Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В последние десятилетия в нашей стране и во всем мире все больше говорят о проблемах детей с ограниченными возможностями здоровья, и, в частности, о положении детей с нарушениями зрения. Изучением особенностей формирования личности детей с нарушениями зрения занимались многие ученые, такие как В. З. Денискина, М. И. Земцова, А. Г.Литвак, Л. И. Плаксина, Л. И. Солнцева и др.
Проблему развития речевой коммуникации детей с нарушениями зрения в различных ее аспектах изучали Л. С. Волкова, Г.В. Никулина, В.А.Феоктистова, Л. М. Шипицина и др. Дефект зрения усложняет взаимодействие детей с окружающей средой, изменяет социальную позицию и негативно влияет на развитие их речевой коммуникации. В свою очередь, нарушение или ограничение коммуникации ведет за собой целый ряд осложнений в формировании личности. У детей потеря зрения приводит к сдерживанию активной позиции, снижению уровня самостоятельности, появлению замкнутости, необщительности, способствует появлению отрицательных черт характера: эгоизма, нерешительности, упрямства, снижения внимания к окружающим. Поэтому проблема развития речевой коммуникации ребенка с нарушениями зрения является актуальной и практически значимой.
Таким образом, с одной стороны, дефект зрения, осложняет формирование речевой коммуникации детей с нарушением зрения, а с другой, требования к умению детей взаимодействовать с другими людьми в современное время возрастает. Данное противоречие легло в основу выбора темы работы.
Цель исследования - теоретическое обоснование и эмпирическое подтверждение коррекционных возможностей развития речевой коммуникации у младших школьников с нарушением зрения.
Объект исследования - процесс развития речевой коммуникации у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
Предмет исследования - модель сопровождения развития речевой коммуникации детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.
По теме «Исследование речевой коммуникации у младших школьников с нарушением зрения» задачи исследования:
1. Проанализировать отечественную и зарубежную психолого-педагогическую литературу по проблеме развития речевой коммуникации детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.
2. Исследовать состояние речевой коммуникации детей младшего школьного возраста нарушением зрения.
3. Разработать модель сопровождения развития речевой коммуникации детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.
4. Проверить эффективность представленной модели сопровождения развития речевой коммуникации детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.
Гипотеза исследования: речевая коммуникация детей младшего школьного возраста будет развиваться эффективнее при реализации следующих условий:
- если будет реализовано содержание коррекционной работы в рамках предложенной модели сопровождения развития речевой коммуникации детей с нарушениями зрения;
- если данное содержание будет включать в себя такие направления, как работа по развитию знаний и представлений детей о коммуникативном поведении в обществе, формированию их позиции в процессе коммуникативного акта и развитию у них коммуникативных способностей.
Методологическую основу исследования составили:
- положение о единстве закономерностей в развитии детей с сохранным и нарушенным зрением ( Л.С. Выготский, Л.И. Солнцева, М.И. Земцова и др.);
- деятельностный подход к обучению детей (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.)
- представления о социализации как интериоризации социального опыта (Г.М. Андреева, Г.В. Никулина, Л.И. Плаксина и др.)
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов экспериментальной работы.
Исследование проводилось на базе МАОУ СОШ №23 города Тюмени. В исследовании приняли участие дети младшего школьного возраста с нарушением зрения в количестве 15 человек.
Научная новизна исследования заключается в разработке модели сопровождения развития речевой коммуникации детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
Теоретическая значимость исследования проявляется в том, что полученные экспериментальные данные позволяют уточнить теоретические подходы к преодолению трудностей развития речевой коммуникации младших школьников с нарушением зрения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
- подобран набор методик для изучения состояния речевой коммуникации младших школьников с нарушениями зрения;
-на практике апробировано содержание данной коррекционной работы.
Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы.
ГЛАВА 1 АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
1.1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Понятие «Речевая коммуникация» является основным понятием нашего исследования. Очевидно, что речевая коммуникация ребенка формируется в процессе его коммуникативной деятельности. Следовательно, необходимо рассмотреть такие понятия как «коммуникация», «коммуникативная деятельность», «коммуникативный опыт», «речевая коммуникация».
Коммуникация, по мнению Д. П. Гавра, один из наиболее общих, всепроникающих, важных и сложных аспектов человеческой жизни. Способность общаться на сложном смысловом уровне отличает человека от животных. Наша жизнь находится под сильным влиянием коммуникации с другими: знакомыми и незнакомыми, живыми и жившими ранее. Поэтому коммуникация в течение многих столетий находилась в фокусе пристального внимания ученых самых разных отраслей знания, являлась объектом и предметом научных и научно-практических исследований. Так, С. В. Бориснев описывает коммуникацию как социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения. В российской науке понятие «общение» рассматривается шире, чем понятие «коммуникация». Так, А. А. Леонтьев, определяя общение как один из видов деятельности, подчеркивал, что общение может входить в иную деятельность. При этом его деятельностная природа не изменяется, изменение касается лишь места его в структуре деятельности. Кроме того, процесс общения, по мнению ученого, имеет цель (самостоятельную или подчиненную другим целям), мотив, результативность (мера совпадения достигнутого результата с намеченной целью), нормативность (социальный контроль за протеканием и результатами акта общения), что является необходимым условием любой деятельности. Это подчеркивает, что категории «общение» и «коммуникативная деятельность» являются равнозначными понятиями.
Взяв за основу концепцию деятельности, разработанную. А.Н. Леонтьевым, и развитую А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным, П.Я. Гальпериным, можно выделить следующие основные структурные компоненты речевой коммуникации: предмет общения, коммуникативную потребность и мотивы, единицу общения, его средства и продукты. [Феоктистова, 21]
Мотивы, побуждающие ребенка вступать в речевую коммуникацию, связаны с тремя его главными потребностями:
- потребностью во впечатлениях;
- потребностью в активной деятельности;
- потребностью в признании и поддержке.
Действие речевой коммуникации включает в себя средства общения (т. е. операции, с помощью которых осуществляется действие общения). Среди них можно выделить три основные категории:
-экспрессивно-мимические средства общения (улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации);
-предметно-действенные средства общения (локомоторные и предметные движения, а также позы, используемые для целей общения;
- речевые средства общения (высказывания, вопросы, ответы, реплики).
В настоящее время Г. В. Никулина рассматривает речевую коммуникацию как сложную многокомпонентную структуру, включающую весь опыт, присвоенный личностью стихийным (опыт, накопленный в процессе жизнедеятельности), нормативным (общественный опыт) и спонтанным путями (опыт под воздействием внутренних факторов).
Структура же речевой коммуникации ребенка с нарушениями зрения представляет собой сочетание опыта, присвоенного стихийным, нормативным, спонтанным и специально организованным путями. С данной позиции речевую коммуникацию детей с нарушениями зрения возможно
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев, О. Л. Некоторые теоретические аспекты школьной тифлопедагогики [Текст] / О. Л. Алексеев // Психолого-медикопедагогическая и социальная реабилитация детей с нарушениями зрения. Проблемы преемственности в специальном образовании. Сборник научных работ. Часть 2 / под ред. О. Л. Алексеева, З. П. Малевой. – Челябинск, 2012. – С. 4-7.
Волкова, Л. С. Коррекция нарушений устной речи у детей с глубокими нарушениями зрения: автореф. диссертации на соискание уч. степ. доктора педагогических наук: 13.00.03. [Текст] / Л. С. Волкова. - М., 1983. – 34 с.
Выготский. Л. С. Основы дефектологии [Текст] / Выготский Л. С. – СПб. : Лань, 2003., 655с. 89
Гавра, Д. П. Основы теории коммуникации: учеб. пособие. Стандарт третьего поколения [Текст] / Д. П. Гавра. — СПб.: Питер, 2018. — 288 с.
Гайдукевич, С. Е. Формирование коммуникативной культуры у детей с нарушением зрения: учебно-метод. комплекс по уч. дисциплине, для спец-ти «Тифлопедагогика. Дошкольное образование» [Текст] / С. Е. Гайдукевич, В. В. Гордейко. – Белорусь : БГПУ им. М. Танка, 2019. – 111 с.
Дыбина, О. В. Педагогическая диагностика компетентностей школьников [Текст] / О. В. Дыбина.- М. : Мозаика-Синтез, 2018. – 64 с.
Ермаков, В. П. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин.– М.: Владос, 2016. – 240 с.
Земцова. М. И. Обучение и воспитание школьников с нарушениями зрения [Текст] / М. И. Земцова. – М. : Просвещение, 1978. - 160 с.
Зорина, С. С. Формирование коммуникативных умений у детей с нарушениями зрения [Текст] / С. С. Зорина // Специальное образование. - 2010. -№ 4. -С. 20-26
Кожанова, Н. С. Исследование сформированности коммуникативных умений дошкольников с нарушениями зрения [Текст] / Н. С. Кожанова // Специальное образование. – М. : Просвещение, 2019. - № 2. - С. 18 - 29.
Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих: учебник пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / А. Г. Литвак. – СПб. : Наука, 2006. – 241 с0
Литвак, А. Г. Логопедия: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология» [Текст] / А. Г. Литвак. — М. : Просвещение, 1988. – 268 с. 34
Никулина, Г. В. Оценка коммуникативного потенциала инвалидов по зрению в условиях реабилитационного центра: учебно-метод. пособ. [Текст] / Г. В. Никулина. – Спб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. – 93 с.
Павлова, О. С. Коммуникативная деятельность старших дошкольников с общим недоразвитием речи: монография [Текст] / О. С. Павлова. — М. : МОСУ, 2017. — 97 с.
Солнцева. Л. И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста [Текст] / Л. И. Солнцева. – М. : Полиграфсервис,2017. – 211 с.
Феоктистова. В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей [Текст] / Феоктистова В.А. – СПб., 2015. – 128с.
Фомичёва, Л. В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения [Текст]. - СПб.: КАРО, 2017