Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Во второй половине двадцатого века существенно изменилась возрастная структура населения, которая определяется уровнями рождаемости и смертности и обуславливает долю экономически активного населения, степень обеспеченности страны трудовыми ресурсами. Численность пожилого населения планеты с 1950 года возросла в 5 раз. Ученые говорят о "старении" общества. Социальная обстановка в современном мире, ориентация на молодость, на активный образ жизни, философия достижений делает этот демографический слой наиболее уязвимым, что в полной мере касается и нашей страны.
Объект исследования — работа с пожилыми людьми.
Предмет исследования — особенности социальной работы с пожилыми людьми в организациях нестационарного и полустационарного типа.
Целью исследования работы выступает социальная работа с пожилыми людьми.
В соответствии с объектом, предметом и целью в нем решались следующие задачи:
1) раскрыть теоретические основы социально-педагогической работы с пожилыми людьми;
2) охарактеризовать особенности социально-педагогической работы с пожилыми людьми в России и за рубежом;
3) раскрыть основные направления социально-педагогической работы с лицами пожилого возраста;
4) выделить и обосновать условия эффективности социально-педагогической работы с людьми старшего возраста в организациях нестационарного и полустационарного типа.
Глава 1. Основы социальной работы
1.1. Социальная работа
С 2001 года социальная работа также была официально признана специальной дисциплиной, в то время как во многих других европейских и неевропейских странах (особенно в США) она получила признание, была независимой научной дисциплиной в течение многих десятилетий и более, имеет многочисленные кафедры и исследовательские проекты. Социальная работа рассматривает себя как профессию, которая пытается решить, облегчить или предотвратить практические социальные проблемы, основанные на науке. Ваше знание изменений связывает социальную работу с наукой о социальной работе как дисциплина. Это, в свою очередь, генерирует свои дисциплинарные знания посредством исследовательских проектов.
В дополнение к этому эпистемологическому соображению, социальную работу также можно понимать функционально как форму осуществляемой социальной политики. В международном контексте следующее основное определение было предложено в Мельбурне в 2014 году международной ассоциацией социальных работников, Международной федерацией социальных работников (IFSW):
«Социальная работа - это профессия, основанная на практике, и академическая дисциплина, которая способствует социальным изменениям и развитию, социальной сплоченности, расширению прав и возможностей и освобождению людей. Принципы социальной справедливости, прав человека, коллективной ответственности и уважения разнообразия занимают центральное место в социальной работе. Опираясь на теории социальной работы, социальных наук, гуманитарных наук и знаний коренных народов, социальная работа привлекает людей и структуры к решению жизненных проблем и повышению благополучия ".
«Социальная работа - это практикоориентированная профессия и научная дисциплина, цель которой - способствовать социальным изменениям, социальному развитию и социальной сплоченности, а также укреплять и освобождать людей. Принципы социальной справедливости, прав человека, совместной ответственности и уважения разнообразия составляют основу социальной работы. Основываясь на теориях социальной работы, социальных наук, гуманитарных наук и знаний коренных народов, люди и структуры участвуют в социальной работе с целью преодоления экзистенциальных проблем и повышения благосостояния ".
Немецкая профессиональная ассоциация социальной работы (DBSH) приняла это определение , и отметила , что «практика-ориентированную» понимаются на немецком языке, как «ориентированные на конкретные действия», что «освобождение людей» в переносном смысле переводится как «самоопределение люди », что« разнообразие »также включает в себя неоднородность и что« теории социальной работы »также включают эмпирические знания, а также добавлены дополнительные пояснения относительно знаний коренных народов и обоснования социальной работы. Предыдущая версия была представлена в Монреале в 2000 году Международной федерацией социальных работников (IFSW) и Международной ассоциацией школ социальной работы (IASSW)и был принят DGSA в несколько измененном виде.
В ходе продолжающегося развития независимых профессиональных областей в социальной работе и системах действий со все менее четко дифференцируемыми подобластями, появился общий термин социальная работа , имеющий давнюю традицию . Точно так же академические курсы все чаще называют социальной работой или социальными вопросами. Классическое различие между социальным образованием и социальной работой.По сути, социальная педагогика «действовала», «предлагала» и «инициировала» превентивно. Социальные работники «реагировали», «вмешивались», когда их просили, и становились «административно активными», когда сообщалось о жестоком обращении. Другая версия термина различает помощь людям в изменении условий их жизни (социальная работа) и изменение их образа жизни (социальная педагогика). Это понимание основывается больше на концептуальной истории, согласно которой «социальная педагогика» использовалась больше для педагогических теоретических работ, а также для учреждений социальной защиты молодежи, в то время как «социальная работа» относилась к непедагогическим областям деятельности, таким как помощь бедным. Запутывающее использование терминов сбивало с толку и сбивает с толку. Иногда делается попытка подчинить одно произведение другому по определению или увести одну из форм от другой. В более поздних подходах социальная работа используется как общий термин для обеих одинаково важных областей работы. Кроме того, социальная работа понимается как отдельная система вмешательства, которую можно отличить от других профессий и которая основана на науке о правилах действия.
Социальные работники и ученые-социальные работники имеют разные мандаты, то есть приказы действовать со стороны определенных групп интересов. Классически «двойной мандат» включает в себя мандат клиентуры и мандат государства. В соответствии с этим, квалифицированные работники столь же привержены потребностям человека и микросистем, как и условиям государственной правовой системы или текущей социальной политики.. Эти различные предписания по социальной работе создают поле напряженности, в котором могут возникнуть конфликты интересов между отдельными точками зрения. Таким образом, может быть установлена профессиональная автономия, в рамках которой квалифицированные рабочие взвешивают свои профессиональные решения в рамках различных интересов. В частности, существует противоречие между помощью, с одной стороны, и контролем, с другой. Ульрих Оверманн принимает на себя «структурную дилемму», заключающуюся в необходимости быть для клиента «агентом социального контроля » и «квазитерапевтической» поддержкой.
Социолог Сильвия Стауб-Бернаскони сформулировала дополнительный мандат, в соответствии с которым специалисты обязаны выполнять свои собственные обязанности. Это включает в себя научный анализ темы и соответствующую этическую оценку ситуации. Кодекс этики социальной работы и прав человека имеют решающее значение для этой оценки. По словам Штауб-Бернаскони, такое расширение двойного мандата (часто называемого для краткости «тройным мандатом») делает социальную работу политически независимой правозащитной профессией.
Пример: клиент, для которого служба по делам молодежи проверяет, находится ли благополучие ребенка под угрозой. Для клиента важно поддерживать его в успешной жизни, чтобы ребенок рос в защищенной среде. В отношении управления по делам молодежи применяются требования и определения в соответствии с BGB и SGB VIII, и они получают самые низкие расходы для государства. Специалисты по социальной работе должны понять ситуацию в описанных выше обстоятельствах и затем принять решение. Если это не соответствует рамочным условиям, против отдельных субъектов также могут быть предприняты действия, такие как апелляция в Федеральный конституционный суд в случае нарушения прав человека в соответствии с законодательством.
Социальный педагог Карин Лауэрманн подчеркивает свободу как цель человеческого развития и формулирует «мандат на социальную работу по оптимизации свободы действий и принятия решений для всех людей для их максимального возможного развития».
Современные тенденции и факторы, влияющие на практику
В последние несколько лет в социальной работе все чаще появляется тенденция, ориентированная на принципы ведения бизнеса. В дополнение к педагогическим соображениям, соображения по тестированию качества, максимизации качества, повышению эффективности, стандартизации и т. д. Становятся все более и более важными, в частности, из-за давления на сбережения (сокращение финансирования), а также из-за возросшего обязательства предоставлять доказательства рентабельность услуг.
Ввиду неолиберальных процессов социальная политика «в соответствии с аспектами рыночной экономики и конкурентной стратегии» и, следовательно, также реструктуризация социальной работы, все больше и больше слышны в профессиональном мире, который имеет дело с социальными условиями. Профессия социального работника может быть определена снова и снова из-за текущих событий в области напряженности между обществом, отдельным человеком и социальным работником. Сфера действий должна определяться, в частности, компанией, которую следует рассматривать как клиента, причину проблемы и совладельца процесса решения проблемы. В 2006 году 70 кафедр социальной работы немецких университетов приняли «квалификационные рамки».
Социальную работу иногда называют вместе с другими профессиональными группами аббревиатурой SAHGE (социальная работа, домашние услуги , профессии в области здравоохранения и образования).
Педагоги, социальные работники, ученые в области социальной работы и другие разработали различные теории социальной работы. Это «некоторые замкнутые теории» и часто «наброски, подходы или предварительная работа для теории».
Алиса Саломон в своей книге « Социальные лидеры» назвала множество деятелей социальной работы и подчеркнула их вклад в теорию. Многие другие авторы назвали других людей, которые сыграли важную роль в формировании теорий социальной работы. Появился канон людей, которые снова и снова упоминаются в этом контексте, но не существует общепринятых критериев, по которым утверждения следует рассматривать как научные, ни того, кого следует рассматривать как автора теории социального. Некоторые авторы, в том числе Эрнст Энгельке , Стефан Боррманн иКристиан Спатчек в своей книге « Теории социальной работы» разделяет теории социальной работы по времени их возникновения.
Хайко Клев различает теорию о социальной работе , таких как жизненный мир ориентация и социальное пространстве ориентация , которые были разработаны из области научной социальной работы для этой области практики и наук, от теорий о социальной работе (особенно социологические теории), в которой Социальная работа thematized наряду с другими социальными сферами, а также теории в социальной работе , таких как психоанализ или теории привязанности , которые используются профессиональными специалистами в своей практике в качестве пленки отражения или действия.
Чтобы типизировать теории, основанные на различных концепциях научного знания и различных определениях объектов, Гельмут Ламберс выделил пять эталонных проблем, которые имеют решающее значение для формирования теорий в его книге « Теории социальной работы» , и эти эталонные проблемы являются разработанными теориями. некоторыми авторами начала ХХ века присвоено:
Лэмберс подчеркивает, что особенно современные теории социальной работы - это в основном попытки «синтезировать собственное формирование теории из различных эпистемологических и философских традиций» и что четкое присвоение или классификация согласно эпистемологическим точкам зрения невозможны. Лэмберс говорит о «теоретическом плюрализме» и подчеркивает ценность новых теоретических подходов к формированию дисциплин.
Социальная работа о воспитании , образовании , помощи и социального обеспечения государственного вмешательства для укрепления, восстановления и обеспечения в автономии индивидов в повседневной жизни. Поскольку способность человека участвовать в общественной и общественной жизни не одинакова для всех, перед социальной работой также стоит задача уменьшения социального неблагополучия .
Предметом социальной работы обычно являются социально и профессионально значимые человеческие «проблемные ситуации». В основном это проблемы с повседневной
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бондаренко И. Социальная сплоченность и забота об интересах пожилых людей. // И. Бондаренко - Социальная работа. - 2008. - №1. Технология социальной работы: Учеб.пособие для студ.высш.учебн. заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Гуманит.изд.центр Владос, 2002. С.-154.
2. Волкова О. А., Степанов С. В. Самооценка и социальная активность престарелых и инвалидов: социологический анализ и перспективы психосоциальной работы // Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики: материалы VII Международной науч.-практ. конференции / под ред. О. А. Волковой, Е. И. Мозговой. — Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2015. — 460 с.
3. Гришина Л.П. Проблемы инвалидности в Российской Федерации. М., 1995.125 с. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. – 5-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 595.
4. Дулма Б. Д. Технологии социальной работы с пожилыми людьми в Иркутской области // Технологии социальной работы с различными группами населения: сборник научных статей V Международной научно-практической интернет конференции / Забайкал. гос. ун-т; под ред. С. Т. Кохана. — Чита: ЗабГУ, 2015. — 332 с.
5. Дифференциальная характеристика пожилых и старых людей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://soc-work.ru/article/661 (дата обращения: 29.09.2018).
6. Ерусланова Р.И. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому: Учебное пособие. – М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – С. 16. Основы социальной работы. Отв. ред. Павленок П.Д. М.: ИНФР АМ.2001. С - 216.
7. Козина, Г. Ю. Современный взгляд на организацию социальной работы с пожилыми людьми / Г. Ю. Козина, Ю. М. Герасимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 40 (226). — С. 70-73. — URL: https://moluch.ru/archive/226/52923/ (дата обращения: 18.02.2021).
8. Калужских, Ю. Н. Направления совершенствования технологий социальной работы с гражданами пожилого возраста / Ю. Н. Калужских. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 529-531
9. Примак, Ю. А. Особенности социальной работы с пожилыми людьми / Ю. А. Примак, И. А. Гизатова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3179/ (дата обращения: 18.02.2021).
10. Фурман Ю. В., Асеев Д. Н. Социально-психологические детерминанты удовлетворенности жизнью людей пожилого возраста // Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики: материалы VII Международной науч.-практ. конференции / под ред. О. А. Волковой, Е. И. Мозговой. — Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2015. — 460 с.