Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Рубеж XIX-XX вв. характеризуется тем, что на смену капитализму приходит империализм. Глобально мир делится теперь между крупнейшими державами. США, Германия, Япония быстрыми темпами шли вперед по пути развития капитализма, вытесняли старые капиталистические страны – Францию и Великобританию. Первые добивались передела колоний. Острым был конфликт между Германией и Великобританией, особенно в Африке, Восточной Азии и на Ближнем Востоке.
Рубеж XIX–XX веков – одна из самых сложных, переломных эпох в культуре Европы, когда главные художественные бунты уже отшумели, а приобретенные предыдущими поколениями живописные навыки трансформировались в новые «измы» искусства – безмерно удивлявшие, но уже не вызывавшие столь явного отторжения у публики и критиков. Плавно перешедшее в категорию «прошлого столетия» искусство требовало осмысления и анализа.
Художественная жизнь Европы в XIX веке превратилась в арену практически непрерывной борьбы течений в изобразительном искусстве. Старейшие академии художеств Европы испытывали тяжелый кризис, ставший ощутимым еще в XVIII столетии, однако сама история нового века сделала их идеалы окончательно нежизнеспособными. Драматические события в истории Европы – многочисленные революции и войны, промышленный переворот, в корне изменивший не только образ жизни, но и социальную структуру общества, наконец, естественно-научные открытия, значительно повлиявшие на формирование религиозного скептицизма, – поставили под сомнение систему духовных ценностей, существовавшую в течение нескольких столетий.
Первая мировая война 1914-1918 гг. стала источником неисчислимых бедствий народов, которые были втянуты в эту войну. На рубеже девятнадцатого и двадцатого веков конкуренция между великими державами привела к вооруженному противоборству на уровне мира.
Целью данной работы является рассмотрение творчества Э. Мунка в контексте социокультурной жизни в Европе в конце 19-середины 20 века
Задачи:
- рассмотреть мировоззрение рубежа XIX-XX вв;
- описать новые тенденции в искусстве рубежа XIX-XX вв;
- проанализировать экспрессионизм как предчувствия катастрофы;
- описать творчество Мунка в контексте экспрессионизма;
- изучать «Фриз жизни» Э. Мунка.
Объект исследования – искусство рубежа XIX-XX вв.
Предмет исследования – творчество Э. Мунка в контексте социокультурной жизни в Европе в конце XIX-XX вв.
1 Социокультурная характеристика рубежа XIX-XX вв.
1.1 Мировоззрение эпохи
Конец XIX - начало XX столетия является неоднозначным временем. С одной стороны, жизнь социума менялась к лучшему. В Европе капитализм развивался и достиг своего пика, а первоначальное накопление капитала ушло в прошлое. Усиленно развивался монополистический капитализм (империализм). Профсоюзы вместе с социал-демократами и партиями боролись за права трудящихся, а условия жизни и ее качество постепенно становились лучше.
Быстро набирал темпы колониализм, к концу столетия мир был поделен между державами. На первом месте среди них была Великобритания. Также за пределами Европы шли войны.
Колоссально быстро развивалась наука и техника. Появляется электрическое освещение, изобретают двигатель внутреннего сгорания, появляется телефон и радио, конструируется самолет. Развивается химическая промышленность. Кардинально трансформируется человеческая жизнь. Открытия основывались на физике, химии и биологии, электродинамике Максвелла, законе сохранения энергии, периодической системе химических элементов Менделеева, теории эволюции Дарвина.
Во второй половине XIX столетия наблюдались и процессы разделения науки. Появлялись ответвления внутри физики, химии и биологии. Появляются термодинамика, физика твердого тела, электромагнетизм, органическая химия, цитология, эмбриология и т.д.
Происходит формирование нового, неклассического естествознания. Этот период характеризуется тем, что в физике формируются релятивистская и квантовая теории. Космология пополняется концепцией нестационарной Вселенной. Теперь развивается генетика в биологии, появляется кибернетика и теория систем. Теперь одна и та же реальность может быть описана с разных точек зрения, и каждая из этих точек зрения воспринимается как истинная.
В философии в этот период создаются новые философские основания науки. Итоги познания связаны с природой анализируемых объектов и особенностями исследований и социально-культурными факторами. Теперь объект исследования – это процесс, который может иметь устойчивые и вариативные характеристики. Наука меняет свое место в общественной жизни.
Развивается техника. Техника оказывает влияние на образование, политику и искусство. В XIX-XX веках философы анализируют в социальной философии проблемы научно-технического прогресса.
В Германии в конце XIX формируется философия техники как независимая область исследований. Развитие свое направление получает в 60-70 гг. прошлого столетия. Техника рассматривается экзистенциалистами, социальными антропологами и пр.
Знания техники находят воплощение не только в технической деятельности и различных технических устройствах, но и в статьях, книгах, учебниках.
Эти процессы в конце XIX века понимал Франц Рело (инженер, Германия), который выступил в 1884 году в Вене с лекцией «Техника и культура». Приобщение к технической цивилизации – это воспитание, обучение, передача технических знаний.
Также техника имеет отношение и к области культуры материальной. Имеется в виду обстановка общественной и домашней жизни, способы общения, защиты, нападения. Приспособления техники усилили наш слух, зрение, силу и ловкость. Благодаря технике сокращается расстояние и время. Но материальная культура связана с духовной культурой. Например, археологи стремятся по станкам культуры материальной стремятся восстановить культуру древних народов. Значит, философия техники – это часть археологии знаний техники, если мы говорим про обращенность в прошлое. И философия техники является методологией технических знаний, если она обращена в настоящее и будущее.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1) Бессонов Б. Н. История и философия науки/Б. Н. Бессонов. — 2-е изд., доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019
2) Грабовский, Р. Основы теории и истории искусств. Изобразительное искусство. Театр. Кино: Учебное пособие / Р. Грабовский. - СПб.: Планета Музыки, 2015. - 456 c.
3) Ионина Н.А. Сто великих картин / Н.А. Ионина; гл. редактор М. О. Дмитриев - М: Изд-во: Вече, 2005г, 464с.
4) Коссак, Е. Экзистенциализм в философии и литературе [Текст] / Е. Коссак. — М.: Политиздат, 1980
5) Кузвесова, Н. Л. История дизайна: от викторианского стиля до ар-деко. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 202 с.
6) Кьеркегор, С. Болезнь к смерти [Текст] / С. Кьеркегор. — М., 1993
7) Кьеркегор, С. Страх и трепет [Текст] / С. Кьеркегор. — М., 1993
8) Михальская Н. П., Аникин Г.В. Английский роман XX века / Н.П. Михальская, Г.В. Аникин. — М., 1982.
9) Михальская Н. П., Аникин Г.В. История английской литературы / Н.П. Михальская, Г.В. Аникин. — М., 1998.
10) Хайдеггер М. Отрешенность// Разговор на проселочной дороге, М., 1991
11) Ясперс К. Стриндберг и Ван Гог. Опыт сравнительного патографического анализа с привлечением случаев Сведенборга и Гельдерлина / Пер. с нем. П. Б. Ноткина. М.: Академический проект, 1999.
12) Barron S., Long R.‑C. W., Rigby I. K., Roth N. German Expressionism: Documents from the End of the Wilhelmine Empire to the Rise of National Socialism. Berkeley: University of California Press, 1995.
13) Gordon D. E. Expressionism: Art and Ideas. New Haven: Yale University Press, 1987
14) Prideaux S. Edvard Munch: Behind the Scream. New Haven: Yale