Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в условиях рыночной экономики ассортимент и качество выпускаемой предприятием продукции является важнейшим показателем ее конкурентоспособности. Достаточность ассортимента и степень удовлетворительности качества продукции, как правило, определяется ее потребителями. При этом необходимо отметить, что ассортимент и качество имеют первостепенное значение для потребителей, так как именно они влияют на потребительскую стоимость продукции, что является весьма существенным фактором при выборе предприятием сферы деятельности и вида производимой продукции.
Целью курсовой работы является описание методологии и особенностей практического применения анализа ассортимента и качества продукции.
Объектом исследования курсовой работы является ЗАО «Гермес-Агро», которое занимается производством и реализацией молочной продукции.
Предмет исследования – экономические показатели, характеризующие ассортимент и качество продукции ЗАО «Гермес-Агро».
Задачи курсовой работы, раскрывающие ее цель:
провести обзор научной литературы и рассмотреть порядок анализа ассортимента продукции предприятия;
раскрыть понятие «качество продукции» и рассмотреть теоретические аспекты анализа качества продукции;
предоставить краткую характеристику предприятия — объекта исследования, в том числе провести анализ финансового состояния и финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия: рассчитать показатели ликвидности, финансовой устойчивости, провести факторный анализ прибыли от продаж и чистой прибыли, рассчитать коэффициенты рентабельности;
проанализировать ассортимент и качество продукции предприятия, в том числе провести маржинальный анализ показателей отчета о финансовых результатах;
предложить мероприятия по совершенствованию ассортимента и повышению качества продукции ЗАО «Гермес-Агро».
Основными источниками информации при написании курсовой работы послужили: законодательство РФ в части экономики и бухгалтерского учета, а также учебная литература по комплексному экономическому анализу таких авторов как, М.И. Баканов, А.Д. Шеремет, П.С. Безруких, В.Б. Ивашкевич, Н.П. Кондраков, а также научные статьи по теме курсовой работы.
При написании курсовой работы использовались следующие приемы и методы анализа: горизонтальный и вертикальный анализ, маржинальный метод, факторный анализ.
Курсовая работа содержит три главы (теоретическую, аналитическую, проектную), введение, заключение и список использованной литературы, такая структура позволит более полно раскрыть вопросы анализа ассортимента и качества продукции.
Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цели, задачи исследования.
В первой главе рассмотрены понятия «ассортимент» и «качество» продукции, проведен обзор методов анализа ассортимента и качества продукции.
Во второй главе приведена общая финансово-экономическая характеристика предприятия — объекта исследования и проведен анализ ассортимента и качества продукции предприятия.
В третьей главе разработаны мероприятия по совершенствованию ассортимента и повышению качества продукции.
В заключении подведен итог результатов исследования, сделаны выводы.
1. Теоретические аспекты анализа ассортимента и качества продукции
1.1. Анализ ассортимента продукции
Номенклатура – перечень наименований изделий, которые выпускаются производственным предприятием.
Ассортимент – более широкий набор наименований изделий одного вида с указанием объема выпуска по каждому виду.
Ассортимент бывает полным (всех видов и разновидностей), групповым (по родственным группам) и внутригрупповым [8, с. 24].
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать с одной стороны спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении [19, с. 41].
Система формирования ассортимента продукции предприятия включает ряд ключевых моментов:
определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
оценка уровней конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
изучение жизненного цикла изделий и принятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
оценка экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции [11, с. 47].
За счет расширения ассортимента предприятия привлекают большее число покупателей с различными потребностями и обеспечивают ускорение реализации продукции. При этом учитываются взаимосвязи всех видов продукции, позволяющие выявить синергетический эффект, если различные продукты данного ассортимента или наборы продукции имеют высокую степень однородности. Анализ ориентирован на оценку степени устаревания продукции анализируемого ассортимента, что дает естественную связь с понятием жизненного цикла продукта, а также анализ в сравнении с продукцией, предлагаемой конкурентом [30, с. 146].
Возможные причины, влияющими на невыполнение плана по ассортименту продукции, могут быть внутренними и внешними (рисунок 1).
Причины невыполнения плана по ассортименту продукции
Внутренние причины
Внешние причины
Недостатки в организации производства
Конъюнктура рынка
Плохое техническое состояние оборудования
Изменение потребительских предпочтений
Простои и аварии
Появление на рынке конкурентов с аналогичным ассортиментом
Недостаток средств
Изменение уровня доходов основных потребителей продукции
Недостатки в системе управления запасами, производственным процессом
Изменение уровня налогообложения предприятия с разными ставками налогов применительно к разным видам продукции (акцизы, НДС: ставка 20% или 10%)
Рисунок 1 – Внешние и внутренние причины невыполнения плана по ассортименту продукции предприятия1
Увеличение объема производства (реализации) по одним и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношению отдельных изделий в общем объеме выпуска. Изменение структуры производства серьезно влияет на экономические показатели предприятия (объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость,
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
Нормативно-правовые документы
1. Гражданский кодекс РФ (II часть). Федеральный закон от 26.01.1996г. N 14-ФЗ // ИПП Гарант. - URL: https://garant.ru/ (дата обращения: 28.01.2021).
2. Налоговый кодекс РФ (II часть). Федеральный закон от 05.08.2000г. N 117-ФЗ // ИПП Гарант. - URL: https://garant.ru/ (дата обращения: 28.01.2021).
3. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей» // ИПП Гарант. - URL: https://garant.ru/ (дата обращения: 28.01.2021).
Научная литература и учебные пособия
4. Агеева О.А. Бухгалтерский учет и анализ в 2 ч. Часть 2. Экономический анализ: учебник для вузов / О.А. Агеева, Л.С. Шахматова. — М.: Юрайт, 2020. — 240 с. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — Режим доступа: https://urait.ru/bcode/452528 (дата обращения: 28.01.2021).
5. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 2018. – 424 с.
6. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. – М.: Финансы и статистика, 2019. – 564 с.
7. Басовский Л.Е. Теория экономического анализа – М.: ИНФРА-М, 2018. – 298 с.
8. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Инфра-М, 2018. – 321 с.
9. Братко Е.И. Основы управленческой деятельности. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2017. – 95 с.
10. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. – М: Омега-Л; Высш.шк., 2018. – 576 с.
11. Вартанов А.С. Экономическая диагностика деятельности предприятия: организация и методология. – М.: ЮНИТИ, 2019. – 245 с.
12. Донцова Л.В., Никифорова Н.А., Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. М.: Дело и Сервис, 2019. – 231 с.
13. Ефимова О.В. Финансовый анализ. – М.: Бухгалтерский учет, 2018. – 320 с.
14. Казакова Н.А., Шитуев С.С. Методология проведения управленческого анализа при формировании ассортиментной и ценовой стратегии компании // Инновации и инвестиции. 2019. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-provedeniya-upravlencheskogo-analiza-pri-formirovanii-assortimentnoy-i-tsenovoy-strategii-kompanii (дата обращения: 28.01.2021).
15. Кирильчук С.П., Дементьев М.Ю. Оптимизация товарной политики предприятия на основе ABC-анализа // Экономика строительства и природопользования. 2019. №3 (72). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/optimizatsiya-tovarnoy-politiki-predpriyatiya-na-osnove-abc-analiza (дата обращения: 28.01.2021).
16. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2018. – 356 с.
17. Любушин Н.П., Лещева В. Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. М.: Юнити-Дана, 2018. – 456 с.
18. Мельникова Т.Ф., Водякова А.В., Клопова А.А. Формирование ассортимента на основе совмещенного АВС-XYZ-анализа // Вестник науки и образования. 2017. №12 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-assortimenta-na-osnove-sovmeschennogo-avs-xyz-analiza (дата обращения: 28.01.2021).
19. Мельник М.В. Экономический анализ: учебник и практикум для среднего профессионального образования / М.В. Мельник, В.Л. Поздеев. — М.: Юрайт, 2020. — 261 с. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — Режим доступа: https://urait.ru/bcode/452911 (дата обращения: 28.01.2021).
20. Михайлова Л.В., Власова Е.Н. Управление торговым ассортиментом на основе ценностных ориентаций потребителей // Вестник РУК. 2020. №3 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-torgovym-assortimentom-na-osnove-tsennostnyh-orientatsiy-potrebiteley (дата обращения: 28.01.2021).
21. Назарова Л.И., Пипия Г.Т., Черненькая Л.В. Методика определения показателей качества на основе статистического анализа данных // SAEC. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-opredeleniya-pokazateley-kachestva-na-osnove-statisticheskogo-analiza-dannyh (дата обращения: 28.01.2021).
22. Пожидаева Т.А. Анализ финансовой отчетности. – М.: Кнорус, 2019. – 320 с.
23. Пуговкина А.С. Анализ и стратегия управления продуктовым портфелем // Инновационная наука. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-i-strategiya-upravleniya-produktovym-portfelem (дата обращения: 28.01.2021).
24. Румянцева Е.Е. Экономический анализ: учебник и практикум для вузов / Е.Е. Румянцева. — М.: Юрайт, 2020. — 381 с. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — Режим доступа: https://urait.ru/bcode/450731 (дата обращения: 28.01.2021).
25. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – М.: Новое знание, 2018. – 342 с.
26. Хелферт Э. Техника финансового анализа /Пер. с англ. под ред. Белых Л.П. М.: Аудит, ЮНИТИ, 2019. – 223 с.
27. Чайковская Н.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н.В. Чайковская, А.Е. Панягина. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. – 226 c. // Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/83260.html (дата обращения: 28.01.2021).
28. Чечевицына Л.Н. Экономический анализ: учебн. пособие для средних профессиональных учебных заведений – Ростов н/Дону: Феникс, 2017. – 113 с.
29. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. М.: Инфра – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 396 с.
30. Экономика предприятия и организации: Учебник / Под редакцией Шелгунова И.Н. – М.: Юристъ, 2019. – 563 с.