Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. В последнее время вопрос соблюдения прав и свобод военнослужащих приобретает все большую актуальность в государстве и обществе. Проблема достоинства личности становится приоритетной в деятельности органов законодательной и исполнительной власти, органов военного управления и общественных организаций на самом высоком уровне.
Конституция Российской Федерации (ст. 2) определила права и свободы человека высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту - обязанностью государства.
1. Понятие и элементы правового статуса военного прокурора
Очень много значимых преобразований в системе устройства государственных органов связано с деятельностью двух российских императоров: Петра I и Александра II. Именно им обязана своим рождением прокурорская служба в целом, и такое направление ее деятельности, как военная прокуратура.
Первый прокурор, в функции которого входил контроль соблюдения указов царя и постановлений Сената, появился в 1722 году. Именно тогда была учреждена должность Генерал-прокурора. Функции тогдашних прокуроров были сформулированы расплывчато, конкретных направлений деятельности не существовало, а методы работы сводились к выявлению и расследованию злоупотреблений в среде высшего чиновничества и купечества. Поскольку, подавляющее большинство высших чинов государства (губернаторы, наместники, воеводы), наряду с гражданскими, имели и воинские чины, можно считать, что прокуратура в петровские и послепетровские времена отчасти выполняла функции военной прокуратуры.
Приближенные к современным формы деятельности прокуратуры обрисовались после военно-судебной реформы, осуществленной в 1867 году императором Александром II. Именно тогда появился первый Главный военный прокурор. В его полномочия входил надзор «за охранением законов» во всех воинских подразделениях и на флоте .
При первом Главном военном прокуроре были выработаны принципы:
самостоятельность и независимость от военного командования;
независимость органов обвинения от суда;
единство статуса и вертикальная структура подчиненности органов прокуратуры;
отчетность Главного военного прокурора только перед Сенатом.
Полное разрушение системы военной прокуратуры произошло в феврале 1917 года, после отречения последнего русского императора Николая II от престола. Оно ознаменовало переход к республиканской форме правления. Декрет об упразднении прокуратуры в целом, и военной прокуратуры, как структурного подразделения, был принят Временным правительством.
Спустя 9 месяцев, декретом № 1 «О суде» СНК, образованный радикальным крылом партии РСДРП – большевиками, окончательно упразднил прокуратуру, как реакционный орган.
Осознание совершенной ошибки пришло к В.И. Ленину только в 1922 году. Практически отошедший от дел ввиду болезни, Председатель СНК сформулировал в письме к ЦК основные направления развития социалистической законности и функции прокуратуры в условиях рабоче-крестьянской диктатуры. Однако, в полном объеме его теоретические разработки не были реализованы. Прокуратура была воссоздана в качестве отдела при наркомате юстиции и не являлась самостоятельным органом вплоть до 1936 года. Именно тогда была организована военная прокуратура СССР, в общих чертах сохранившая функции и структуры до настоящего времени, претерпев лишь переименование после распада союзного государства.
Федеральный Закон «О прокуратуре Российской Федерации» №2202-1 от 17.01.1992 является базовым документом, определяющим деятельность военной прокуратуры.
Военная прокуратура (ВП) – это структурное подразделение Прокуратуры России, которое осуществляет надзор за исполнением законодательства в Вооруженных силах РФ (ВС РФ), воинских формированиях и других войсках.
Генеральный прокурор РФ является ответственным лицом, занимающимся формированием, реорганизацией и ликвидацией органов военной прокуратуры, а организационно-штатные вопросы решаются его заместителем – Главным военным прокурором (п. 2 ст. 46 №2202-1-ФЗ).
Обеспечением деятельности ВП занимается Министерство обороны, ФСБ, а также Федеральная служба войск национальной гвардии России.
Направления деятельности ВП определены в Приказе Генеральной прокуратуры РФ «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» №84 от 7 мая 2008 г (п. 6).
Перечень направлений достаточно обширен и включает в себя:
1. Осуществление надзора за соблюдением действующей Конституции РФ, а также законов и других нормативных актов в отношении самих военнослужащих, членов их семей, а также лиц, призванных на военные сборы.
2. Выполнение надзорных функций относительно соблюдения антикоррупционного законодательства в воинских частях, органах и учреждениях.
3. Осуществление надзора в отношении должностных лиц ФСБ, несущими службу на границах России, а также законностью при производстве по административным делам в отношении лиц, нарушивших правила прохождения государственных границ РФ.
4. Надзор за деятельностью командиров воинских частей и иных должностных лиц и за исполнением ими законов при содержании под стражей на гауптвахтах подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также осужденных.
5. Выполнение надзорных функций по исполнению законодательства при оперативно-розыскных работах, в ходе следствия и дознания в отношении военнослужащих, лиц, призванных на военные сборы или гражданского персонала ВС РФ, совершивших преступления, связанные с выполнением служебных обязанностей.
6. Осуществление уголовного преследования.
7. Участие в судебных тяжбах по гражданским делам и арбитражном процессе при рассмотрении дел о грубых дисциплинарных проступках военнослужащих.
8. Контроль за деятельностью правоохранительных органов, занимающихся борьбой с преступностью в ВС РФ.
9. Анализ и обобщение информации о состоянии законности в ВС РФ, а также ведение статистики .
Полномочия военных прокуроров прописаны в ст. 47 №2202-1-ФЗ и состоят в следующем:
1. Участие в заседаниях коллегий, военных советов и служебных заседаниях органов военного управления;
2. Назначение вневедомственных ревизий и проверок в отношении воинских частей и учреждений;
3. Проверка законности содержания осужденных или лиц, находящихся под стражей на гауптвахтах, дисциплинарных частях, а также освобождение указанных лиц в случае обнаружения незаконности действий должностных лиц.
По своему усмотрению военные прокуроры имеют право беспрепятственного вхождения на территорию воинских частей и учреждений вне зависимости от существующего в них режима после предъявления служебного удостоверения. Кроме того, военные прокуроры вправе требовать доступ к любым документам и материалам подведомственных им органов.
2. Характеристика элементов правового статуса военного прокурора
Учитывая специфику деятельности данной категории военнослужащих, для них установлены повышенные меры защиты от вмешательства в профессиональную деятельность, воспрепятствования осуществлению полномочий и защите жизни и здоровья.
В соответствии с Законом «О прокуратуре РФ» (ст. 42), в отношении прокуроров установлен особый порядок привлечения к административной и уголовной ответственности.
Прокуроров нельзя подвергать задержанию, аресту, личному досмотру или досмотру транспорта, на котором передвигается прокурор, за исключением случаев, когда лицо застигнуто при совершении преступления. На период расследования прокуроры отстраняются от должности, но остаются в штате прокуратуры, до вступления в силу решения суда. Исключением является увольнение прокурора со службы в связи с утратой доверия (ст. 41.9 ФЗ № 2202-I).
Для защиты жизни и здоровья прокуроры имеют право на постоянное ношение личного табельного оружия, средств индивидуальной защиты и охрану, обеспечиваемую командованием воинских частей .
Основными обязанностями и правами военной прокуратуры является представление стороны обвинения в суде, а также следить за соблюдением закона во всех сферах жизни человека. Что касается военного прокурора, то он обязан заниматься представлением вопросов, имеющих отношение к вооруженным силам Российской Федерации. Помимо этого, они должны осуществлять проверки призывников и производить военные сборы запасников в России.
Поскольку должность имеет название «Военный прокурор», тогда соответственно соблюдение прав и выполнение обязанностей осуществляется в области вооруженных и силовых структурах российского государства. Среди главных полномочий военных прокуроров выделяют:
надзор за соблюдением утвержденных законов;
представление стороны обвинения в судебном органе от имени государства.
На основании федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», а именно статьи 47, утвержден полный перечень полномочий, среди которых отмечено, что должен выполнять военный прокурор:
1. Принимают участие в заседаниях коллегий, служебных совещаниях, а также в военных советах, что имеют отношение к военному управлению;
2. Исполнять вневедомственные ревизии и требуемые проверки воинских частей и учреждений, которые находятся в их юрисдикции;
3. Осуществлять надзор по обеспечению государственной безопасности на основании обозначенного закона и по представлению Генерального прокурора или его заместителя;
4. Имея соответствующее удостоверение проходить на территорию и проверять документацию во всех учреждениях, организациях и штабах военных структур;
5. Производить проверку законности содержания осужденных или арестованных военнослужащих, что находятся на гауптвахтах или в дисциплинарных частях. Если будут выявлены нарушения, тогда задержанные немедленно освобождаются;
6. Также в обязанности входит рассмотрение жалоб и предложений от военнослужащих;
7. Кроме этого, дает либо письменные, либо устные указания органам дознания для предварительного следствия;
8. Если имеет факт нарушения, тогда обязуется его устранить;
9. Требовать от руководителей, что осуществляют оперативно-розыскную деятельность, отстранить оперативного сотрудника, находящегося в подчинении, если им было совершено правонарушение;
10. Вправе подвергнуть наказанию, когда будет выявлено нарушение (уголовному, административному, дисциплинарному, а также материальной ответственности);
11. Осуществляют координацию работы правоохранительных органов, деятельность которых связана с борьбой с преступностью;
12. Могут опротестовывать вынесенные приговоры, постановления и определения суда. Также способны подать исковое заявление о возбуждении уголовного дела или же касательно производства об административного правонарушения;
13. Военные следователи рассматривают уголовные дела касательно преступлений, что были совершены военнослужащими независимо от их должности и гражданами, что только проходят военные сборы;
14. Назначать ответственных лиц для проведения действий относительно выяснения данных по возникшим вопросам;
15. Вправе затребовать документацию и соответствующие материалы от воинского учреждения или организации.
Помимо отмеченного, в обязанности и права военного прокурора входит также принятие профилактических мер относительно снижения преступности в вооруженных силах страны и силовых структурах. Кроме этого, на военную прокуратуру возлагаются обязанности по проведению предварительного следствия относительно уголовных дел, которые находятся в их юрисдикции.
В статье 48 закона о прокуратуре обозначено, какими характеристиками должен обладать человек, чтобы он был назначен военным прокурором, а также, как осуществляется назначение на отмеченную должность.
Что касается характеристик, то гражданин должен обладать отменным здоровьем и находиться на военной службе. Кроме этого, требуется иметь офицерское звание и соответствующее данные, что прописаны в статье 40 федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Относительно назначения, то по решению Генерального прокурора РФ на должность военного прокурора могут назначаться гражданские лица .
Заместитель Генерального прокурора, а также главный военный прокурор может быть назначен и освобожден с должности на основании утвержденного пункта 2 ст. 14 представленного закона.
Более подробную информацию о воинских обязанностях и военной службе можно просмотреть в ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации». Стоит отметить такой факт, что каждое назначение или устранение от должностных обязанностей служащего военной прокуратуры обязательно должно быть опубликовано.
Заключение
Отдельно в органах прокуратуры РФ действуют органы военной прокуратуры, деятельность которых направлена на укрепление законности и правопорядка в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, охрану от каких-либо посягательств безопасности России. Важная роль в правозащитной деятельности военного прокурора принадлежит его участию в рассмотрении дел судами. Как свидетельствует правоприменительная практика, сегодня нередки ситуации, когда никто, кроме военного прокурора, не может восстановить нарушенные права граждан, организаций и публичных образований.
Федеральный Закон «О прокуратуре Российской Федерации» №2202-1 от 17.01.1992 является базовым документом, определяющим деятельность военной прокуратуры.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования от 01.07.2020 // официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 46. – Ст.4532.
3. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru.
4. Кодекс РФ об административных правонарушениях [Текст]: Федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 22.12.2020) // Российская газета. – 2002. – 5 января.
5. Уголовный Кодекс Российской Федерации [Текст]: Федер. закон от 13.06. 1996 №63-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // Российская газета. – 1996. – 20 июня.
6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Текст]: Федер. закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // Российская газета. – 2001. – 25 декабря.
7. О прокуратуре Российской Федерации [Текст]: Федер. закон от 17 января 1992 г. № 2202-I (ред. от 09.11.2020)// Российская газета. – 1992. – 25 января.
8. О системе государственной службы Российской Федерации [Текст]: Федер. закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // Российская газета. – 2003. – 5 июня.
9. Об оперативно-розыскной деятельности Федерации [Текст]: Федер. закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // Российская газета. – 1995. – 20 августа.
10. О полиции [Текст]: Федер. закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011. – №7. – Ст.900.
11. Агамов Г.Д. Практикум по прокурорскому надзору и методические рекомендации [Текст] / Г.Д. Агамов, А.К. Романов. – М.: Дело, 2018. – 160 c.
12. Агутин А.В. Организация прокурорского надзора на стадии возбуждения уголовного дела [Текст] / А.В. Агутин, Г.Л. Куликова, А.Н. Агеев. – М.: ИЛ, 2018. – 202 c.
13. Бегалиев К. Прокурорский надзор за расследованием дел о преступлениях несовершеннолетних [Текст] / К. Бегалиев. – М.: Юридическая литература, 2019. – 868 c.
14. Винокуров А.Ю. Прокурорский надзор [Текст] / А.Ю. Винокуров, К.Ю. Винокуров, Ю.Е. Винокуров. – М.: Юрайт, 2018. – 432 c.
15. Григорьев В. Прокурорский надзор [Текст] / В. Григорьев, А. Победкин, В. Яшин. – М.: Эксмо, 2017. – 496 c.
16. Григорьева Н.В. Прокурорский надзор [Текст] / Н.В. Григорьева. – М.: РИОР, 2016. – 345 c.
17. Ендольцева А.В. Прокурорский надзор зарубежных стран: учебник [Текст] / А.В. Ендольцева. – М.: Юнити-Дана, 2018. – 668 c.
18. Капинус О.С. Прокурорский надзор в 2-х томах: учебник [Текст] / О.С. Капинус. – М.: Юрайт, 2019. – 502 c.
19. Кириллова Н. П. Прокурорский надзор [Текст] / Н.П. Кириллова. – М.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2017. – 280 c.
20. Кириллова, Н. П. Прокурорский надзор [Текст] / Н.П. Кириллова. – М.: СПбГУ, 2019. – 280 c.