Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современное развитие экономики осуществляется в крайне непростых условиях. Пандемия, затяжной экономический кризис – все это вызвало большие потрясения в современном обществе. Важнейший фактор для эффективного и прогрессивного развития – система современного научного менеджмента, рассматриваемая практически на всех уровнях хозяйства: начиная от маленьких фирм и заканчивая крупными транснациональными корпорациями.
Менеджмент как ведущая научная дисциплина вобрала в свой состав большое количество научных концепций и взглядов, где каждому отводится свое особенное значение. Неоднозначность некоторых формулировок менеджмента, отсутствие четких границ при изучении управления и собственно самого менеджмента, необходимость привнесения в данную науку новых положений, преимущественно, практико-ориентированных, делают данную тему исследованию актуальной, практически значимой.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА И УПРАВЛЕНИЯ
1.1 «Менеджмент» и «управление»: общее и различное
Закономерности в развитии менеджмента 21 веке в ряде случаев можно связать с непростой историей РФ. На данный процесс также непосредственно повлияла модели государственного управления, что получило в современно й литературе особое название «мобилизационная модель».
В современном «Оксфордском словаре английского языка» формулировка «менеджмент» трактуется как некий «способ общения с людьми», «особого рода умелость и навыки выполнения административной работы», а также «механизм осуществления власти. В частности, Питер Друкер, один из общепризнанных авторитетов в области менеджмента и безусловно лучших экспертов в своей области отмечает: «Термин «менеджмент» крайне непрост для понимания... Он пришел к нам из США и вряд ли может быть переведен на какой-либо другой язык, включая и современный английский. Ее функции достаточно обширны: он объединяет в себе не только людей, но и указывает на должностное (социальное) положение; означает некую учебную дисциплину, а также область научного исследования. При этом важно заметить, даже в чисто в американском употреблении менеджмент не так адекватен, как некоторый термин.
В менеджменте, как некой научной парадигме и системе, можно сформулировать три содержательных аспекта:
- управление - один из ведущих видов человеческой деятельности;
- управление, как некая функция - выделение деятельности по управлению в особенную трудовую функцию;
- менеджмент представляет собой непростой механизм достижения целей.
- менеджмент – особенные отношения между отдельными людьми в процессе осуществления совместной деятельности;
В управлении, в свою очередь, также можно выделить ряд важных аспектов, адекватных или созвучных менеджменту. Этот список можно расширить следующими важными формулировками:
- управление можно рассматривать как некий процесс создания специального аппарата (органа) по воздействию на исполнителей для достижения намеченных целей.
- управление можно также рассматривать как некое искусство по эффективному применению накопленного опыта на практике;
1.2. Научные школы менеджмента и их краткая характеристика
В становлении и развитии менеджмента как науки приняли участие большое количество научных школ, проявили участие разные ученые в определенные периоды истории. Каждые из них внес свой весомый вклад в дальнейшее развитие взглядов по данной проблематике. Вместе тем справедливости ради стоит отметить, что далеко не все положения теории менеджмента и управления остаются проработанными и в настоящее время. Постоянные изменения в экономике, инновации, необходимость осваивать новые схемы работы – все это приводит к понимаю о необходимости адаптации, возможности подстраивать привычные процессы под новые реалии.
Анализ многочисленной научной литературы позволит выделить не только сходства и различия некоторых. В рамках данного исследования большое значение имеет анализ преимущественно двух ключевых концепций, что будет рассмотрено ниже. В традиционном управлении основная задача руководителя сводится к тому, чтобы соединить факторы производства в едином процессе.
2. АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА
2.1 Особенности концепции И. Ансоффа
Игорь Ансофф является основоположником стратегического управления. Данному ученому принадлежит более количество научных исследований, в частности, «Основы стратегического управления», «Стратегия корпораций», и др. Его вклад в современную науку состоит в том, что он разработал модель внешней среды фирмы, которая характеризуется различными условиями. Однако вклад данного ученого заключается еще и в том, что именно он впервые ввел термин турбулентность. При этом, по его мнению, уровень турбулентности определяется сочетанием следующих важных факторов:
- скорость изменений;
- покупательские предпочтения;
- давление со стороны правительства, в т.ч. и отдельных влиятельных групп.
Именно благодаря И. Ансоффу впервые заговорили и стали широко использовать такой важный инструмент, как матрица Ансоффа. Именно он предложил столь уникальный аналитический инструмент стратегического планирования, посредством которого стало возможным выбрать одну из распространенных стратегий маркетинга. Именно данный ученый внедрил прогрессивные стратегий в области маркетинга и стратегического менеджмента, которые и стали ключевыми для многих компаний, желающих достичь успеха.
2.2 Особенности концепции Г. Минцберга
По другую сторону научных изысканий стоит Генри Мингберг. По мнению ученого, не только общество, но и сами управленцы в целом воспринимают данную науку в большей степени как профессию или науку, которой можно сравнительно легко обучиться в стенах высших учебных заведений. Ученый придерживался следующих важных принципов в управлении:
- как научная дисциплина, основы которой можно изучить и которую можно применять
- как искусство, обрести которых без опыта чисто физически невозможно. Только с опытом может прийти четкое понимание особенных нюансов управленческого процесса, включая способность вписывать собственные задания в рассматриваемый контекст.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Практика управления организацией имеет очень древнюю историю, такую же, впрочем, как и само человечество. И при этом, сам менеджмент как научная и прикладная дисциплина приобрел статус такового лишь в начале 20 века. Как мы увидели из анализа многочисленной литературы, эволюция практики и теории данной дисциплины неразрывно связана с развитием промышленности, науки, бизнес структур, и пр.
Многие научные школы, рассмотренные в рамках данной курсовой работы, предопределили универсальные принципы управления организацией, организационную структуру, список функций управления и пр. Особенно большое значение, по нашему мнению, занимают положения ряда научных школ, многие из которых расставляют акценты относительно понимания человеческих потребностей, их качественного удовлетворения, решение проблемы эффективного социального взаимодействия.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1 Гапоненко, А. Л. Менеджмент : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. Л. Гапоненко ; ответственный редактор А. Л. Гапоненко. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 396 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02049-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450687 (дата обращения: 08.12.2020).
1. Иванова, И. А. Менеджмент : учебник и практикум для вузов / И. А. Иванова, А. М. Сергеев. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 305 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04184-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450097 (дата обращения: 07.12.2020).
2. Коргова, М. А. Менеджмент. История менеджмента : учебное пособие для среднего профессионального образования / М. А. Коргова, А. М. Салогуб. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 166 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11323-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456664 (дата обращения: 08.12.2020).
3. Менеджмент в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для вузов / И. Н. Шапкин [и др.] ; под общей редакцией И. Н. Шапкина. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 384 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04625-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453626 (дата обращения: 07.12.2020).
4. Менеджмент : учебник для вузов / А. Л. Гапоненко [и др.] ; под общей редакцией А. Л. Гапоненко. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 398 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03650-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450034 (дата обращения: 07.12.2020).
5. Менеджмент : учебник для вузов / Ю. В. Кузнецов [и др.] ; под редакцией Ю. В. Кузнецова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 448 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03372-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450343 (дата обращения: 08.12.2020).
6. Петров, А. Н. Менеджмент : учебник для бакалавров / А. Н. Петров ; ответственный редактор А. Н. Петров. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — 645 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-1853-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/394239 (дата обращения: 08.12.2020).