Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования состоит в том, что в настоящее время современной культурологией досуговая деятельность рассматривается в качестве процесса формирования условий мотивационного выбора индивидами предметной деятельности. При этом данный процесс определен личностными потребностями и интересами. На сегодняшний день запросы аудитории лежат в основе всей деятельности учреждений культуры и досуга. Развитие рыночных отношений приблизило культурно-досуговую деятельность к технологиям маркетинга, в основе которых лежит вопрос поиска и удовлетворения потребностей отдельных социальных групп. Непосредственно же культурно-досуговая деятельность преобразуется в индустрию досуга.
Культура переживает в настоящее время существенные трудности. Так, на культуру влияют формирующиеся социально-политические и социально-экономические механизмы, а также культура оказывает самостоятельное значительное влияние на их развитие, представляет собой своеобразный социальный катализатор. Исходя из этого, эффективность государственного управления в сфере культуры является актуальной темой.
Объектом исследования – деятельность учреждений культуры.
Предмет исследования – особенности государственного управления в сфере культуры.
Цель исследования состоит в изучении специфики государственного управления в сфере культу.
Для решения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности государственного управления в области культуры.
2. Проанализировать теоретические нормативно-правовые основы управления в сфере культуры.
1. Особенности государственного управления в области культуры
1.1 Предмет и объект государственного управления в сфере культуры
Разработка Министерством культуры Российской Федерации и экспертное обсуждение концепции нового федерального закона о культуре и проекта «Основ государственной культурной политики», в целом дискуссия относительно направлений дальнейшего развития российской государственной политики в области культуры на фоне обострение цивилизационно-культурных противостояний в мире (не только с русской культурой, но и, к примеру, между франкофонной и англо-американской, между иберийской и англо-американской) – всё это определяет необходимость уточнения некоторых теоретических вопросов содержания и особенностей государственного управления в области культуры.
Как обоснованно указывает В.А. Антошин, «система государственного управления включает в себя как политические процессы, так и процессы администрирования. В различных социумах соотношение «политического» и «административного» бывает различным. Фактически же управленческий процесс является совокупностью этих двух процессов, он как бы связывает между собой, с одной стороны, политическую власть/политическую элиту; с другой стороны – государственную власть/государственный аппарат и общественность и граждан – с третьей стороны» .
Таким образом, государственное управление – это вид государственно-властной деятельности в целях достижения, реализации, охраны и защиты публичных интересов, обеспечения и реализации регулятивных и иных функций государства и ведения делами государства, содержанием которой является комплексное планирование, правовое обеспечение и осуществление законодательных, исполнительно-административных, судебных и контрольно-надзорных полномочий органов государственной власти, включая правовое и организационно-ресурсное обеспечение, администрирование и реализацию последовательностей и комплексов управленческих решений и установленных законом инструментов (мер, средств и механизмов) государственно-регулирующего и государственно-администрирующего воздействия в отношении различных сегментов предметно-объектной области такого управления, осуществление контрольно-надзорной и иной правоохранительной деятельности в указанной области.
Вопросы государственного управления культурой являются одними из сложнейших в общей теории публичного управления.
Обратимся к вопросу о том, что же является основой предметно-объектной области государственного управления культурой, то есть к вопросу о том, что есть культура.
Очевидно, что особенности государственного управления в области культуры зависят от рамок устоявшегося понимания содержания понятия «культуры» и пределов области культуры, от принятого в данном конкретном государстве понимания пределов вмешательства и пределов невмешательства государства в область культуры, а также от особенностей и состояния культуры в конкретном государстве .
Соответственно, имеет смысл обратиться к значению понятия «культура» – в контексте публичного управления в этой области. Так, например, Закон кантона Женева (Швейцария) «О культуре» от 16 мая 2013 года в статье 1 содержит определение понятия «культура», под которой понимается выражение интеллектуальных, художественных и духовных характеристик общества или социальной группы. Закон также определяет культуру в качестве компонента экономического развития и обеспечения социальной сплоченности.
Пункт 1 статьи 1 Закона Колумбии № 397 «О культуре» от 7 августа 1997 года также содержит определение культуры, под которой понимается совокупность множества отличительных духовных, материальных, интеллектуальных особенностей, присущих группе людей, в том числе образа жизни, гарантируемых прав человека, системы ценностей, традиций и верований. Культура, как определяет пункт 2 статьи 1 обозначенного Закона, в различных ее проявлениях является национальной и деятельностной основой колумбийского общества в целом. Сегментами указанной предметно-объектной области (или, иначе, направлениями публичного управления) являются следующие :
сфера библиотечной деятельности и функционирования библиотечных организаций;
сфера музейной деятельности и функционирования музейных организаций;
сфера театрального искусства и театральной деятельности, функционирования театральных учреждений;
сфера кинематографа;
сфера народного творчества;
сфера танцевального искусства и хореографии, функционирования балетных учреждений;
сфера изобразительного и скульптурного искусства;
сфера музыкального искусства;
сфера циркового искусства, функционирования цирковых учреждений;
сфера археологической деятельности;
направление охраны материальных памятников истории и культуры.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Аванесова, Г. А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации : учеб. пособие для студ. вузов /Г.А. Аванесова. - М. : Аспект Пресс, 2015. – 236 с.
2. Антошин, В.А. Современное общество: диалектика управления и регулирования [Электронный ресурс] /В.А. Антошин // Вопросы управления. 2013. № 4 (25). Режим доступа: http://vestnik.uapa.ru/ru-ru/issue/2013/04/05/ 05.01.2021.
3. Медведева, С. А. Организация культуры на местном уровне: опыт разработки методов реализации полномочий поселений в сфере культуры/С.А. Медведева // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2014. – № 5. – С. 14-40.
4. Пашкина, Л. Н. Социально-культурные условия воспитания инициативности участников молодежных общественных организаций/Л.Н. Пашкина// Вестн. Москов. гос. ун-та культуры и искусств. - 2012. - № 1. - С. 172-176.
5. Рябков, В. М. Методологические основы историографии социально-культурной деятельности как научной отрасли педагогической науки / В. М. Рябков // Вестн. Москов. гос. ун-та культуры и искусств. - 2014. - № 5. - С. 94-98.
6. Рябков, В. М. Теоретико-методологические основы понятия «эффективность социально-культурной деятельности» / В. М. Рябков // Вестн. Москов. гос. ун-та культуры и искусств е. - 2011. - № 3. - С. 95-98.
7. Скрипачева, И. А. Теоретические и организационные аспекты социокультурных процессов в современном городе // Вестн. Москов. гос. ун-та культуры и искусств е. – 2016. - № 4. - С. 100-103.
8. Современные технологии социально-культурной деятельности : учеб. пособие для студ. гуман. вузов и вузов культуры и искусства / под ред Е.И. Григорьевой. - Тамбов : ТГУ им.Г.Р. Державина, 2012. - 504 с.
9. Соколов, Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры / Э.В. Соколов. – Москва: издательство «Литература», 2009. – 216 с..
10. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы: Сб. статей / Под науч. ред. Т.Г. Киселевой, Ю.А. Стрельцова, Б.Г. Мосалева.– М.: МПСИ, 2017. – 213 с.
11. Социально-культурная деятельность: теория, технологии, практика. Коллективная монография в 2-х частях. - Челябинск, ЧГАКИ, 2015. – 256 с.
12. Социально-культурная деятельность: учебный терминологический словарь для студентов очной и заочной форм обучения по специальности 071401 «Социально-культурная деятельность» квалификации «Постановщик культурно-досуговых программ», «Менеджер социально-культурной деятельности» / сост. Е.П. Сугатова; АлтГАКИ, кафедра социально-культурной деятельности. – Барнаул : Изд-во АлтГАКИ, 2011. – 31 с.
13. Стрельцов, Ю.А. Культурология досуга: учеб.пособие / Ю.А. Стрельцов. - М.: МГУКИ, 2003. - 296 с.
14. Туев, В. В. Социально-культурная деятельность в таблицах и схемах : учеб. пособие для студентов специальности 053100 «Социально-культурная деятельность» / В. В. Туев. - Кемерово; Барнаул : Изд-во АлтГАКИ, 2010. - 87 с.
15. Феномен социально-культурной деятельности/ Соколов А.В. – СПб.: СПбГУП, 2003. – 204 с.
16. Шарковская, Н. В. Сущность социально-культурной активности / Н. В. Шарковская // Вестн. Москов гос. ун-та культуры и искусств. - 2007. - № 3. - С. 174-178.
17. Шубина И.В. Социально-культурная деятельность в системе контроля и профилактики девиаций в подростково-молодёжной среде / И.В. Шубина. - СПб.: Амра, 2014. – 129 с.