Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время увеличивается количество детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи. Особую категорию детей с отклонениями в развитии составляют дети с тяжелыми нарушениями речи, у них отмечается сохранность слуха и интеллекта. По данным мировой статистики, растет число речевых расстройств, в связи с чем глобальный характер приобретает актуальность проблемы профилактики речевых нарушений детей. Для последних лет характерен рост числа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида.
Физическое воспитание в дошкольном учреждении компенсирующего вида представляет собой важный компонент образовательного процесса. Однако оно остается до сих пор ориентированным на детей, которые не имеют отклонений в развитии речи, что серьезно осложняет работу руководителя по физическому воспитанию, который проводит работу с детьми, имеющими речевую патологию. У детей с речевой патологией наблюдаются нарушения моторного развития, недоразвитие психических функций, недостаточная физическая подготовленность и развитие функциональных систем, поведенческие отклонения, которые сопутствуют речевым нарушениям.
Актуальность исследования обусловлена тем, что уровень здоровья детей и подростков ежегодно снижается, появляется все больше детей, которые имеют физические и умственные отклонения. Это обусловлено с одной стороны, генетическими отклонениями, неблагоприятными экологическими условиями в нашей стране, так и развитием современной медицины, которая имеет возможности выхаживать детей с аномалиями развития.
Особую группу составляют дети, имеющие речевые нарушения. У большинства из них такие нарушения сочетается с недостатком развития двигательной сферы, которая оказывает прямое влияние на познание ребенком мира, овладение речью, развитие трудовых навыков.
Сложность формирования у детей с нарушениями речи связана и с нарушениями моторики, которые отрицательно влияют и на физическое развитие, и на социализацию личности ребенка.
Большую роль в воспитании и обучении детей с нарушениями речи играют средства адаптивной физической культуры, направленные на укрепление здоровья детей, правильное физическое развитие, закаливание организма, обучение двигательным навыкам и умениям. К коррекционным задачам относятся преодоление недостатков физического развития и нарушений моторики.
Целью работы является изучение влияния физических упражнений на дошкольников, имеющих нарушения речи.
В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:
− на основе анализа научно-методической литературы выявить специфические особенности физического воспитания дошкольников с логопатией
− определить специфические особенности двигательной сферы детей с патологией речи.
− разработать и внедрить комплекс упражнений, способствующих коррекции двигательных нарушений и уменьшению речевой патологии.
Объект исследования - физическая реабилитация
Предмет исследования – физическая реабилитация лиц с нарушениями речи.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Виды и причины нарушений речи у детей
Среди причин, которые могут вызвать нарушения речи, выделяют биологические и социальные факторы риска. Биологическими причинами развития речевых нарушений являются патогенные факторы, которые оказывают воздействие главным образом в период внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы и т. п.), а также в первые месяцы жизни после рождения (мозговые инфекции, травмы и т. п.)
Особая роль в развитии речевых нарушений принадлежит таким факторам, как семейная отягощенность речевыми нарушениями, леворукость и праворукость.
Социально-психологические факторы риска обусловлены преимущественно психической депривацией детей. Особое значение придается недостаточности эмоционального и речевого общения ребенка со взрослыми. На речевое развитие отрицательное воздействие также могут оказывать необходимость усвоения одновременно двух языковых систем ребенком младшего дошкольного возраста, неадекватный тип воспитания ребенка, излишняя стимуляция речевого развития ребенка, педагогическая запущенность, т. е. отсутствие к развитию речи ребенка должного внимания, дефекты речи окружающих. У ребенка могут наблюдаться в результате действия этих причин нарушения развития различных сторон речи.
Механизмы и симптоматику речевой патологии необходимо рассматривать с позиций клинико-педагогического подхода. Речевая патология вклчает в себя дислалию, нарушения голоса, ринолалию, дизартрию, заикание, алалию, афазию, дисграфию и дислексиюя.
Дислалия представляет собой нарушение произношения звуков. Слух и иннервация мышц речевого аппарата при дислалии остаются сохранными. Нарушение звукопроизношения при дислалии обусловлено особенностями речевого воспитания или аномалиями строения артикуляционного аппарата. На этом основании выделяют механическую и функциональную дислалию. Механическая (органическая) дислалия обусловлена нарушениями строения артикуляционного аппарата: неправильным прикусом, неправильным строением зубов, неправильным строением твердого нёба, аномально большим или маленьким языком, короткой уздечкой языка. Указанные дефекты затрудняют нормальное произношение звуков речи.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алябьева, Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения [Текст] / Е.А Алябьева. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 170 с.
2. Анищенкова, Е.С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников [Текст] / Е.С. Анищенкова. - М.: АСТ: Астрель, 2007. – 62 с.
3. Артамонова, Л. Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Физ. культура» // Авт.-сост. Л. Л. Артамонова, О. П. Панфилов, В. В. Борисова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС», 2010.
4. Бабушкина, Р. Л. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи [Текст] / Р. Л. Бабушкина, О. М. Кислякова / Под ред. Г. А. Волковой. - СПб.: КАРО, 2005. – 145 с.
5. Брискин, Ю. А. Адаптивный спорт [Электронный ресурс] / Ю. А. Брискин, С. П. Евсеев, А. В. Передерий. – М.: Советский спорт, 2010. – URL: http://biblioclub.ru
6. Варфоломеева З. С. Обучение двигательным действиям в адаптивной физической культуре [Электроный ресурс]/ В. Ф. Воробьев, Н. И. Сапожников, С. Е. Шивринская. 3-е издание. – М.: "Издательство "ФЛИНТА", 2012. – URL: http://e.lanbook.com
7. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика [Текст]: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Г.А. Волкова. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. – 272 с.
8. Волкова, Г.А. Методика обследования нарушений речи детей [Текст] / Г.А. Волкова. – СПб.: Речь, 1993. – 70 с.
9. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием [Текст]/ В.П. Глухов. - М.: Аркти, 2004. – 158 с.
10. Грец, Г. Н. Инновационные педагогические технологии физической реабилитации при различных заболеваниях [Текст]/ Грец Г. Н. // Адаптивная физическая культура, 2007. – № 3. – С. 20–22.
11. Евсеева, О. Э. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре [Текст]: учебник / Авт.-сост. О. Э. Евсеева, С. П. Евсеев; под ред С. П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2013.
12. Карягина, Н.В. Подвижные игры для детей дошкольного возраста [Текст]: (Метод, пособие). / Н.В. Карягина, Л.Х. Цеева, В.Г. Левченко. - Майкоп: Изд-во АГУ, 2002. - 92 с.
13. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии [Текст] / Под общей ред. проф. Л.В. Шапковой. — М.: Советский спорт, 2002. - 212 с.
14. Кузнецова, Е. В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст]/ Е.В. Кузнецова. – М.: Изд-во Гном и Д.,2004. – 180 с.
15. Куликова, М. В. Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании детей дошкольного возраста [Текст]: Учеб.-метод. пособие / Авт.-сост. М. В. Куликова, Л. В. Руднева, М. И. Капралова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2015
16. Метельская, Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях [Текст] / Н.Г. Метельская. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с.
17. Михайлова, Е.Я. Коррекция психомоторных нарушений у дошкольников с заиканием средствами адаптивного физического воспитания [Текст]: Автореф.дисс.канд.пед.наук. - СПб, 2003. – 27 с.
18. Руднева, Л. В. Оздоровительные технологии для детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст]/ Л. В. Руднева, М. В. Куликова // Инновационные фитнес-технологии в физическом воспитании и спорте детей и подростков: Матер. Всерос. науч.-практич. конф.; Под ред. О. П. Панфилова. – Тула, 2015, С. 196–201.
19. Руднева, Л. В. Особенности обучения физическим упражнениям детей с нарушениями речи [Текст] / Научный поиск. Научный журнал, Шуя. – 2015. – № 3.2. – С. 25–27.
20. Руднева, Л. В. Особенности преподавания теоретических основ физической культуры с учётом индивидуальных особенностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья [Текст]/ Л. В. Руднева, В. А. Романов, М. В. Куликова // Межд. научная школа психологии и педагогики. Ежем. Науч. журнал. Психология и педагогика в XXI веке. Очерки научного развития. – М, № 3(11), 2015. – С. 52–55 .
21. Руднева, Л. В. Формирование ритмичности движений у детей 6–7 лет с нарушениями речи средствами логоритмики [Текст]/ Л. В. Руднева, О. П. Панфилов // Инновационные фитнес- технологии в физическом воспитании и спорте детей и подростков: Мат. Всерос. науч.- практич. конф; Под ред. О. П. Панфилова. – Тула, 2015. – С. 192–196.
22. Руднева, Л. В. Экспериментальная методика психомоторного развития и формирования ритмичности двигательных действий детей с трудными нарушениями речи [Текст]/ Л. В. Руднева, М. В. Куликова. Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования, 2014. –№ 4., С. 39–50.
23. Солдатова, Е. Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез [Текст]/ Е. Л. Солдатова, Г. Н. Лаврова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2019. – 384 с.
24. Специальная дошкольная педагогика [Текст]: учебное пособие / Е. А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова и др. ; под ред. Е. А. Стребелевой. – М. : Академия, 2001. – 312 с.
25. Теория и организация адаптивной физической культуры [Текст]: Учебник. В 2 т. Т.1. Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры / Под общей ред.проф. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2002. – 448 с.
26. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре [Текст]: Учебное пособие / Авторы-составители О.Э.Аксёнова, С.П. Евсеев; под ред. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2004. – 296 с.
27. Фомина, Л.Б. Нейропсихологические технологии в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста с ТНР [Текст] Л.Б. Фомина, К.В. Куликовских, С.А. Франчук // Тенденции развития науки и образования / №42 Часть 2. Изд.: НИЦ «Л. Журнал», 2019г. – 84 с.
28. Частные методики адаптивной физической культуры [Текст]: Учебное пособие /Под ред. Л. В. Шапковой. — М.: Советский спорт, 2009. — 464 с
29. Шапкова, Л. В. Частные методики адаптивной физической культуры [Текст]: учебник / под общ. ред. проф. Л. В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2007.
30. Ядова, Р. Х. Формирование речевой культуры младших дошкольников средствами физического воспитания [Текст]: Автореф. дис. канд. пед. наук: Майкоп, 2005. - 25 с.