Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Цель данной работы – анализ особенностей соотношения языковой и научной картин мира на примере английской и русской языковых картин.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
1) рассмотреть понятие и виды мировоззрения;
2) проанализировать понятие и виды картин мира;
3) выявить специфику языковой картины мира;
4) провести сравнительный анализ некоторых категорий языковой картина мира в английском и русском языках.
На наш взгляд, выбранная тема является актуальной, так как понимание специфики научной и языковой картин мира носителей родного и иностранного языков становится важным на современном этапе развития общества и обретения миром мультикультурных коммуникативных отношений, - это понимание необходимо для осознания различий между народами и соблюдения специфических правил в речи и общении.
Объект работы – языковая и научная картины мира.
Предмет работы - английская и русская языковые картины мира.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения списка литературы.
В первой главе рассматриваются вопросы мировоззрения и его видов, видов картин мира, включая научную, а также особенности языковой картины мира.
Во второй главе предпринимается попытка сравнительного анализа некоторых особенностей английской и языковых картин мира.
Список литературы состоит из 18 источников.
Глава 1. Мировоззрения и картины мира: понятия и виды
1.1. Понятие и виды мировоззрения
У каждого человека, равно как и у групп людей и даже целых обществ существуют системы взглядов, которые определяют отношение к миру в целом, к человеку, к явлениям мира и событиям в жизни людей.
Эта система и называется мировоззрением. Мировоззрение возникает тогда, когда у людей появляется необходимость и даже потребность в понимании сущности и характера своих взаимоотношений с мироустройством.
Потребность приводит к тому, то человек ищет пути взаимодействия и анализирует свои возможности и свои взгляды на те или иные ситуации, обобщает их и делает выводы, - то есть, многогранно и всеобъемлюще осваивает реальность, что ведет к созданию в его сознании устоявшейся системы взглядов на мир и отношения с людьми и миром, то есть, собственно, мировоззрения.
Носитель мировоззрения – это человек, отдельная личность, однако, постепенно с ходом развития общества исторически сложилось, что мировоззрение становилось принадлежностью групп и целых обществ, классов, что делало мировоззрение совокупностью жизненных позиций, программ поведения, действий людей и их нравственных установок, ценностных и поведенческих ориентиров, которые формулируются обществом в ходе духовно-практической, направленной работы, обобщающей ценность полученного обществом опыта .
Итак, обобщая вышесказанное, можно отметить, что «мировоззрение - это система предельно обобщенных представлений и знаний о мире в целом, о месте и роли человека в мире, об отношении человека к миру, к др. людям, к самому к себе в виде совокупности основных принципов бытия и познания, ценностных ориентиров и идеалов, норм общения и поведения» .
Структура мировоззрения достаточно сложна, и ее условно можно представить в виде следующей схемы (Рис. 2): она складывается из знаний, полученных людьми, принципов, которые исповедуют те или иные группы или сообщества, благоприобретенных на основании опыта духовных ценностей, а также идеалов, убеждений и идей, которые прививаются из поколения в поколение на основании знаний, принципов и ценностей.
Можно отметить, что в формировании мировоззрения принято различать три основных этапа, которые входят во взаимодействие друг с другом:
1) мироощущение, переводящее все восприятие в чувственный, эмоциональный слой сознания, который достаточно фрагментарно воспринимает мир;
2) мировосприятие, переводящее восприятие в эмоциональный, но уже вполне целостный, единый образ мира;
3) миросозерцание, переводящее восприятие в познавательный и рациональный слой сознания .
Можно также выделить формы мировоззрения, которые формируются на разных уровнях развития человечества, а также в разные периоды формирования личности человека. К формам мировоззрения принято относить следующие:
1) мифологическое мировоззрение;
2) религиозное мировоззрение;
3) обыденное мировоззрение;
4) философское мировоззрение;
5) научное мировоззрение.
Рассмотрим основные формы мировоззрения.
1) Мифологическая форма мировоззрения – это такой тип сознания и понимания мира, при котором общество еще находится на ранней стадии развития. В сознании отдельных людей формируются мифологические представления о мире, о его явлениях, и эти представления затем распространяются на все общество в целом. Мифология становится доминантой духовной жизни общества – так происходит в обществах первобытного типа, где мифология становится целостным мировоззрением.
Принято считать, что мифологическое мировоззрение сформировалось у Homo sapiens около 40-60-ти тысяч лет назад, и было связано с описанием жизнедеятельности богов и героев, чудовищ и фантастических существ, которые связываются в сознании людей с явлениями природы и законами социальной и общественной жизни .
В мифе возможно абсолютно все, из пустоты появляются в мифологии предметы и вещи, люди и животные, преобразовывается в любую фантастическую форму, и также исчезают – под воздействием неких волшебных сил, необоснованно и без явного, рационального объяснения происходящему. Именно отсутствие рационального начала делает мифологическое сознание слабым и антинаучным, так как не дает разуму человека выстроить логических связей, держит его в напряжении и тревоге из-за непознаваемости вселенной.
2) Религиозная форма мировоззрения – это такой тип мировоззрения, в котором фантастические представления человека о мире основываются на некоем сверхъестественном высшем начале. Религиозное мировоззрение принимает на веру, что все явления и сущности мира так или иначе увязаны с высшим разумом, абсолютным началом всего сущего, например, с богом или богами.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1) Вайсгербер, Л. Родной язык и формирование духа [Текст] / Л. Вайсгербер. – М., 1995. – 115 с.
2) Вольникова Е.А., Кривошеева Ю.М. Ключевые концепты английской языковой картины мира // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. – 2015. – Т. 3. – № 6 (28). – С. 218-222.
3) Гачев Г. Д. О национальных картинах мира. // Народы Азии и Африки. М., 2012. – № 1. с. 7792.
4) Гуревич, А. Я. Философия культуры: Пособие для студентов гуманит. вузов [Текст] / А.Я. Гуревич. – М. : АО «Аспект пресс», 1994. – С. 12.
5) Залесский Г.Е. Психологические основы формирования убеждений: Дис. ...докт. псих, Наук. - М., 1991. – С. 78.
6) Зализняк А., Левонтина И., Шмелев А. Ключевые идеи русской языковой картины мира // Отечественные записки. - 2002. - № 3 // https://magazines.gorky.media/oz/2002/3/klyuchevye-idei-russkoj-yazykovoj-kartiny-mira.html
7) Ильченко В.Р. Формирование естественнонаучного миропонимания школьников. - М.: Просвещение, 1993. – С. 113.
8) Кондаков, И. В. Введение в историю русской культуры: Теоретический очерк [Текст] / И. В. Кондаков. – М. : Наука, 1994. – С. 33-34
9) Королева А.А., Мартынова А.Г., Кривошеева Ю.М. Концепт «поведение человека» в английской языковой картине мира / Языковые и культурные реалии современного мира. Всероссийская научно-практическая конференция. – 2015. – С. 103-111.
10) Кубрякова, Е. С. Словообразование//Лингвистический энциклопедический словарь [Текст] / Е. С. Кубрякова. – М. : Советская энциклопедия, 1990. – С. 29.
11) Лурия А. М. Язык и сознание [Текст] / А. М. Лурия. – М. : 1979. – С. 65.
12) Маслова, А. В. Лингвокультурология [Текст] / А. В. Маслова – М.: 1995. – С. 11.
13) Мейер, Г. Изучение истории языка [Текст] / Г. Мейер. – М. : 2005. – С. 258.
14) Распопов В.Я. Научное мировоззрение. // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. - 2017. - № 12. - С. 67 - 69.
15) Суворова Ю. В., Шишкина А. О. Особенности английкой языковой картины мира // Человек, общество и государство в современном мире. -Пенза: ПГТУ, 2016. - С. 398-402.
16) Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е.Ф. Губ-ский, Г.В.Кораблева, В.А.Лутченко. М.: Инфра-М, 2009. – С. 123.
17) Хайдеггер, М. Бытие и время [Текст] / М. Хайдеггер. – М. : АСТ, 2007. – С. 56
18) Ясперс, Т. Психология мировоззрения [Текст] / Т. Ясперс. – М., 1985. – С. 41.