Фрагмент для ознакомления
2
Культура взаимоотношений между людьми является частью общечеловеческой культуры. С ранних лет дети вступают во взаимоотношения со взрослыми и с ровесниками. А любые взаимоотношения требует от человека соблюдения общепринятых правил поведения. Из-за чего детей не следует ограничивать «детским обществом», а с ранних лет нужно воспитывать культуру поведения. Формируемый на основании обычаев и привычек, нравственных традиций образ действий и жизни представляет собой поведение человека.
Проблема приобщения подрастающего поколения к культурно-гигиеническим навыкам глубокими корнями уходит в далекое прошлое. В сохранившихся от старых времен рукописях, народных традициях, передававшихся из поколения в поколение, письменных и устных правилах поведения отражены многие разумные высказывания и советы о воспитании детей, приобщении их к гигиене и правилам поведения в общественных местах. Появившиеся в XVII веке первые печатные работы «Азбуковники» и Международный научный журнал «Синергия наук» «Домострой», содержали некоторые сведения о личных гигиенических навыках, которые необходимо прививать детям [6]. В середине XVII ввиду высокой детской смертности в России великий русский ученый М.В. Ломоносов призывал придать государственное значение вопросу приобщения подрастающего поколения к гигиеническим навыкам [5].
В XVIII столетии, проблема воспитания культурно-гигиенических навыков детей привлекала внимание ученых-врачей, профессоров энциклопедистов и прогрессивных общественных деятелей, таких как И.И. Бецкой; Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, С.Г. Зыбелин, Н.М. Амбодик, С. Ели и других, которые выступали за пропаганду гигиенических знаний среди населения и приобщение к ним детей. В 60-е гг. XIX в. стали открываться первые детские платные, частные сады, работавшие по системе Ф. Фребеля. Одной из задач воспитания в садах являлось формирование гигиенических навыков у детей.
Активной педагогической и просветительской деятельностью в данном направлении занимались А.С. Симонович и Л.М. Симонович, Е.Н. Водовозова, которые разработали некоторые педагогические и методические подходы к организации воспитания детей и привитию им навыков культуры поведения. Огромное значение в развитии гигиенических навыков детей и подростков сыграли виднейшие отечественные гигиенисты XIX и XX столетий Ф.Ф Эрисман, А.П. Доброславин, Г.В. Хлопин, Д.Д Бекарюков, А.В. Мольков и др. Большой общественный резонанс имела работа Н.П. Гундобина «Школьная гигиена» (1902), в которой большое место занимали вопросы физического воспитания, закаливания, режима учебных занятий, охраны органов зрения и слуха, личной гигиены и др. [2].
Большое внимание вопросам формирования гигиенических навыков у детей уделяло Общество русских врачей памяти Н.И. Пирогова. При правлении этого общества была создана специальная комиссия по распространению гигиенических знаний среди населения. Теоретические и практические проблемы физического воспитания (содержания, формы, методы) нашли отражение в трудах П.Ф. Лесгафта [4]. В конце XIX – начале XX вв. стало постепенно расти количество дошкольных учреждений, предназначенных для детей из бедных семей: фабричные ясли; народные детские сады. Появлялись они преимущественно в городах с развитой промышленностью, там, где родители были заняты на производстве. Несмотря на слабое финансирование, организационные и методические трудности, некоторые педагоги занимались поиском и апробацией эффективных программ – методик, материалов, лучших форм организации работы с детьми.
Так постепенно накапливался практический опыт по общественному воспитанию детей дошкольного возраста. Хотя общественное дошкольное воспитание развивалось медленно, но оно, тем не менее, стимулировало отечественную педагогику, определило круг проблем в охране здоровья детей и формировании культурно-гигиенических навыков. Разработкой научных проблем в области воспитания гигиенических навыков занимались кафедры школьной гигиены, институты охраны здоровья детей и подростков (ОЗД и П), организованные в Москве, Ленинграде, Киеве и других городах Советского Союза. После Октябрьской революции большой вклад в пропаганду гигиенического воспитания внесла Н.К. Крупская. Она писала: «Одна из важнейших задач детского сада привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и так далее» [3, с.58].
Большое внимание вопросам гигиенического воспитания, на основе учения И.П. Павлова, Н.Е. Введенского и А.А. Ухтомского, уделялось Институтом физического воспитания и школьной гигиены Академии педагогических наук РСФСР, организованным в 1944 г. под руководством П.М. Ивановского. Значительную роль в воспитании гигиены дошкольников сыграли учёные Г.Н. Сперанский, В.И. Молчанов, Н.М. Щелованов, М.С. Маслов и другие. Их работы охватывают знания не только по лечению и диагностике заболеваний у детей, но и по закаливанию, питанию и уходу за здоровыми детьми. Работники дошкольных образовательных организаций до сих пор используют разработки ученых для формирования культурно– гигиенических навыков. В педагогических исследованиях проблема формирования у детей культурно-гигиенических навыков рассматривались в контексте решения проблем нравственного, трудового и физического воспитания детей.
Привычка – это сложившийся способ поведения, который стал для человека постоянным, обычным. С ранних лет ребенок должен овладевать нормами этикета. «Этикет - установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность поведенческих правил, которые регулируют внешние проявления человеческих взаимоотношений» [9].
В дошкольной педагогике различают два понятия: «культура внутренняя» и «культура внешняя». Внешняя культура заключает в себе культуру поведения, взаимосвязанную с осуществлением конкретных правил этикета.
А внутренняя культура подразумевает взаимосвязь с нравственными представлениями, понятиями и чувствами детей. Эти два понятия между собой очень тесно переплетаются. Овладение такими культурно-гигиеническими навыками как аккуратность, опрятность, умение содержать в чистоте свое тело и одежду является важнейшей составляющей культуры поведения. Необходимость соблюдения этих правил диктуется не только нормами чистоты, но и нормами человеческих взаимоотношений. Воспитание КГН направлено прежде всего на укрепление здоровья ребенка.
Понятие «культурно-гигиенические навыки» является собирательным. В настоящее время в психолого-педагогической литературе нет единого определения этого понятия. С одной стороны, исследователи рассматривают его в контексте навыков, которые укрепляют здоровье, а с другой стороны - общих культурных норм поведения в обществе. В дошкольной педагогике культурно-гигиенические навыки рассматриваются в контексте воспитания культуры поведения (Л. Ф. Островская, С.В. Петерина), то есть в совокупности устойчивых форм повседневного поведения (в общении, в быту, различных видах деятельности), полезных для общества [16].
По определению С.В. Петериной культурно-гигиенические навыки – «это автоматизированный способ выполнения какого-либо действия, которое в целом регулируется сознанием, способствующий проявлению опрятности, чистоты лица, рук, тела, прически, одежды, обуви» [23]. В дошкольной педагогике проблема развития КГН у детей дошкольного возраста рассматривается как в контексте физического (Р. А. Алексашина, Ю. К. Бабанский, Т. Л. Бодина, Г.Н. Година, В. И. Логинова, Н.Т. Терехова, Г.В. Хухлаева), так и в контексте трудового воспитания (С.В. Буре, С. А. Козлова, Т. А. Куликова, А.А. Люблинская). Исследователи, занимающиеся вопросами физического воспитания, утверждают, что формирование КГН является средством сохранения жизни и здоровья детей - это соблюдение 8 правил культуры еды, чистоты тела, поддержание порядка в окружающей обстановке (в группе, дома, в общественных местах, на улице).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Жукова, Т. Дидактические игры для развития гигиенических навыков у младших дошкольников [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskie-igry-dlja-formirovanija- gigienicheskih-navykov-u-mladshih-doshkolnikov.html
2. Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение / Р.И. Жуковская. - М.: ЮНИТИ, 2018. - 189 с.
3. Запорожец, А.В. Психология и педагогика игры дошкольника / А.В. Запорожец. - М.: Логос, 2011. - 63 с.
4. Зебзеева, В.А. Организация режимных процессов в ДОУ [Текст] /В.А. Зебзеева. - М.: Сфера, 2018.-164с.
5. Иванова, Г. Водичка, водичка, умой мое личико / Г. Иванова, В. Курашова // Дошкольное воспитание. - №5. - 2018. - С. 111-115.
6. Кирьянова, Р.А. Учимся, играя: система игр и упражнений по обучению детей культурно-гигиеническим навыкам [Текст] / Р.А. Кирьянова //Дошкольная педагогика. - 2017. - № 3. - С. 7-12.
7. Клюка Н.А., Стихи для развития культурно гигиенических навыков у ребенка [Электронный ресурс]: — Режим доступа: https://ped- kopilka.ru/blogs/klyuka-natalija/kak-privit-horoshie-privychki-malyshu-s- pomoschyu-stishkov.html
8. Ковальчук, Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка [Текст] /Я.И. Ковальчук. - М.: Логос, 2019.-196с.
9. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] /С.А. Козлова, Т.А. Куликова.- М.: Академия, 2017.-467с.
10. Комарова, Т.С. Культурно-гигиеническое воспитание в детском саду [Текст] /Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова. - М .: АСТ, 2017.-183с.
11. Конина, Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект / Е.Ю. Конина. - Айрис - пресс, 2019. - 62 с.
12. Курцева, З.И. Ты - словечко, я - словечко (Программа «Школа 2100») [Текст]: Пособие по риторике для детей 2-4 лет /З.И. Курцева; под ред. Т.А. Ладыженской.- М.: Баласс, 2019.-64с.
13. Макеева, С.Г. Фольклор в условиях современного образования / С.Г. Макеева // Дошкольное воспитание. - 2018. - № 9. - С. 70-89.
14. Маталыгина, О. А. Все о питании детей дошкольного возраста [Текст] / О. А. Маталыгина, Н. Е. Луппова. - М. : Фолиант, 2019. - 272 с.
15. Маталыгина, О.А. Как сформировать у ребенка навыки здорового питания / О.А. Маталыгина // Дошкольная педагогика. - 2020. - № 4. - С. 4-7.
16. Н.Ю. Романова // Проблемы дошкольного образования на современном этапе / Федер. агентство по образованию, Тольят. гос. ун-т. - Тольятти: ТГУ, 2019. - Вып. 7, ч. 2. - С. 106-110.
17. Новоторцева, Н.В. Развитие речи детей / Н.В. Новоторцева. - Ярославль: Академия развития, 2017. - 240 с.
18. Нравственно- эстетическое воспитание ребенка в детском саду [Текст] /Ред. Ветлугина Н.А.-М.: Гардарики, 2018.-208с.
19. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии [Текст]: Уч. пособие /Г.А. Урунтаева.- М.: Сфера, 2019.-186с.
20. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] /Д.Б.Эльконин.-Спб.: Питер, 2019.-638с.
21. Яковенко, Т. О воспитании культурно-гигиенических навыков / Т. Яковенко, З. Ходонецких // Дошкольное воспитание. - 2017. - № 8. - С. 15-21.