Фрагмент для ознакомления
2
Государственная служба относится к группе ключевых институтов современного общества, при этом важным свойством данного института является его универсальность и независимость его формирования и развития от особенностей государственного устройства или господствующей политической парадигмы. Ключевой проблемой в данном случае является сложность формирования четкого и полного определения данному институту права, так как его регулирование осуществляется сразу несколькими нормативно правовыми актами. Прежде всего, обратимся к самой дефиниции «государственная служба». На сегодняшний день существуют различные взгляды на данное понятие, разные ученые предлагают свои варианты.
В работах, посвященных теоретическим основам государственной службы существует представление о последней как о совершенно нейтральном в политическом плане инструменте профессионального обслуживания публичных (общественных) нужд и практического воплощения политической воли власти – так называемой «идеальной бюрократии», концептуализированной в работах, прежде всего, М. Вебера.
В своей работе З.М. Бероева отмечает, что под государственной службой необходимо понимать общественно полезную профессиональную деятельность, целью которой является содействие в процессе функционирования того или иного государственного органа, в рамках которого осуществляется служба .
В российском законодательстве определение государственной службы вводится в ст. 1 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» . В соответствии с ней, государственная служба РФ есть профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий РФ, органов государственной власти федерального и регионального уровня, должностных лиц, в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами непосредственно исполняющих полномочия федеральных и региональных государственных органов. Также в данной статье говорится о том, что в анализируемое понятие также входит деятельность лиц, замещающих государственные должности. В связи с этим можно сказать, что в законе употребляется более узкое содержание термина – государственная служба, она определяется как самостоятельный вид деятельности.
Здесь необходимо отметить, что в государственную службу по закону входит деятельность на должностях в Российской Федерации и ее субъектах. Однако деятельность органов государственной власти на территории муниципальных образований в понятие не входит, поэтому правовое регулирование в данном случае осуществляется законодательством этого муниципального образования, а также иными актами, действующими в данной сфере.
В настоящее время принято выделять такие группы принципов государственной службы как:
принципы социально-политические. Сюда относятся демократизм, участие в государственной управленческой деятельности населения, равноправие лиц различных национальностей, равенство перед законом всех; объективность; законность; учет и гласность общественного мнения;
принципы строя аппарата государственного управления – территориальный, функциональный, отраслевой;
принципы деятельности (функционирования) государственного управленческого аппарата – единоначалие, нормативность деятельности, разделение управленческого труда, коллегиальность, оперативная самостоятельность, ответственность за принятые решения. Принципы социально-политические. Сюда относятся принципы сферы государственного управления. Они распространены на всю исполнительно-распорядительную деятельность и управленческие структуры, действующие в государстве. Принципы данной группы, обычно, закреплены в нормативном порядке.
Наиболее рациональный выбор субъектов управленческой деятельности обеспечивают организационные принципы построения государственного управленческого аппарата. Отталкиваясь от этих принципов и учитывая конкретные социальные и экономические условия, реализуется распределение компетенций структур управления (управленческих органов). Они максимально эффективно должны управленческий труд распределить и устранить в деятельности центральных и местных органов параллелизм, равно как и в нижестоящих и вышестоящих звеньях аппарата.
В соответствии с указанными принципами, субъекты государственного управления дифференцируют в соответствии с отраслями, сферами и территориями, в совокупности формируя целостную систему государственного управления. Грамотно и верно организованная структура обеспечит эффективную работу всей системы. В настоящее время структура субъектов государственного управления Российской Федерации базируется на отраслевом, межотраслевом (функциональном) и территориальном принципах.
Организационные принципы деятельности (функционирования) государственного управленческого аппарата используются при определении содержания деятельности определенных управленческих структур. Соблюдение данных принципов даст возможность более эффективно применять потенциал государственных служащих, сотрудников научно-исследовательских организаций, технических работников .
Посредством данных принципов обеспечивается принятие верных и справедливых управленческих решений, применение и организация рациональных процедур управления, исполнительская дисциплина и действенный контроль.
Таким образом, государственная служба проходит в государственных органах, образованных в установленном законом порядке и наделённых государственными полномочиями для осуществления функций государственной власти. Лицо, находящееся на государственной службе, служит государству и выполняет работу по реализации задач и функции государства, попадая под специальный правовой режим, реализует от имени государства его цели и функции, отнесённые законодательными актами РФ и субъектов РФ к государственной службе, что придаёт государственной службе параметры публично-правового института. На формирование современной государственной службы России безусловно оказали влияние исторические аспекты развития государственной службы Российского государства как дореволюционного, так и советского периодов.
По мнению некоторых авторов, в соответствии с функциями государственных органов, «государственная служба как система социальных институтов включает организационно-управленческий, социально-экономический, правовой, информационно-коммуникативный, интеллектуально-духовный институты» .
Организационная структура системы государственной службы Российской Федерации регламентируется ст. 2 указанного Федерального Закона, согласно которой в нее входят государственная гражданская служба, военная служба, а также государственная служба прочих видов. Также нет единого закона, который бы регламентировал все виды государственной службы. Каждый вид регламентируется собственным комплексом нормативных актов.
В систему государственной службы, согласно ст. 2 ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», включены:
– государственная гражданская служба;
– военная служба;
– государственная служба иных видов.
Единого нормативного акта, определяющего порядок прохождения всех видов государственной службы, за исключением ее системы, нет, что приводит к наличию огромного количества правовой документации как федерального, так и ведомственного характера.
Правовое содержание института гражданской службы основывается на тексте Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» . В данном нормативном акте определение государственной гражданской службы почти полностью повторяет содержание этого понятия, данное в законе № 58-ФЗ. Из этого следует, что государственная гражданская служба подразделяется на два вида: федеральную службу и службу субъектов РФ.
Указанный закон не содержит в себе полную регламентацию анализируемого института, в нем содержатся только отсылки на другие нормативно-правовые акты. В частности, сказано, что регламентация правового статуса уполномоченного лица в сфере трудовых отношений по вопросам, не урегулированным законодательством, осуществляется на основе норм трудового законодательства. Помимо рассмотренных выше нормативных актов, значение для правовой регламентации института государственной гражданской службы имеют подзаконные акты, которые затрагивают правовые основы отдельных аспектов службы. В частности, необходимо отметить указ Президента РФ «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019–2021 годы», который обозначает тенденции и приоритеты развития анализируемого института на ближайшие год.
Если рассматривать другой вид государственной службы – военную, то основным правовым актом, регламентирующим порядок ее прохождения, является Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», в котором не только дается определение военной службы, но и обозначаются особенности статуса военнослужащих. Важнейшее значение для института государственной военной службы имеют подзаконные нормативные акты, определяющие отдельные аспекты несения службы. Наибольшая роль принадлежит общевойсковым Уставам. Данные Уставы являются основными документами, которые детализируют порядок прохождения военной службы .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 16.03.2020. № 11. Ст. 1416.
2. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 02.06.2003. № 22. Ст. 2063.
3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 06.10.2003. № 40. Ст. 3822.
4. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 02.08.2004. № 31. Ст. 3215.
5. Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 05.03.2007. № 10. Ст. 1152.
6. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. 29.12.2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.
7. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Собрание законодательства РФ. 16.03.2020. № 11. Ст. 1416.
8. Бексултанова А.И., Эдилсултанова С.А., Мурадова М.А. Современное состояние государственной службы в РФ // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 67-4. С. 102-105.
9. Бероева З.М. Понятие и система государственной службы // Актуальные вопросы современных научных исследований. 2019. №. 6. С. 62-65.
10. Бестужева К.А. Правовые и организационные основы порядка прохождения государственной службы в РФ // Аллея науки. 2018. Т. 4. № 10 (26). С. 358-362.
11. Гарипова Р.М. Соотношение государственной и муниципальной службы // Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения: сборник статей XVI Международной научно-практической конференции. 2019. С. 200-203.
12. Голощапова Я.С. Понятие и признаки муниципальной службы // Актуальные проблемы права, экономики и управления. 2019. С. 99-104.
13. Городницкий П.С. К вопросу об особенностях муниципальной службы как вида публичной службы в РФ // Тамбовские правовые чтения имени Ф.Н. Плевако. Материалы IV Международной научно-практической конференции. В двух томах. Тамбов, 2020. С. 113-117.
14. Журкина В.А. Анализ и оценка состояния системы государственной гражданской и муниципальной службы // Актуальные вопросы экономики и бухгалтерского учета в сельском хозяйстве. Материалы научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Редколлегия: Е.И. Степаненко (отв. ред.), Н.В. Быковская. Балашиха, 2020. С. 47-49.
15. Лёвина А.С., Мвльцев Р.А., Соколинская Ю.М. Понятие и правовые основы муниципальной службы // Актуальные вопросы социально-экономического развития России. Материалы I Внутривузовской научно-практической конференции научных сотрудников, специалистов, преподавателей, аспирантов. 2019. С. 55-57.
16. Михайлова Е.В. Муниципальная служба в Российской Федерации: понятие, принципы организации и функционирования // Актуальные проблемы совершенствования законодательства и правоприменения. Сборник материалов V Внутривузовского круглого стола. 2019. С. 112-115.
17. Поляков А.Ю. Понятие и система государственной и муниципальной службы в Российской Федерации // Молодой ученый. 2020. № 21 (311). С. 355-357.
18. Прокофьев М.В. Понятие государственной службы иных видов // Евразийский юридический журнал. 2020. № 1 (140). С. 165-166.
19. Ретивых В.И., Опарин В.Н. Анализ современного состояния публично-правового института государственной службы // Вопросы современных научных исследований. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Под общей редакцией А.И. Вострецова. 2020. С. 95-108.
20. Седая И.В. Понятие и сущность государственной гражданской службы // Академическая публицистика. 2020. № 3. С. 157-165.