Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одной из текущих задач развития муниципалитетов является применение территориального планирования для повышения их конкурентоспособности. Многие муниципалитеты имеют огромный потенциал развития и имеют все необходимые для этого ресурсы, которые в большинстве случаев не используются эффективно. Но сегодня, в условиях постоянных перемен и конкуренции, необходимо, чтобы территории также обращали внимание на моделирование будущего, обращая внимание и на внешнюю среду. Для обеспечения эффективного социально-экономического развития необходимо выявить проблемы муниципалитета, его конкурентные преимущества и присвоить приоритеты развитию территории. Стратегическое планирование становится все более важным, и многие муниципалитеты Российской Федерации уже разработали свою стратегию развития или работают над ее созданием.
Анализ литературы по теме исследовательской работы свидетельствует о том, что проблема территориального стратегирования муниципальных образований находится в центре внимания экономистов, учёных, экспертов, специализирующихся в соответствующей сфере. Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды Аргуновой Л.Г., Жихаревича Б.С., а также работы Международного центра социально-экономических исследований «Леонтьевский центр» по проблеме использования стратегического планирования в определении направлений территориального развития территорий.
Объектом исследования выступает социально-экономическое развитие МО г. Краснодар. Предмет исследования – вызовы, тренды, стратегические приоритеты территориального развития МО г. Краснодар.
Цель работы – исследование геополитического фактора планирования и прогнозирования социального развития территорий муниципального образования г. Краснодар. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать особенности планирования и прогнозирования социально-экономического развития в новых геополитических условиях;
- изучить особенности стратегического планирования как технологии городского управления;
- дать общую оценку социально-экономического состояния города Краснодар;
- провести анализ конкурентных преимуществ муниципального образования;
- провести анализ стратегических приоритетов пространственного развития муниципального образования.
В своей работе автор опирался на научные статьи, годовые отчёты материалы территориальной стратегической сессии г. Краснодар и разработки Консорциума Леонтьевский центр–AV Group.
Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение, два раздела, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Геополитический фактор прогнозирования и планирования территории
1.1 Планирование и прогнозирование социально-экономического развития в новых геополитических условиях
В постоянно меняющейся среде стратегический подход помогает решить многие местные проблемы. Стратегия была разработана с целью выявления основных приоритетов и направлений развития местного сообщества, а также выявления конкурентных преимуществ, свойственных той или иной территории . Разработка стратегии-довольно сложный и трудоемкий процесс, в котором участвуют как власти, так и профессионалы из различных сфер деятельности, внешние консультанты, предприниматели и местные жители.
Процесс разработки стратегии состоит из отдельных этапов, процедур и операций, направленных на достижение поставленных стратегических целей. Эти элементы составляют совокупность последующих действий, при которых бездействие одного этапа влечет за собой получение неточной информации в будущем, а также размывает представление о ситуации в муниципалитете. И, таким образом, процесс разработки стратегического плана может быть представлен несколькими этапами, к которым следует идти, соблюдая хронологию (рис. 1).
Рис. 1. Последовательность этапов при разработке стратегии
Первым шагом является формирование стратегического плана и осознание проблемы. Последнее необходимо для того, чтобы показать ее актуальность и важность, а также для сравнения с другими проблемами развивающихся стран, для того, чтобы установить степень приоритетности. Стратегическое намерение состоит в том, чтобы сформулировать миссию стратегии муниципалитета, то есть определение роли муниципалитета, его назначения или призвания для жителей, региона или страны, а также составление его многообещающего образа . На основе вышеизложенного, а также в сочетании с результатами анализа имеющихся ресурсов формулируются приоритеты и стратегические цели развития, на основе которых реализуются конкретные программы и проекты.
В процессе разработки муниципального стратегического плана в первую очередь необходимо сформировать оперативный блок или временную рабочую группу администрации, деятельность которой будет сосредоточена на разработке этой стратегии. Далее следует координационная общественная организация в сотрудничестве с административной группой, которая будет заниматься разработкой и внедрением стратегий муниципального развития.
Кроме того, не менее важно информировать население и представителей бизнеса о целях и задачах стратегического плана, его необходимости и полезности, поскольку стратегия важна для участия основных групп местного сообщества, из-за их интереса к разработке и реализации плана. Взаимодействие участников стратегии и участие в процессе развития населения может происходить посредством организации семинаров, общественных слушаний, дискуссионных сессий, круглых столов, стратегических платформ, участия через обучение (лекции), онлайн-опросов и т.д. Для того, чтобы информировать общественность, в целом, могут быть проведены тематические семинары, во время создания проекта плана в семинарах принимают участие наиболее активные и компетентные граждане. На каждом этапе работы по стратегии можно выделить 4 типа задач, перечисленных в таблице 1, которые являются столь же необходимые для успеха стратегического планирования.
Линия Деятельность Субъект
Координация Деятельность по управлению процессом стратегического планирования: организация, фиксация, легитимация, финансирование Координационный центр
(группа, проектное бюро)
Разработка Творческий процесс предложения идей, обсуждения и разработки решений, согласованных самими заинтересованными сторонами. Для этого создаются проектные площадки, рабочие группы, объединяющие стейхолдеров, в которых разрабатывается стратегический план. Стейкхолдеры при поддержке экспертов
Экспертиза Предоставление условий для производственной деятельности заинтересованных сторон: подбор реальных и статистических материалов, умеренность обсуждений, оценка предлагаемых проектов, помощь в выборе доступных альтернатив, подготовка окончательных текстов стратегии. Рекомендуется привлекать внешнего консультанта Экспертные группы
Продвижение Информирование и вовлечение заинтересованных сторон и общественности в процесс разработки, обсуждения и реализации стратегии. Организация публичных дискуссий, работа со СМИ, маркетинг и презентация стратегических стратегий и проектов Группа продвижения
(пресс-секретарь)
Система управления будущим фокусируется на повышении конкурентоспособности в семи ключевых областях развития:
- рынки (основные направления экономического развития, расширения интеграции (межрегиональные и внешнеэкономические отношения));
- учреждения (развитие благоприятной институциональной среды для малого и среднего бизнеса);
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Авдинцова А.А. Теоретико-методологические аспекты управления стратегическим развитием муниципальных образований / Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. – 2016. - №11. – С. 28-35.
2. Аргунова Л.Г. Стратегическое управление развитием муниципального образования: учебное пособие / Л.Г. Аргунова, В.И. Катаева, М.С. Козырев. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2018. – 376 с.
3. Балабанова А.О., Кещян Н.А. Значение и необходимость подготовки профессиональных кадров государственного муниципального управления для туристической сферы / Туризм: гостеприимство, спорт, индустрия питания: Материалы II Всерос. науч.-практ. конф., г. Сочи, 26-28 октября 2016 г.– Сочи: РИЦ ФГБОУ ВО «СГУ», 2016. – 230 с.
4. Богданов Е.А. Направление совершенствования процесса стратегического планирования на муниципальном уровне // Вестник КРАГСиУ. Серия «Теория и практика управления». – 2017. - №18(23). – С. 122-125.
5. Голубева Е.И., Король Т.О. Ландшафтно-экологическое планирование городских территорий: практические аспекты // Проблемы региональной экологии. – 2015. - №1. – С. 152-159.
6. Жихаревич Б.С., Лебедева Н.А., Русецкая О.В., Прибышин Т.К. Стратегии малых городов: территория творчества / Под ред. Б. С. Жихаревича. – СПб: Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр», 2017. – 68 с.
7. Кирюшин В.И. Развитие территориального планирования в России // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. – 2013. - №1(39). – С. 125-130.
8. Красовская О.В. Вопросы комплексного анализа территории в документах территориального планирования // Вестник. Зодчий. 21 век. – 2014. - №1(50). – С. 30-37.
9. Лаврова Т.Г., Отто К.Н. Вопросы развития сочинской городской агломерации // Путь науки. Международный научный журнал. – 2018. - №8(18). – С. 43-46.
10. Пакудова М.С. Развитие событийного и экологического туризма в пределах особо охраняемых природных территорий Сочи: правовой аспект // Научно-практический журнал «Государство и право в XXI веке». – 2019. - №2. – С. 53-57.
11. Пыжев И.С. Институционально-системный подход к территориальному планированию // Журнал институциональных исследований. – 2010. - №2. – С. 55-66.
12. Пугина Е.Г. Геоинформационные системы как инструмент устойчивого территориального планирования // Антропогенная трансформация природной среды. – 2016. - №2. – С. 155-161.
13. Сорокин Д.Е., Шарафутдинов В.Н., Онищенко Е.В. О проблемах стратегирования развития туризма в регионах России (на примере Краснодарского края и города-курорта Сочи) // экономика региона Т. 13, вып. 3. – 2017. – С. 764-776.