Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений, она выступает в различных формах и осуществляется разными способами, речь о которых пойдет в данной работе.
Цель работы: изучить вопросы о сущности конкуренции, исследовать совершенную конкуренцию, вопросы дифференциации продукта на примере организаций дошкольного образования, сделать выводы.
Весьма актуальна разработка детального бизнес-плана для сферы образования, в том числе и дошкольного. Образование всегда было одним из важных направлений развития и становления общества. В эпоху индустриализации образование становится массовым и доступным каждому члену общества. В настоящее время необходимость во всеобщем доступном и качественном образовании продиктована потребностями экономики и экономической безопасности страны.
Весьма актуальна разработка детального бизнес-плана для сферы образования, в том числе и дошкольного. Образование всегда было одним из важных направлений развития и становления общества. В эпоху индустриализации образование становится массовым и доступным каждому члену общества. В настоящее время необходимость во всеобщем доступном и качественном образовании продиктована потребностями экономики и экономической безопасности страны.
А дошкольное образование, как никакое другое, относится к факторам укрепления и сохранения психического и физического здоровья детей. Именно в детском возрасте закладываются основные навыки и умения, которые ребенок развивает во взрослой жизни. Наличие доступной и качественной системы дошкольного образования в стране влияет на улучшение демографической, политической, экономической ситуации.
А дошкольное образование, как никакое другое, относится к факторам укрепления и сохранения психического и физического здоровья детей. Именно в детском возрасте закладываются основные навыки и умения, которые ребенок развивает во взрослой жизни. Наличие доступной и качественной системы дошкольного образования в стране влияет на улучшение демографической, политической, экономической ситуации.
Задачи работы:
- исследовать понятия конкуренции и ее роли в функционировании хозяйственного механизма;
- изучить модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции;
- исследовать вопросы дифференциации продукта;
Работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические вопросы дифференциации продукта, структуры продукта рынка и конкуренции
1.1 Понятие конкуренции и ее роль в функционировании хозяйственного механизма
Конкуренция в переводе с латинского означает бежать к цели или сталкиваться. Конкуренция означает соперничество между людьми, хозяйственными единицами в достижении какой – либо цели на одном и том же поприще. Конкуренция характеризуется наличием нескольких соперников одной и той же сферы деятельности и совпадающие цели. Рынок покупателя характеризуется конкуренцией, которая носит принудительный характер. При этом производители усовершенствую продукцию, снижают себестоимость. Считают, что конкуренцию существует между товарами.
А. Смит понимал сущность конкуренции как совокупность взаимонезависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке. Следовательно, акцент делался на таком поведении продавцов и покупателей, которое характеризовалось честным, без сговора соперничеством за более выгодные условия продажи или покупки товаров. При этом основным объектом конкурентной борьбы считались цены .
Термин «конкуренция» в свою очередь, используется для характеристики модели, строения рынка. В самом общем виде конкуренция – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли или продажи товаров. Конкуренция – это экономический закон рыночного хозяйства. Она происходит между продавцами и покупателями, среди продавцов и среди покупателей .
Рынок и конкуренция в значительной степени синонимы: одно без другого не существует. Более того, содержание конкуренции раскрывается в понятиях «конкурентного» и «неконкурентного» рынков. При рассмотрении основных видов конкуренции применительно к рыночной структуре можно выделить четыре модели рынка:
1. чистая (совершенная) конкуренция;
2. монополистическая конкуренция;
3. олигополия
4. чистая монополия
Модели рынков и возможность влиять на формирование цен на них продавцами и покупателями иллюстрирует схема 1.
Чистая конкуренция
Монополистическая конкуренция
Олигополия
Монополия
Схема 1.
Специфика хозяйственной компетенции субъектов естественных монополий проявляется¬ и в том, что государством регулируются ценообразование на услуги субъектов ест. монополий, и нахождение потребителей, которые подлежат непременному обслуживанию, и определение минимума обеспечения при невозможности удовлетворения в полной мере нужды в товаре (услугах), производимом субъектом ест. монополии.
Таким образом, изложенные обстоятельства влияют на полномочия органов управления хозяйствующих субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса, так как полномочия в этих случаях должны осуществляться в соответствии с названными правовыми актами. В связи с этим в учредительных документах хозяйствующих субъектов естественных монополий должны содержаться указания на то, что полномочия органов управления определяются также в соответствии с правовыми актами, регламентирующими деятельность субъектов естественных монополий.
Хозяйственная компетенция органов управления определяется в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.
Значение конкуренции:
- способствует развитию производства и повышению его эффективности;
- благодаря конкуренции создаются огромное разнообразие товаров и услуг и богатые возможности выбора для потребителей;
- создает условия по оптимальному использованию достижений научно-технического прогресса в области изготовления новых видов товаров, вызывает необходимость гибко реагировать на изменения в производстве и реализации товаров, нацеливает производителей на повышение качества товаров, обеспечивает свободу выбора и действий продавцов и покупателей;
- конкуренция стимулирует деятельность субъектов рыночных отношений.
Негативные стороны конкуренции
- обостряет противоречия экономических интересов;
- чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе;
- побуждает создание монополий;
- отрицательно сказывается на защите окружающей среды, не стимулирует развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (дороги, общественный транс
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Алферова Л. А. Экономическая теория: учебное пособие для студентов Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2016. – 283 с.
2. Бочаров С.А., Иванов А.А., Олейников С.Я. Основы бизнеса: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ. 2012. – 447 с.
3. Борисов Е.Ф. Основы экономической теории М.: Новая волна. - 2013. - 516 с.
4. Бляхман Л.С. Новый этап общественного производства и революция в организации бизнеса // Проблемы современной экономики. – 2013, №3. С.24
5. Галичина Л. Н. Недобросовестная конкуренция и защита исключительных прав // Современные проблемы экономики и организации промышленных предприятий: Сборник научных трудов/ СПбГИЭУ; Отв. ред. Г.А.Краюхин.- СПб.: СПбГИЭУ Вып.4.- 2014.- 288 с.
6. Голиченко О.Г. Возможности и альтерна- тивы инновационного развития России // Иннова- ции. – 2013, №5. С.20
7. Долан Э. Дж. , Линдсей Д. Е. Микроэкономика / Под общей редакцией Лисовика Б. С. СПб ; Литера Плюс . – 2014 – С. 83
8. Елисеев А.С. Современная экономика: Учебное пособие.- 3-е изд..- М.: Дашков и К, 2014.- 503 с.
9. Журавлева Г.П. Экономическая теория. Микроэкономика - 1,2: Учебник.- 3-е изд., испр. и доп..- М.: Дашков и К, 2009.- 934 с.
10. Ивашковский С.Н., Микроэкономика: Учеб. – 3-е изд., испр. – М.: Дело, 2012. – 416с. – С. 192
11. Камаев В.Д. Экономическая теория: Учебник для вузов/ Под ред. В.Д.Камаева.- 6-е изд., перераб. и доп..- М.: Владос, 2013.- 636 с.
12. Короткий Ю.Г. Товарная конкурентоспособность и ее количественное представление (для технически сложных изделий) // Маркетинг в России и за рубежом. – 2014. - №2 . – С. 27-32.
13. Кром Е. Многоликая конкуренция // Менеджмент роста. - №3 (05). - 15 октября 2015.
14. Ленчук Е. Формирование инновационной инфраструктуры в российских регионах // Вестник института экономики РАН. – 2013, №5. С.77.
15. Миронова Л.Ю. Роль стратегического планирования в управлении предприятиями в условиях рыночных отношений. // Консультант. – 2011. - № 5. – с. 12-13.
16. Шишкин А.Ф. Экономика: Учебник/ А.Ф.Шишкин, Н.В.Шишкина.- М.: Академический Проект, 2015.- 767 с.
17. Россия 2014: Статистический справочник/ Р76 Росстат. – М., 2014.