Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время поиску новых форм, методов и приемов обучения уделяется довольно много внимания. Современные школы находятся в поиске методик обучения, позволяющих, во-первых, повысить качество и эффективность учебного процесса, во-вторых, дать раскрыться личности учащегося и развить его творческие способности, в-третьих, подготовить учащихся к дальнейшей реальной жизни в обществе. Успехи учащегося в учебной деятельности находятся в непосредственной зависимости от его мотивации, в связи с чем на учителей ложится тяжёлая задача – способствовать повышению мотивации учащихся посредством включения в обучение иностранных языков привлекательных для учащегося методов и приёмов.
Применение игровых технологий в качестве вспомогательных методов обучения – весьма эффективный способ, позволяющий вызвать у учащихся интерес и желание к изучению иностранных языков, тем самым облегчая процесс обучения в средней школе. Игра является одним из важнейших факторов мотивации, способствуя повышению активности школьников в учебном процессе, она активизирует их познавательную активность. Также, игра – это мощное средство развития коммуникативных способностей, которое благоприятствует взаимодействию как между учениками, так между учениками и педагогом. Таким образом, именно использование игровых технологий при обучении иностранным языкам позволяет повысить качество процесса обучения, делает его ещё более содержательным.
Игровая деятельность обладает множеством преимуществ перед другими видами учебной деятельности. Вовлекая учащихся (всех вместе и, в то же время, каждого индивидуально) в активную познавательную деятельность, игра позволяет учителю регулировать учебный процесс. Состязательный характер игры наделяет её огромным мотивирующим потенциалом.
Также важно подчеркнуть, что в игре все равны. Результат же зависит лишь от участников игры: от степени их подготовленности, от умений и способностей.
Игра создаёт атмосферу творчества на уроке и условия для взаимодействия обучающихся между собой и с учителем, разрушая барьеры между ними. Удовольствие, полученное от игры, способствует созданию благоприятного психологического климата в классе, усиливая мотивацию к изучению иностранного языка даже у самых пассивных и «слабых» учеников. В обучении иностранному языку, игровые технологии позволяют не только организовать коммуникацию на нём, но и предельно приближает его к естественному общению.
Исходя из сказанного выше, актуальность данного исследования вызвана:
• потребностью в повышении качества учебного процесса;
• необходимостью разнообразить виды деятельности на уроке иностранного языка;
• необходимостью создания у учащихся положительной мотивации к изучению иностранных языков;
• необходимостью формирования коммуникативной компетенции.
Цель исследования состоит в теоретическом исследовании и обосновании включения игровых технологий в процесс обучения иностранному языку.
Объект исследования – процесс обучения иностранному языку.
Предмет исследования – методика обучения иностранному языку посредством игровых технологий.
Цель, объект, предмет и гипотеза предполагают решение следующих задач:
1. Раскрыть сущность, особенности и способы реализации игровых технологий;
2. Сравнить различные существующие классификации игровых технологий в обучении иностранным языкам;
3. Описать игровые технологии, которые могут быть использованы при изучении иностранного языка в основной школе.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
• изучение отечественной и зарубежной психолого-педагогической и методической литературы;
• анализ государственных образовательных стандартов;
• анализ отечественного учебного пособия по иностранному языку.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что анализ методической и психолого-педагогической литературы, проведённый в ней, может способствовать разрешению многих проблем, связанных с обучением иностранному языку в основной школе.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что представленные в работе методические рекомендации и игровые технологии могут быть применены учителями иностранных языков в школах.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРИМЕНЕНИЮ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
1.1. Игровые технологии: сущность понятия и особенности
Так же как труд и учение, игра является одним из ключевых видов человеческой деятельности. Она возникает у ребенка на границе раннего и дошкольного возраста и заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме.
Известные отечественные учёные, занимавшиеся исследованием детской психологии, такие как Л.С. Выготский, Л.А. Леонтьев и Д.Б. Эльконин, считают игру ведущей деятельностью ребенка, то есть такой деятельностью, благодаря которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития. Рядом исследователей (У. Магдауголл, Г. Мерфи и Ф.Я. Бентендейх) был выдвинут тезис о том, что игра – это социальный инстинкт, который присущ каждому человеку. Теория игры как самовыражения (Ж. Пиаже и др.) также получила широкое признание [21, c.37].
Игра издавна привлекала к себе внимание философов и исследователей. Она является предметом изучения не только педагогики, но и таких наук как история культуры, психология, этнография и даже этология (дисциплина зоологии, изучающая генетически обусловленное поведение, инстинкты животных, в том числе людей). Такой живой интерес к изучению этого удивительного феномена общечеловеческой культуры положил начало целой науке – игрологии или лудологии (от лат. ludus – игра).
Понятие игры очень сложно и многогранно. В этом и заключается основная трудность дать ей одно ёмкое определение. Определение игре, характеризующие её с разных сторон, давали многие учёные, исследовавшие это понятие в разных аспектах:
• В психологии:
o Человеческая игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности. (Д.Б. Эльконин) [38, c.11];
o Игра – пространство внутренней социализации ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С. Выготский) [6, c.344];
o Игра – это свобода личности в воображении, иллюзорная реализация нереализуемых интересов (А.Н. Леонтьев) [3, c.215];
o Игра – вид деятельности, выполняющий две функции: психологическое развитие человека и его отдыха (Р.С. Немов) [18, с.145].
• В методической науке:
o Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением (М.Ф. Стронин) [28, с.29];
o Игра – взаимодействие учащихся в деятельности характеризующийся условностью, в которой они подчиняются определённым правилам для достижения той или иной цели [41, с.65];
В нашем понимании игра является содержательным обобщением, которое вбирает в себя смыслы всех приведённых определений. Крупнейший специалист в области детской психологии, отечественный психолог Д.Б. Эльконин выделяет четыре функции игры:
• развитие мотивационно-потребностной сферы;
• познание;
• развитие умственных действий;
• развитие произвольного поведения [38, с.211-221].
Также выделяют следующие функции, выполняемые игрой в человеческой практике:
• развлекательную (развлечь, доставить удовольствие, заинтересовать);
• мотивирующую (заинтересовать);
• коммуникативную (осуществлять общени
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азимов, Э.Г. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. — СПб.: Златауст, 1999. - 472 с.
2. Биболетова, М.З., Грачева Н.П., Соколова Е.Н., Трубанева Н.Н. Примерные программы среднего общего образования. Иностранные языки. / М.З.Биболетова. – М.: Просвещение, 2005.
3. Бин – Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь / Под. ред. Б. М. Бин – Бад, М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова: - М.: Большая Российская Энциклопедия, 2009. - 528 с.
4. Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб: Издательство “Питер”,2000. – 304 с.
5. Бухбиндер, В.А. Основы обучения лексике в средней школе (на материале немецкого языка): Дис. … докт. пед. наук. – Киев, 1971.
6. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика-Пресс. – 1996. - 321 с.
7. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика / Н.Д.Гальскова, Н.И.Гез. – М. : Академия, 2007.
8. Горлова, Н. А. Методика обучения иностранному языку: в 2 ч. Ч.1: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.А.Горлова. – М.: «Академия», 2013, - 336 с.
9. Деркач, А. А., Щербак, С. Ф. Педагогическая эвристика. Искусство овладения иностранным языком./ А.А.Деркач, С.Ф.Щербак - М: Педагогика, 1991.
10. Занько, С. Т. Игра и учение. / С.Т.Занько, Ю. С. Тюников, С. М. Тюнникова. - М.: « Логос», 1992, ч. 1.
11. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М. : ИЦПКПС, 2004.
12. Кондурар, М. В. Понятия компетенция и компетентность в образовании / М.В.Кондурар // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Тольятти: ТГУ. 2012. №1(8). – С.189-192.
13. Кулигина, А. С. Французский язык. V класс: учеб. для общеобразоват. учреждений и шк. с углубл. изучением фр. яз. / А.С.Кулигина – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2011. - с. 239.
14. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004. – № 5. - С.3-1.
15. Макарихина, Ю.О., Мартыненко Л.Г. Преимущества использования игры как универсального приёма обучения иностранному языку (на материале французского языка) // Актуальные проблемы обучения иностранным языкам: результаты методических исследований. - 2016.
16. Немов, Р. С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. Заведений: В 3 кн.: Кн. 1: Общие основы психологии – М.: Просвещение: Владос, 1995.
17. Палей, О.И. Урок-деловая игра «Английский для молодых бизнесменов» / О.И.Палей // ИЯШ – №1. – 2002. - С.54-57.
18. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – М.: Просвещение, 1988.
19. Петричук, И. И. Еще раз об игре / И.И.Петричук // Иностранные языки в школе. - 2008. - N 2. - С.37-42.
20. Приказ № 1897 об утверждении ФГОС ООО: офиц. текст [приказ: утв. Министерством Образования и Науки РФ 17 дек. 2010 г.]
21. Рогова, Г.В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. — М., 1991.
22. Селевко, Г. К. Компетентности и их классификация // Народное образование. 2004. № 4.
23. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
24. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей / 2-е изд. - М.: Просвещение, 2003.
25. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М.: 2001.
26. Стронин, М. Ф. Обучающие игры на уроках английского языка. / М.Ф.Стронин. – М.:1994. - 243 с.
27. Ушакова, С. В. Из опыта работы: Формирование лексических навыков у младших школьников с помощью ИТК на уроках немецкого языка [Электронный ресурс] / С.В.Ушакова // Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/nemetskiyyazyk/library/2016/04/09/iz-opyta-raboty-formirovanie, (дата обращения: 05.10.2017).
28. Фоломкина, С.К. Методика рецептивного и репродуктивного овладения иностранным языком /С.К. Фоломкина // ИЯШ – №4. – 2010. - С.10-20.
29. Хуторской, А. В. Соотношение деятельности и содержания образования // Школьные технологии. 2007. № 3. - С.10-17.
30. Шадриков, В.Д. Личностные качества педагога как составляющие профессиональной компетентно¬сти // Вест. Яросл. гос. ун-та им. П.Г. Демидова. Серия «Психология». 2006. № 1. - С.15–21.
31. Шамов, А. Н. Лексические навыки устной речи и чтения – основа семантической компетенции обучаемых // ИЯШ. – 2007. – №4 – С.19-25.
32. Шамов, А.Н. Обучение лексическому аспекту иноязычной речи в трудах П. Б. Гурвича // ИЯШ. – 2016. – № 3. - С.13-19.
33. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М., 1994.
34. Шешеня, М.А Использование игровых технологий на уроках английского языка [Электронный ресурс] / М.А.Шешеня // Режим доступа: http://gigabaza.ru/doc/52292.html, (дата обращения: 20.09.2017).
35. Щеглова, Н.В. Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранным языкам / Н.В. Щеглова // Историческая и социальнообразовательная мысль. – 2011. – № 4. - С. 105-107.
36. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б.Эльконин. – М.: Педагогика, 1978. - 342 с.