Фрагмент для ознакомления
2
Введение
М.Ю. Лермонтов является продолжателем лучших традиций русской словесности, преемником А.С. Пушкина. Его поэзия родилась в ту эпоху, когда ушла в прошлое героическая эпоха 1812 г. И лучшие силы русской дворянской интеллигенции были разгромлены. Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова, его драм и прозы напряженно размышляет о своем призвании, о невозможности реализовать силы и способности в живом, необходимом Отечеству деле, живет мечтой о подвиге.
Масштаб и характер разнообразных отношений лирического героя лермонтовской поэзии с Богом, с Небом, с природой, с людьми объясняют «Не обвиняй меня, всесильный», «Ветка Палестины», «Три пальмы», «В минуту жизни трудную», «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…», поэма «Демон», роман «Герой нашего времени» и другие произведения писателя.
Центром художественной системы лермонтовского творчества является душа автора – бесстрашная, пылкая и искренняя, творчество поэта рассматривается как одна из самых значительных духовных вершин русской литературы.
Историческая тема – одна из важнейших тем лирики М.Ю Лермонтова, она разрабатывалась на протяжении всего творчества поэта.
Лермонтова можно без преувеличения назвать поэтом прошлого и настоящего. В ранний период своего творчества обращается к истории с позиции поэта - романтика и ищет в прошлом романтических героев.
Михаил Юрьевич Лермонтов является крупнейшим русским поэтом-романтиком. Лермонтов, как и все поэты данного литературного направления, не принимал окружающей действительности и в своих произведениях пересоздавал мир по своему идеалу. Именно негативное отношение ко всему происходящему вокруг заставило поэта искать темы для своих стихотворений в прошлом, именно это объясняет наличие большого количества произведений на историческую тему в творчестве М. Ю. Лермонтова.
Его современник В. Г. Белинский писал: «Самый выбор этого предмета свидетельствует о состоянии духа поэта, недовольного современной действительностью и перенесшегося от неё в далёкое прошедшее, чтобы там искать жизнь, которой он не видит в настоящем».
В своих исторических произведениях М. Ю. Лермонтов рисует яркие образы людей, сильных и физически, и духовно. В его произведениях на историческую тему можно найти основные мотивы всей лирики поэта: одиночество, стремление к свободе, жажда бури.
Признано несомненным не только движение Лермонтова к самобытности, но и к всё большей связи с русской поэтической стихией; не только европейско-романтическими, но и русскими, в частности народно-поэтическими, традициями.
Целью работы является изучение образа прошлого в творчестве М.Ю. Лермонтова.
Глава 1. Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова
Осенью 1839 г. редактор-издатель журнала «Отечественные записки» А.А. Краевский обсуждал с литературным критиком И.И. Панаевым возможность публикации поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон» и сожалел о том, что у автора не осталось чернового варианта полного текста поэмы – отдал читать знакомым барышням: «Таков мальчик уродился!» .
Для того чтобы родился этот мальчик – великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов, – судьбе было угодно соединить Юрия Петровича Лермонтова, чьи предки были выходцами из Шотландии и служили русскому царю и России с 1633 г., и Марию Михайловну Арсеньеву – наследницу – по матери, урожденной Елизавете Алексеевне Столыпиной, – русского богатого и влиятельного рода Столыпиных.
Творец щедро наградил Лермонтова талантами и воображением необычайной силы.
В 1830 г. поэт писал: «Когда я еще мал был, я любил смотреть на луну, на разновидные облака, которые в виде рыцарей с шлемами теснились будто вокруг нее: будто рыцари, сопровождающие Армиду в ее замок, полные ревности и беспокойства» . Пожалуй, ни у одного русского писателя нет таких удивительных глаз и редкого дара перевоплощения: «Я один раз ехал в грозу, куда-то; и помню облако, которое небольшое, как бы оторванный клочок черного плаща, быстро неслось по небу: это так живо передо мною, как будто вижу…» . Облако напомнило поэту волновавшего его душу Демона – и запечатлелось в памяти навсегда. Лермонтов – это поистине очарованная красотой природного мира душа – пылкая, страстная, ищущая действия, стремящаяся к чудесному:
Всегда кипит и зреет что-нибудь
В моем уме. Желанье и тоска
Тревожат беспрестанно эту грудь.
Но что ж? Мне жизнь все как-то коротка
И все боюсь, что не успею я
Свершить чего-то! – Жажда бытия
Во мне сильней страданий роковых…
Из многочисленных описаний биографии поэта известно, что детские впечатления Лермонтова не ограничивались средней полосой России. Чтобы укрепить здоровье внука, Е.А. Арсеньева трижды возила его к Кавказским минеральным водам в Горячеводск, впоследствии переименованный в Пятигорск.
Это было летом 1818, 1820 и 1825 гг. В воспоминаниях тамбовца, преподавателя-филолога Алексея Петровича Острякова есть свидетельство о том, что во время одной из этих поездок Лермонтов с бабушкой останавливался в Тамбове: «Нотариус Телепнев жил со своей сестрой госпожой Сенчуковой и ее двумя дочерьми, в то время девочками 10–12 лет. <…> В Тамбове Телепнев имел дом на месте выстроенной потом Михайловым Павлом Ильичом гостиницы, переименованной в советские уже годы «Цной», что около памятника Ленину и против театра (бывшего Дворянского собрания). В этом доме в 1824 г. (год указан неточно, путешествие состоялось летом 1825 г.) останавливалась пензенская помещица Елизавета Алексеевна Арсеньева со своим внуком, ставшим впоследствии гениальным русским поэтом, но непоправимо для последующей русской культуры погибшим на дуэли с Мартыновым в 1841 г. у подошвы горы Машук близ Пятигорска и оставившим в душе каждого образованного человека неизгладимый след, имя которому Лермонтов».
Телепневы – дворянский род, происходящий, по Общему Гербовнику, от князей Телепневых-Оболенских, а по росписи, поданной Телепневыми в разряд в конце XVII в. – от польского выходца Степана Телепнева. Многие Телепневы служили в XVII в. стольниками и стряпчими. Род Телепневых внесен в родословные книги Костромской, Московской, Орловской, Ярославской, Тамбовской губерний .
«Сенчуковы-Телепневы, – продолжает в воспоминаниях А.П. Остряков, – хранили реликвии, оставшиеся от пребывания Лермонтова-мальчика и Лермонтова-автора «Казначейши», в гостях у их прабабки и прадеда: рисунок Миши Лермонтова и ножичек, подаренный им тогда десятилетней девочке, его ровеснице, бабке госпожи Сенчуковой и нотариуса Телепнева (ее брата)» .
Лермонтов запечатлел увиденное на Кавказе в ранних лирических стихотворениях «Грузинская песня», «Черкешенка», «Люблю я цепи синих гор…», «Прощанье», «Кавказу», «Кавказ», «Утро на Кавказе», «Крест на скале», «Прими, прими мой грустный труд…», в поэмах «Черкесы», «Кавказский пленник», «Измаил-Бей», «Аул Бастунджи», «Хаджи Абрек», «Каллы», возвращался к кавказской теме в зрелой лирике – «Валерик», «Спор», «Дары Терека», «Тамара» и поэмах «Мцыри» и «Демон», на Кавказе происходит действие в повестях романа «Герой нашего времени» («Бэла», «Максим Максимыч», «Фаталист»). Сам факт постоянного обращения мысли поэта к чарующему его воображение краю гор и облаков показывает, насколько сильным было обаяние этого края и его воздействие на душу поэта. Лермонтов прожил на Кавказе в общей сложности не много времени, но чувством и мыслью он сжился с ним настолько, что Кавказ стал для него второй родиной, любимым краем его поэтического вдохновения. Лермонтов был «человеком уникального внутреннего устроения» и, вероятно, именно в горах Кавказа особенно обострялись чувства поэта, его живая, тонко чувствующая душа ощущала отеческую любовь Творца, дарящего ему счастье услышать материнский голос («В младенческих летах я мать потерял/ Но мнилось, что в розовый вечера час/ Та степь повторяла мне памятный глас...») и почувствовать красоту мира. Он возвращался в Тарханы переполненным впечатлениями и, спустя годы, вспоминал, как гений его поэзии начал расправлять крылья: «Горы Кавказские для меня свяще
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Беличенко Ю.Н. Лета Лермонтова: Документальное повествование и биографии великого поэта, ее загадках и темных местах. М., 2001.
2. Васильчиков А.И. Несколько слов о кончине М.Ю. Лермонтова и о дуэли его с Н.С. Мартыновым // М.Ю. Лермонтов воспоминаниях современников. М., 1989.
3. Висковатов П.А. Михаил Юрьевич Лер- монтов. Жизнь и творчество. М., 2004
4. Герштейн Э.Г. Судьба Лермонтова. – М.: Художественная литература, 1986. –
5. Иванов С.В. Лермонтов. М., 1938.
6. Иеромонах Нестор (Кумыш В.Ю.). Пророческий смысл творчества М.Ю. Лермонтова. СПб., 2006.
7. Келли Л. Лермонтов. Трагедия на Кавказе. – М., 2006.
8. Коровин В.И. М.Ю. Лермонтов // История русской литературы XIX века: в 3 ч. / под ред. В.И. Коровина. Ч. 2 (1840–1860 годы). М., 2005. –
9. Коровин В.И. М.Ю. Лермонтов в жизни и творчестве. М., 2003.
10. Кулешов В.И. История русской литературы XIX в. (1-я половина). – М.: Высшая школа, 1970.
11. Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений: в 10 т. М., 2000.
12. Мануйлов В.А., Назарова Л.Н. Лермонтов в Петербурге. Л., 1984.
13. Маркович В.М. Мифы и биографии. Из истории критики и литературоведения в России. – СПб., 2007.
14. Мережковский Д.С. М.Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества // Д.С. Мережковский. В тихом омуте. Статьи и исследования разных лет. – М.: Сов. писатель, 1991.
15. Муравьев Д.П. «Молитва» («Не обвиняй меня, всесильный») // Лермонтовская энциклопедия. М., 1999.
16. Нейман Б.В. Песня про купца Калашникова // История русской литературы ХIХ в. (первая половина). – М.: Высшая школа, 1973. – С. 342–343
17. Остряков А.П. Мои воспоминания (из лично- го фонда Г.И. Ходяковой. ГАТО. Ф. Р-5343. Тамбов, 2007.
18. Панаев И.И. Литературные воспоминания. Л., 1928.
19. Сборник Кирши Данилова / подг. А.П. Евгеньева, Б.Н. Путилов. – М.: Наука, 1977.
20. Серман И.З. Михаил Лермонтов. Жизнь в литературе. 1836–1841. – М.: РГГУ, 2003.
21. Сиротин В. Лермонтов и христианство // М.Ю. Лермонтов и православие: сборник статей о творчестве М.Ю. Лермонтова. М., 2010. – С. 188
22. Усок И. Михаил Юрьевич Лермонтов // Русские писатели в Москве. М., 1977
23. Чистова И.С. Комментарии // Лермонтов М.Ю. Сочинения: в 2 т. – М.: Правда, 1988. – Т. 1. – С. 660–713; Т. 2. – С. 613–700
24. Чистова И.С. Комментарии // Лермонтов М.Ю. Сочинения: в 2 т. – М.: Правда, 1988. – Т. 1. – С. 660–713
25. Шан-Гирей А.П. М.Ю. Лермонтов // М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. М., 1989
26. Штокмар М.П. Народно-поэтические традиции в творчестве Лермонтова // Литературное наследство. Т. 43–44. М. Ю. Лермонтов. Кн. 1. – М.: Изд-во АН СССР, 1941. – С. 252–263
27. Энциклопедический словарь. Т. 32. Тай- Термиты / изд. Ф.А. Брокгауз, И.А. Эфрон. Спб., 1901.