Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В современном глобализирующемся мире известно бесчисленное множество разных видов заболеваний нервной системы и опорно-двигательного аппарата, приводящие к различным нарушениям моторных функций.
Среди них одной из главных причин детской инвалидности является детский церебральный паралич (далее – ДЦП). Распространенность этой патологии в нашей стране, к сожалению, значительно выше, чем во многих других развитых странах. По данным Всемирной организации здравоохранения ДЦП в мире составляет 1-2 ребёнка на 1000 новорождённых. У мальчиков заболевание встречается чаще.
Самым серьёзным фактором риска развития ДЦП является недоношенность, в то время как причин может быть настолько много, что в большом количестве случаев определить какую-то одну точно не удаётся. В течение последних 40 лет мировая статистика свидетельствует об увеличении количества детей, которым после рождения поставлен диагноз ДЦП.
Одним из важнейших методов лечения и коррекции двигательного развития человека с последствием ДЦП является физическая реабилитация – это использование с профилактической и лечебной целью физических упражнений и природных факторов в комплексном процессе восстановления здоровья и физического состояния детей.
Гипотеза, мы полагаем, что включение в существующие программы занятий адаптивным физическим воспитанием специальных дополнительных упражнений будут эффективно влиять на коррекцию опорно-двигательного аппарата ( далее ОДА) у лиц с последствием ДЦП.
Объект исследования: адаптивное физическое воспитание лиц с нарушением ОДА.
Предмет исследования: коррекция ОДА у лиц с последствием ДЦП на занятиях адаптивным физическим воспитанием.
Цель исследования: исследование эффективности упражнений на занятиях х адаптивным физическим воспитанием.
Задачи исследования:
1. Провести обзор научной литературы по теме исследования.
2. Раскрыть задачи, методы и организацию исследования.
3. Проанализировать результаты проведенного исследования.
4. Разработать практические рекомендации.
Методы исследования: анализ и обобщение данных специальной литературы, педагогические наблюдения, тестирование, методы математической статистики.
База исследования: _________________________________.
Особенности структуры. Работа выполнена на кафедре ___________________________________________ факультета, состоит из введения, 3-х разделов, заключения, списка использованных источников. Данная структура позволила провести углубленный анализ заявленной проблемы исследования.
Глава 1. Анализ научной литературы по теме адаптивного физического воспитания лиц с нарушением функций опорно-двигательного аппарата (последствия детского церебрального паралича)
1.1 Состояние опорно-двигательного аппарата у лиц с последствиями детского церебрального паралича
Нарушенные функции ОДА могут быть как врожденными, так и приобретенными. Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения ОДА имеются у пяти-семи процентов детей. Отклонения в развитии у детей с патологией ОДА различаются существенной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности разнообразных нарушений. Нарушения двигательных функций являются следствием всевозможных заболеваний (Евсеев С.П. Комплексная реабилитация и профилактика больных и инвалидов: учеб. пособие,2011).
К заболеваниям нервной системы можно отнести детский церебральный паралич, полиомиелит (инфекционное заболевание с преимущественным поражением передних рогов спинного мозга, что приводит к параличам) (Холодная М.А. Психолоигя интеллекта, 2002).
К врожденной патологии ОДА можно отнести врожденный вывих бедра, кривошея, косолапость и др. деформации стоп, отклонения в развитии позвоночника (сколиоз), недоразвитие и дефекты конечностей, аномалии развития пальцев кисти, артрогрипоз (врожденное уродство).
К приобретенным заболеваниям и повреждениям ОДА относятся: травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей, полиартрит (одновременное или последовательное воспаление многих суставов), заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит), системные заболевания скелета: хондродистрофия (врожденное заболевание костно-хрящевой системы с непропорциональным ростом частей тела и нарушениями окостенения), рахит (заболевание, чаще всего встречающееся у детей младенческого возраста, вызвано витаминной недостаточностью и характеризуется нарушением обмена веществ).
Ведущим в клинической картине перечисленных заболеваний является двигательный дефект: задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций.
В настоящее время в России постепенно начинается работа по созданию качественно новых систем реабилитации людей после различных заболеваний, связанных с нарушением функций опорно-двигательного аппарата (в частотности больных ДЦП) основанных на методах и приемах адаптации различных упражнений в комплекс лечебных упражнений лечебно-восстановительной физкультуры, наряду с другими средствами реабилитации].
Среди особенностей двигательной, физической и психологической деятельности взрослых больных с ДЦП следует назвать такие аспекты, как:
Нерациональные и неэффективные по структуре и составу движения опорно-двигательного аппарата
Сниженные показатели мышечной силы и работоспособности
Наличие непроизвольной двигательной активности
Низкий уровень развития физических качеств организма и т.п.
Все перечисленные факторы во многом затрудняют успешность социальной реабилитации и адаптации к жизни в современном социуме, что требует комплексный подход к физической, психологической и социальной реабилитации личности во взрослом возрасте (Лисовский В.А., Евсеев С.П., Голофеевский В.Ю., Мироненко А.Н. Комплексная профилактика заболеваний и реабилитация больных и инвалидов, 2014).
Следует отметить, что вплоть до второй половины XX века из всех детей, перенесших ДЦП, не более 5-10% могли дожить до зрелого возраста. В настоящий момент, благодаря развитию современной медицины, совершенствованию программ физической и социальной реабилитации, 60-95% детей с ДЦП могут рассчитывать не только повзрослеть, но и осуществлять полноценную эффективную деятельность в социуме. Увеличение продолжительности жизни больных с ДЦП позволило выявить ряд функциональных изменений в их организме с течением времени.
К таким изменениям для взрослых людей с ДЦП следует отнести:
1. Феномен преждевременного старения .
Большинство взрослых больных с ДЦП демонстрируют функциональные признаки более раннего наступления старости – уже в возрасте 35-40 лет. Этот феномен обусловлен тем, что дополнительное напряжение, нагрузка на организм, связанная с вызванными заболеванием деформациями, подвергают их тело постоянному стрессу, и функциональные резервы тела быстрее истощаются. Задержки развития, которые также часто встречаются при ДЦП, приводят к тому, что недоразвитые органы и системы должны работать на том же уровне, что и людей с нормой развития, соответственно, ряд систем, на которые приходится наибольшая нагрузка – сердечно-сосудистая, опорно-двигательная, дыхательная – будут подвергаться преждевременному старению (Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич.2001) .
2. Функциональные проблемы при трудовой деятельности.
Взрослые люди с ДЦП могут быть полноценными работниками, особенно в сфере умственного труда (при норме психического развития), а также в других сферах, однако постоянное посещение рабочего места в сочетании с феноменом преждевременного старения, делает сложным их трудовую активность по достижению среднего возраста. Если у больного с ДЦП есть возможность перейти на свободный график работы или домашнюю форму труда, то частые отдых и вспомогательное оборудование могут позволить им и дальше эффективно трудиться, для других категорий выходом может быть только досрочная пенсия.
3. Депрессивные расстройства.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Артепалихина, Л.А. Особенности методики коррекции плоскостопия средствами адаптивной физической культуры в условиях специальных (коррекционных) образовательных учреждений /Л.А. Артепалихина //Проблемы физической культуры и порта, и пути их решения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Вятский государственный университет. -2016. Издательство: Общество с ограниченной ответственностью "Радуга-ПРЕСС" (Киров).-2016.-С.17-21.
2. Бегидова, Т.П. Основы адаптационной физической культуры: Учебное пособие. - М.: Физическая культура и спорт, 2011. - 192 с.
3. Евсеев, С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. / С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2016. - 616.
4. Комплексная реабилитация и профилактика больных и инвалидов: Учеб. пособие / Под ред. С.П. Евсеева. — М.: Советский спорт, 2011. — 320 с.
5. Лечебная физическая культура: Справочник / Под ред. проф. А. Епифанова. — М.: Медицина, 2011. - 528с.
6. Лечебная физическая культура: учебник для студ. высш. учеб. заведений / С. Н. Попов, Н. М. Валеев, Т. С. Гарасева [и др.]; под ред. С. Н. Попова. – 6-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 416 с.
7. Лечение плоскостопия у пациентов со спастическими и вялыми параличами [Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.turner.ru/pip_dcp.html. (Дата обращения: 12.12.2020).
8. Лисовский, В.А., Евсеев С.П., Голофеевский В.Ю., Мироненко А.Н. Комплексная профилактика заболеваний и реабилитация больных и инвалидов. Учебное пособие. / Под ред. проф. С.П. Евсеева. – 2–е изд., стереотип. – М.: Советский спорт, 2014. – 320 с.
9. Мельников, В. С., Алексеева Э. Н. Коррекция нарушений осанки и плоскостопия посредством физических упражнений: Метод указ. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2013.
10. Холодная, М.А. Психология интеллекта. /М.А.Холодная.: С-Пб.:Питер, 2002.- 264 с.
11. Шапкова, Л. В. Частные методики адаптивной физической культуры /Л.В. Шапкова. – М., 2014. – 608 с.
12. Шапкова, Л.В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Под. ред. проф. С.П. Евсеева.-М.: Советский спорт, 2001.-152с
13. Шипицина, Л.М., Мамайчук, И.И. Детский церебральный паралич. - СПб., 2001. – 156 с.
14. Физическое воспитание в реабилитации детей с особенностями психофизического развития. / Под ред. П.И.Новицкого. Витебск. Издательство Витебского госуниверситета им.П.М.Машерова, 2020.- 96 с
15. SAMYLICHEV A.S. PROFESSIONAL SKILLS TRAINING FOR FUTURE APA TEACHERS. научная статья Язык: английский //Адаптивная физическая культура.-2009.-№1.-С.19