Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Создание успешного бизнеса, способного выдержать как внутреннюю, так и внешнюю конкуренцию – это сложный многоэтапный процесс, требующий не только больших капиталовложений, но и грамотной организации системы управления предприятием и эффективного контроля за реализацией поставленных целей, задач, бизнес-процессов. В связи с этим, целью исследования является анализ совершенствования контроля в современной организации и оценка риска при принятии управленческих решений
Задачами исследования являются:
- изучить понятие контроля в организации,
- рассмотреть виды контроля;
- рассмотреть этапы процесса контроля в системе менеджмента организации;
- представить характеристику деятельности компании ООО «Дикомп-Классик»;
- осуществить анализ применения функции контроля в менеджменте компании;
- определить реализации контроля в организации;
- разработать рекомендации по совершенствованию контроля и оценки рисков при принятии управленческих решений.
Предметом исследования явились организационные и управленческие отношения, лежащие в основе реализации функции контроля в современной компании.
Объектом исследования является ООО «Дикомп-Классик».
Методологической основой послужили общенаучные методы исследования: системного и комплексного и ситуационного подходов.
Структура работы обусловлена целью, задачами и методологией исследования. Работа состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения, библиографического списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы реализации функции контроля в организации
1.1. Понятие и функции контроля в организации
Сущность контроля выражается в том, что субъект управления осуществляет учет и проверку того, как управляемый объект выполняет его требования и предписания [12, С.67].
В узком смысле контроль связывают с какой-либо функцией управления, например, планированием, когда с помощью контроля выявляют те или иные погрешности в плане, предотвращая, таким образом, его срыв. Под контролем подразумевают также проверку деятельности кого-либо или чего-либо [2, С.44] .
Несколько более широкий смысл в понятие «контроль в управлении» вкладывается при определении его как проверки соблюдения и выполнения нормативно установленных задач, планов и решений. Здесь подчеркивается функциональное назначение контроля, его возникновение на определенной стадии управленческого процесса. Взгляд на контроль как на завершающий этап управленческой деятельности, позволяющий сопоставить достигнутые результаты с запланированными, является прочно установившейся точкой зрения в научной литературе.
Весьма распространен также взгляд на контроль только как на способ, механизм, обеспечивающий сравнение результатов с поставленными задачами.
Контроль - это критически важная и сложная функция управления. Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не поручал.
1.2. Виды контроля
Выделяют три вида контроля: предварительный, текущий и заключительный. Основным приемом предварительного контроля является реализация, а не создание определенных правил, процедур и линий поведения. Поскольку правила и линии поведения вырабатываются для обеспечения выполнения плана, то их строгое соблюдение — это способ убедится, что работа развивается в заданном направлении. Задача предварительного контроля — проверить готовность организации к началу работы. Этот вид контроля используется в трех областях: человеческих, материальных, финансовых. В области человеческих ресурсов контроль достигается за счет анализа тех деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения конкретных задач организации. В области материальных ресурсов осуществляется контроль за качеством сырья.
В области финансовых ресурсов механизмом предварительного контроля является бюджет. Он отвечает на вопрос — когда, сколько и каких средств безналичных или наличных потребуется организации. Он имеет две разновидности – диагностический контроль и терапевтический контроль. Диагностический включает такие категории, как измерители, эталоны, предупреждающие сигналы, указывающие на то, что в организации что-то не в порядке. Терапевтический позволяет не только выявить отклонения от стандарта, но и принять исправительные меры.
Текущий контроль, как это собственно следует из его названия, осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Текущий контроль обычно производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником. Текущий контроль основывается на обратных связях.
Заключительный контроль осуществляется после того, как работа закончена, или истекло отведенное для нее время. Исследования показывают, что заключительный контроль хотя и осуществляется слишком поздно, чтобы отреагировать на проблемы в момент их возникновения, тем не менее, он имеет две важные функции. Одна из них состоит в том, что заключительный контроль даeт информацию, необходимую для планирования в случае, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем. Вторая функция заключительного контроля состоит в том, чтобы способствовать мотивации.
Также контроль в компании можно разделить по функциональным направлениям деятельности: управленческий, финансовый, кадровый, маркетинговый, производственный, контроль за эффективностью системы продаж.
В современном бизнесе одним из наиболее перспективных форм контроля стал контроллинг, т.е. процесс управления управленческими намерениями и действиями в рамках всего предприятия. На современном этапе он представляет собой один из лучших систематизаторов масштабных потоков информации о движении экономической сферы предприятия с целью координации принимаемых управленческих решений [21, С.31].
1.3. Процесс контроля: этапы и содержание
В процессе контроля есть три четко различимых этапа: выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов и принятие необходимых корректирующих действий (рис.1.1.). На каждом этапе реализуется комплекс различных мер.
Рис.1.1. Этапы процесса контроля
Рассмотрим эти этапы более подробно.
Первый этап процесса контроля демонстрирует, насколько близко, в сущности, слиты функции контроля и планирования. Стандарты – это конкретные цели, прогресс в отношении которых поддаeтся изменению. Эти цели явным образом связаны с процессом планирования. Все стандарты, используемые для контроля, должны быть выбраны из многочисленных целей и стратегий организации. Цели, которые могут быть использованы в качестве стандартов для контроля, отличают две очень важные особенности: наличие временных рамок и конкретных критериев оценки.
Второй этап процесса контроля состоит в сопоставлении реально достигнутых результатов с установленными стандартами. На этом этапе менеджер должен определить, насколько достигнутые результаты соответствуют его ожиданиям. На этой стадии процедурам контроля дается оценка, которая служит основой для решения о начале действий. Заключительная стадия этапа сопоставления заключается в оценке информации о полученных результатах. Менеджер должен оценить важность информации.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Ахметов А.Р. Исследование контроля как функции управления // Проблемы современной экономики. – 2009. - №1. – С.35
2. Бочарова И.Ю. Корпоративное управление / И.Ю. Бочарова. – ИНФРА-М, 2012. – 368 с
3. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2013.
4. Ветрова В.Ф.Профессиональные стандарты по внутреннему контролю и аудиту // Учет. Анализ. Аудит. 2016. №5 С.74-87.
5. Гориш А. В., Панов Д. В., Пономарев С. А., Дмитриенко А. Г. Стиль и методы управления предприятием // НиКа. 2013. № С.308-314.
6. Долгопятова Т.Г. Собственность и корпоративный контроль в российских компаниях в условиях активизации интеграционных процессов / Российский журнал менеджмента. – 2004. – № 2. – С. 3
7. Ким Е.В. Обеспечение инновационных технологий производства качественной продукции // Известия ТулГУ. Технические науки. 2016. №1 С.159-169.
8. Кочеткова О.В. Модернизация бизнес-процессов мясоперерабатывающего предприятия для управления безопасностью продукции // Известия НВ АУК. 2016. №3 (43) С.287-295.
9. Ильина Ю. Анализ системы внутреннего контроля // Аудит и налогообложение, 2013. №1. с. 37-40.
10. Ким Е.В. Организация контроля качества на предприятиях общественного питания // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2013. Вып. 6. Ч. 1. С. 36-44.
11. Ким Е.В., Саввина Е.А. Применение методологии QFD при организации инновационной технологии продуктов питания // Материалы международной научно-технической конференции «Инновационное развитие техники пищевых технологий», 25 июня 2015 г. Воронеж: Воронеж. гос. ун-т инж. технол. 2015. С. 117-123.
12. Кутырев Ю.А. Система внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в федеральном казначействе // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №6 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/21EVN616.pdf
13. Мельник М.В. Условия успешного использования профессиональных стандартов // Учет. Анализ. Аудит. 2016. № 3. С. 55-64.
14. Нагоев А.Б., Сижажева С.С., Аппоева Ж.А. Роль внутреннего контроля в деятельности организации // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9-10. – С. 2283
15. Носкова Ю.С. Внутренний контроль в системе финансового контроля: история и современность // Российское предпринимательство, 2011. №10. с. 10-18.
16. Орехов С.А. Основы корпоративного управления / С.А. Орехов. – Маркет ДС, 2010. – 320 с.
17. Официальный сайт ООО «Дикомп-Классик» // raduga-bottlers.ru
18. Таможнев, А.С. Внедрение ERP-систем для управления производственной и сбытовой деятельностью мясоперерабатывающих предприятий [Текст]/ А.С. Таможнев // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование. -2012. - № 4 (28). - С. 240-245.
19. Файоль А., Эмерсон Г., Форд Г. Управление – это наука и искусство. – Республика, 1992. – С.36
20. Шамарина Л.В. Создание эффективной организационной структуры управления// ЭГО. – 2010. - №2.С.31
21. Щербак Ю.Ю., Агафонова М.С. Внедрение внутреннего контроля на малых предприятиях // Научное обозрение. Экономические науки. – 2016. – № 5. – С. 56-60