Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что на сегодняшний день вопрос о взаимоотношении государства и личности является центральным аспектом в механизме правового регулирования всей системы общественных отношений. Подобное взаимоотношение можно охарактеризовать базовым, поскольку любой субъект, находящийся на территории того или иного государства автоматически становится участником правовой связи с государством независимо от наличия у него гражданства этого государства. Выражением этого служит то обстоятельство, что государство обязано ставить под свою защиту права и свободы каждого, кто находится на его территории; в свою очередь, каждый кто находится на территории того или иного государства обязан соблюдать устанавливаемые государством основные обязанности.
Гражданство РФ - это особый статус или официальная, закрепленная на законодательном уровне связь человека и Российской Федерации. Связь эта выражается в наличии и у гражданина, и у государства ряда прав и обязанностей друг перед другом. Дорога к российскому паспорту обычно сложна и состоит из нескольких этапов.
Целью курсовой работы является изучение понятия и принципов гражданства Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным, задачами курсовой работы являются:
- раскрыть понятие конституционно-правового института гражданства;
- представить международно-правовые основы конституционно-правового института гражданства в Российской Федерации;
- рассмотреть конституционные принципы российского гражданства;
- отразить конституционные гарантии гражданства в России;
- раскрыть признание и приобретение гражданства Российской Федерации;
- провести оценку правового регулирования прекращения российского гражданства;
- раскрыть работу государственных органов обеспечивающих функционирование конституционно-правового института гражданства и их полномочия.
Предмет работы – правовое регулирование вопросов гражданства Российской Федерации.
Объект исследования - общественные отношения, связанные с приобретением и прекращением гражданства Российской Федерации.
Нормативную основу исследования составляют, прежде всего, Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и др.
Теоретическую основу исследования составили труды авторов, пишущих по исследуемой теме, таких как: Т.В. Васильева, О.Н. Ворошилова, З.С. Гулова, К.О. Егорочкина, И.А. Кузнецов, Т.А. Положенкова, Д.Х. Хафизов и др.
Структура работы предопределена поставленными целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, семи параграфов основной части, заключения, в котором сформулированы основные выводы о проделанной работе, списка использованных источников.
Глава 1. Понятие и основания конституционно-правового института гражданства
1.1 Понятие конституционно-правового института гражданства
Первым и основополагающим элементом правового статуса личности является гражданство, под которым понимается устойчивая политико-правовая связь человека и государства, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях и взаимоотношениях, основанных на уважении достоинства. Гражданство является одним из институтов конституционного права и находит свое закрепление в Основном Законе государства и ином федеральном законодательстве России. На протяжении тысячелетий люди обсуждают идею гражданства, но и по сей день не существует полного единодушия в том, что же оно в точности означает.
Будучи инструментом государственной власти, гражданство основывается на двух видах связей: фактической (обуславливается нахождением человека на территории государства) и правовой (закрепляет с помощью правовых норм фактическую связь) . Поэтому в отношении тех личностей, которые преимущественно проживают на территории государства, т.е. как правило, состоят в фактической связи с государством, оно в лице его компетентных органов оформляет с каждым из них лично особую связь, которой придается юридическое значение. Поэтому гражданство является «проводником», соединяющим народ и государство посредством оформления правового состояния проживающего на территории государства населения. Консолидация людей на основе гражданства представлена одним из неотъемлемых признаков независимости (суверенитета) государства. Непосредственно создавая суверенитет государства, гражданство делает возможным последовательную эволюцию государственности.
С точки зрения государства, гражданство является его юридикоправовым атрибутом, благодаря которому обеспечивается юридическое равенство в правах и обязанностях определенного круга лиц, которые обладают спецификой во взаимоотношениях с государством. Гражданство оформляет юридико-правовую связь между человеком и государством, в соответствии, с чем между государством и личностью возникает юридическое состояние, которое основывается на правовых нормах, оно является прочной основой в сравнении с фактическим состоянием человека, базирующейся в нахождении человека на территории государства.
Авторы Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин считают, что «правовой характер связи лица с государством, образующий отношение гражданства, выражается в юридическом оформлении этой связи. Гражданство - правовое, а не просто фактическое состояние» . Гражданство выполняет роль условия, которое необходимо для того чтобы человек приобрел те или иные права, свободы и мог реализовать обязанности, признаваемые за гражданином. Потому, роль гражданства для определения правового статуса человека обусловлена тем, что только граждане имеют комплекс прав и свобод, вследствие чего обеспечены высоким уровнем их защиты государством.
Конституционный Суд Российской Федерации в одном из своих определений сформулировал следующую правовую позицию : «Только суверенное государство правомочно законодательно определять, кто является его гражданами, признавая их тем самым полноправными субъектами права, обладающими всеми конституционными правами человека и гражданина».
Институт гражданства находится в ведении государства поэтому оно вправе решать самостоятельно на основании своего законодательства, кого считать своими гражданами, а кого - нет.
По мнению Р.Г. Апсалямова «вопросы гражданства преимущественно относятся к области внутригосударственного права» . Так, в соответствии с п. «в» ст. 71 Конституции Российской Федерации гражданство находится в ведении Российской Федерации. Возложение полномочий по регулированию отношений гражданства на государство объясняется тем, что регламентация миграционных отношений, вопросов гражданства - это дело, прежде всего внутреннего законодательства. Государство обладает суверенитетом, т.е. независимостью над своей территорией, выражением которого является то, что государство в одностороннем порядке осуществляет нормативное регулирование, в частности, отношения гражданства. В рекомендательном законодательном акте «О согласованных принципах регулирования гражданства», одобренном Межпарламентской Ассамблеей государств - участников Содружества Независимых Государств 29 декабря 1992 года в ст. 1 закреплено следующее положение: «Гражданство - неотъемлемый атрибут государственного суверенитета» .
Институт гражданства многогранен, многоаспектен и, естественно, является объектом многочисленных научных исследований. Множество авторов в своих трудах давали ему определение, раскрывали сущность, анализировали проблемы реализации данного института, но, тем не менее, утверждать о наличии в современном обществе согласованной и общепризнанной точки зрения не приходится. Понятие гражданства в современной правовой науке не имеет четкого, однозначно принятого всеми учеными определения. В силу сложности исследования и неоднозначности института гражданства в юридической науке существует значительный разброс мнений, идей о гражданстве. Проанализировав труды ученых в этой сфере на разных этапах, можно выделить некоторую эволюцию мнений относительно определения такого явления, как гражданство.
В современном понимании многие специалисты сходятся во мнении, что гражданство является особым правоотношением, которое в науке именуют правовым состоянием. Так, М.В. Баглай под гражданством понимает «устойчивую правовую связь лица с данным государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей». А.А. Югов считает, что гражданство как двустороннее взаимодействие человека и государства есть сложная и тонко дифференцированная правовая связь этих субъектов, которой свойственны особые свойства .
Проанализировав мнения научных деятелей, можно сделать следующий вывод: гражданство - один из основных элементов правового статуса личности, оно определяет фундаментальные начала взаимоотношений государства и лица. Это - то общее, важнейшее условие, которое необходимо для распределения на лицо всего объема прав, свобод и обязанностей, которые признаются за гражданином, а также право на нахождение под защитой данного государства.
1.2 Международно-правовые основы конституционно-правового института гражданства в Российской Федерации
В соответствии с положениями статьи 2 закона «О гражданстве Российской Федерации» нормативно-правовой основой правового регулирования правоотношений в области гражданства РФ являются:
1) Конституция РФ.
В Основном Законе Российского государства содержится ряд конституционных положений, касающихся вопросов гражданства РФ. Так, ч. 1 ст. 6 Конституции РФ предусматривает, что гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения . Часть 3 ст. 6 предусматривает положение о том, что гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. В соответствии со ст. 62 Конституции РФ гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ. Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ. В соответствии с п. «в» ст. 71 Конституции РФ вопросы гражданства РФ относятся к исключительному ведению органов государственной власти Российской Федерации. На основании п. «а» ст. 89 Конституции РФ Президент РФ решает вопросы гражданства;
2) международные договоры РФ.
Международные договоры по вопросам гражданства можно, с определенной долей условности, разделить на международные многосторонние договоры (конвенции), посвященные общим принципам и гарантиям права на гражданство, и международные двусторонние договоры по вопросам двойного гражданства и иным вопросам двухсторонних отношений государств по вопросам гражданства.
Так, ч. 3 ст. 24 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. предусматривает, что каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства .
Часть 1 ст. 1 Конвенции о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г. предусматривает, что любое договаривающееся государство должно предоставлять свое гражданство любому рожденному на его территории лицу, которое иначе было бы апатридом . Такое гражданство должно предоставляться: a) при рождении, в силу закона, или б) по возбуждении перед надлежащим органом власти ходатайства соответствующим лицом или от его имени в порядке, установленном национальным законом. При этом такое ходатайство не может быть отклонено.
В Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 г. предусматривается, что государства - участники данного договора предоставляют женщинам равные с мужчинами права в отношении приобретения, изменения или сохранения их гражданства .