подход социализации общества.
Здесь следует отметить, что процесс социализации не может быть статичным, и в каждом новом историческом периоде претерпевает определенные трансформационные изменения. Нужно учитывать и тот факт, что человек развивается медленнее или стихийно, но в своей только ему присущей последовательности: темпе и среде, чем происходит новый запрос общества и культуры. Главной воспитательной задачей становится гармонизация «личных и коллективных перспективных линий», отношение к трудовому коллективу как к расширенной семье, где её члены не только выполняют общественно значимую работу, но и испытывают человеческие эмоции. «Воспитать человека - значит воспитать у него перспективные пути» [5, 6]. Тут возникали вопросы, на которые и сам А.С. Макаренко затруднялся ответить. А именно, как переломить уже устоявшиеся общественные нормы поведения и учить действовать по-иному, раскрывая в своих воспитанниках «светлую» часть себя, высокую духовность, любовь к ближнему, и тот потенциал, который заложен природой в человеке, направляя их развитие личности в нужное русло? Восприятие воспитателями детей как существ, нуждающихся в постоянном «укрощении», он считал главным «педагогическим пороком». «В его понимании каждый ребенок, даже «трудный» - это прекрасная и живая жизнь. В детях нужно видеть товарищей и граждан, уважать их права и обязанности, в том числе право на радость и обязанность ответственности» [5, 6].
И еще одной нелегкой задачей, которая назрела в тот период, была необходимость найти педагогов для этой цели, а также научить весь персонал сотрудников работать с обездоленными детьми. У каждого человека свои возможности и свои устремления, а являясь членом общества, существует и его соподчиненность обществу и зависимость его благополучия от общественного положения. Как показывает опыт, воспитывать подрастающую молодежь, гораздо тяжелее, чем растить маленького ребенка, который гибче реагирует на изменения, происходящие во внешнем мире. «Даже если не меняются за это время общественные идеалы, нельзя не видеть разницы в целях воспитательной работы в зависимости от возраста воспитуемого, уровня сформированности его личности» [7, с. 253].
Ученый исследователь Е.А. Базалей в своей статье «Интерпретация идей А.С. Макаренко в современном образовательном пространстве» отмечает: «Внутреннюю природу педагога характеризовали его психические качества, которые имели гуманистическую направленность. Ведущим фактором развития личности педагога - это есть интерес к людям и к жизни» [1]. Многие ученые сейчас соглашаются с мнением о том, что человек является главным героем своей жизни и, именно такой личностный подход, по сей день не теряет своей актуальности, а в тот непростой период наиболее был востребован и значим для людей, как для воспитанников, так и для педагогов.
Другой аспект, который необходимо затронуть, это как действенный пример самого педагога, умеющего балансировать в чрезвычайных обстоятельствах, пересматривать и перестраивать свой привычный уклад жизни, ради небольших шагов успеха своих подопечных. Это необходимость идти в
Фрагмент для ознакомления
3
1. Базалей Е.А. Интерпретация идей А.С. Макаренко в современном образовательном пространстве // Молодой ученый. - 2013. - №4. - С.515-519 -URL: http://moluch/archive/51/6492/ biblioclub.ru/index.php?page=book&id= 271716 (дата обращения: 02.12.2020).
2. Гриценко Л.И. А.С. Макаренко: воспитание трудного детства // Л.И. Гриценко. Волгоград, 2003. 241 с.
3. Дорохова Т.С. История социальной педагогики. М.: Владос, 2012. 300 с.
4. Дорохова Т.С. К вопросу об эволюции системы понятий педаго-гики и образования в период модернизации отечественной педагогики (на примере 20-х гг. XX в.) // Понятийный аппарат педагогики и образования: коллективная монография; отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Гплпшузова. В. 8. Екатеринбург, 2015. С. 226 — 234.
5. Кораблева Т.Ф. Горьковская призма миросозерцания А.С. Мака-ренко // Т.Ф. Кораблева. «Альманах Макаренко» №1. М: Издательство Народное Образование. 2008. С. 103-113.
6. Кроль В.М. Педагогика. Учеб. пособие. - 2-е изд., испр.и доп. - М.:РИОР: ИНФРА-М, 2016. - 303 с.
7. Курпяков Н.В. Педагогические взгляды и идеи А.С. Макаренко и их актуальность в современной образовательной системе// (Педагогика, психология и образование: от теории к практике. / Сборник научных тру-дов по итогам международной научно-практической конференции. № 4. г. Ростов-на-Дону, 2017. 106 с.
8. Макаренко А.С. Мажор / А.С. Макаренко. -Москва: Директ-Медиа, 2014. - 107 с. - Режим доступа: по подписке. - URL: http://biblioclub.ru/index. php?page=book&id= 271716 (дата обращения: 02.12.2020).
9. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процес-са. [Электронный ресурс] http://www.makarenko.edu.ru/files/metodika.doc (дата обращения: 02.12.2020).
10. Макаренко А.С. Методика организации воспитательной работы / А.С. Макаренко. – Киев: Махаон, 1990. – 366 с.
11. Макаренко А.С. Педагогическая поэма / А.С. Макаренко. – Киев: Рад. Школа, 1973. – 424 с.
12. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. / А.С. Ма-каренко; сост. А.А.Фролов, Л.Ю. Гордин, М.Д. Виноградова. – М.: Ака-демия, 1986. – 358 с.
13. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пос. для студентов пед. заведе-ний / В.А. Сластенин. – М.: Школа-Пресс, 1998. – 51 с.
14. Словарь терминов по общей и социальной педагогике; под ред. Г.Д. Бухарова. Екатеринбург, 2006. 135 с.
15. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива / В.А. Сухомлин-ский. – М.: Молодая гвардия, 1975. – 296 с.
16. Феномен воспитания в современной педагогике: монография / Т.А. Ромм, Н.П. Аникеева и др. Новосибирск: Из-во НГПУ, 2011. 221 с.
17. Фролов А.А. Воспитание в широком и узком значении: преодо-ление разрыва (по наследию А.С. Макаренко) // Воспитание и социализа-ция молодежи: потенциал историко-педагогического познания в контексте вызовов современности. Волгоград: Ред.- изд. центр ВГАПО, 2018. С. 360-364.
18. Чехов А.П. Собрание сочинений: в 12 т. / А.П. Чехов. – М.: Лит-ра, 1964, т. 11. – 411 с.
19. Эрдынеева К.Г. Базовая философия субъекта как условие адапта-ции личности // Фундаментальные исследования. 2007. № 1. С. 73-76.
20. Siciliani De Cumis N. Una scienza in carne ed ossa. Makarenko nella Casa Caridi e altre storie di ordinaria inclusione 2015-2016. Guida Editori srl. Napoli 2015. 430 pp.
21. Vygotskij L.S. La teoria delle emozioni. Traduzione integrale a cura di M.S. Veggetti e Mauro Campo. Edizioni L'albatros. Roma. 2015. 350 pp.