Фрагмент для ознакомления
2
Несмотря на большое количество исследований, в обществе все еще существует определенное психологическое игнорирование причинно-следственных связей психологических проблем, возникающих из детского опыта. Поэтому их раскрытие сейчас так необходимо. Понятие установок, их признаки и их структура изучались Д.Н. Узнадзе, Л. Ланге открыли концепцию установки, В. Томас, Ф. Знанецкий, Г. Олпорт изучали социальную установку. Проблема взаимосвязи между установками и поведением была разработана Р. Лапьер и М. Фишбейн.
Многочисленные исследования позволили выделить когнитивные (когнитивные), аффективные (эмоциональные) и поведенческие (конативные) компоненты структуры установки. Таким образом, отношение рассматривается вместе со знанием субъектом предмета, его отношением, как эмоциональный баланс и определенное намерение - программа действий над конкретным объектом[7].
По мнению Э. Берна, сценарий жизни и работы, рецепты пола и брака, а также выбор партнера формируются родительскими установками. Как отмечает Э. Эриксон, отношение родителей может ограничивать ребенка, препятствовать его развитию, проявлять честность и творческий потенциал.
Е. Эйдемиллер и В. Юстицкис подчеркивают, что человек вбирает в себя большую часть сценариев родительской семьи, наследуя модели поведения благодаря постоянному восприятию отношения или родительских указаний. [9].
Отношение и ожидания родителей по мнению Р.В. Овчарова имеет три уровня:
1) «Мы родители» (репродуктивное отношение супругов к своим отношениям);
2) «Мы родители нашего ребенка» (установки в родительско-детских отношениях);
3) «это наш ребенок» (отношение и ожидания по отношению к ребенку (-ам)) [3].
В.В. Бойко исследует три элемента репродуктивного отношения:
1) поведенческий элемент установки, выражающийся в реальном репродуктивном поведении и запланированном репродуктивном поведении;
2) эмоционально-оценочный аспект, т. е. Совокупность взглядов, мнений, позиций человека относительно размера собственной семьи;
3) когнитивный элемент отношения, который касается тех аспектов суждений и поведения, которые возникают в результате наличия определенных знаний о предмете, в отношении которых проявляется это отношение. [3].
Л.И. Савинов считает, что на формирование репродуктивных установок влияет ряд условий: семейный образ жизни, распространенный в обществе и особенно в окружающей среде, общепринятые нормы о количестве детей; образ жизни родительской семьи и количество детей в семье; ориентация каждого супруга на количество и пол детей, детей как помощников и помощников в старости, на продолжение рода, семьи, фамилии, на самореализацию детей и т. д. [3].
Второй этап реализован в учебном стиле. Сюда входит отношение супругов, основанное на их образовательных предпочтениях, взглядах на родительскую роль, выборе той или иной системы наказаний и поощрений, гибкости в общении, отношении к инициативе ребенка и т. д. [3].
Третий уровень касается непосредственно образа ребенка, созданного родителями, и тесно связан с удовлетворенностью родительской ролью. Именно на этом уровне происходит постоянное сравнение (сознательно или бессознательно) идеального образа ребенка с объективной реальностью. Результат такого сравнения выражается в родительском отношении и оказывает на него измеримое влияние[3].
Существует множество периодизаций родительских отношений, положения и отношений с ребенком. Одна из первых систематических классификаций родительских установок была предложена в 1937 г. А. Коннер. К ним она отнесла: принятие и любовь; явное отторжение, излишняя требовательность, чрезмерная опека.
А.С. Спиваковская выделяет восемь типов родительской любви, которые отражают отношение родителей к детям и являются установками:
- действенная любовь (симпатия, уважение, близость);
- отстраненная любовь (симпатия, уважение, однако большая дистанция в общении);
- действенная жалость (сочувствие, близость, но неуважение); неприятие (апатия, неуважение, большая дистанция в общении);
- презрение (неприязнь, неуважение и небольшая дистанция в общении);
- преследование (антипатия, уважение, близость); неприятие (неприязнь, уважение, большая дистанция);
- снисходительное неприятие (симпатия, неуважение, большое расстояние) [6].
A.E. Личко и Э. Эйдемиллер предложили широкую классификацию стилей семейного воспитания, которая, по сути, является способом передачи родительского отношения:
1. Гипопротекция: отсутствие заботы и контроля над поведением иногда приводит к полному пренебрежению; часто проявляется недостаточным вниманием и заботой о физическом и духовном благополучии ребенка, его делах, интересах и заботах. Скрытая гипопротекция наблюдается при формальном контроле, настоящей нехватке тепла и заботы, невключении в жизнь ребенка. Этот тип психопатического развития ребенка может быть результатом разочарования из-за потребности в любви и принадлежности, эмоционального неприятия ребенка и отказа от участия в семейном сообществе.
2. Доминирующая чрезмерная опека: повышенное внимание и забота о ребенке связаны с мелким контролем, большим количеством ограничений и запретов, усиливают несамостоятельность, безынициативность, нерешительность. , неспособность защитить себя. Такое отношение родителей вызывает чувство протеста против неуважения к его «Я».
3. Разрешительная чрезмерная опека: воспитание в качестве «семейного кумира», потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и обожание, неоправданно высокий уровень претензий к ребенку, неконтролируемое стремление к лидерству, сочетающееся с недостаточной настойчивостью и опорой на собственные ресурсы.
4. Эмоциональное отторжение: игнорирование потребностей ребенка, часто жестокое обращение. Скрытое эмоциональное отторжение проявляется в общем недовольстве ребенком, в постоянном ощущении родителей, что он не «тот», не «тот». Иногда маскируется преувеличенной заботой и вниманием, но выдает раздражение, недостаточная искренность в общении, бессознательное желание избежать интимных контактов, а иногда и избавиться от «ноши». Эмоциональное отторжение одинаково вредно для всех детей.
5. Повышенная моральная ответственность: требования бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности, не соответствующие возрасту и реальным способностям ребенка, ответственность за жизнь и благополучие близких, стойкие ожидания большого личного интереса, невнимательность его психофизическим характеристикам [9].
Установки родителей на воспитание детей В.С. Трохтий определяются как готовность действовать тем или иным образом. Каждый из супругов не только отражает действительность, но и эмоционально переживает ее, осмысливает и осуществляет определенные действия для усвоения их требований в психике ребенка.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Бодалев А.А., Столин В.В. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования. – М.: Педагогика, 1989. – 209 с.
2. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. – 319 с.
3. Орбан-Лембрик Л.Б. Соціальна психологія. – Київ: Академвидав, 2003. – 446 с.
4. Радостева А.Г. Влияние семейных отношений на родительские установки // Фундаментальные исследования: сб. науч. тр. – 2008. – Вып. 8 (часть 5). – С. 58–61.
5. Спиваковская А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватной родительской позиции // Семья и формирование личности. – М., 1981.
6. Узнадзе Д.А. Психология установки. – СПб.: Питер, 2001. – 416 с.
7. Цай П.А. Отражение неосознаваемой установочной мотивации у родителей больных детей с неврозом на еффективность суггестивной психотерапии // Експериментальна і клінічна медицина. – Харкiв, 2008. – № 2. – С. 134–137.
8. Эйдемиллер Э.Г. Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2008. – 672 с.
9. Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций. - М., 2001. - 415 с.
10. Туник Е. Психодиагностика супружеских отношений. - СПб.: Питер, 2014. - 96 с.
11. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. - СПб. : Речь, 2003. - 336 с.
12. Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993. 32 с.
13. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002. С. 640-652.