Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития логопедии все большее число детей с речевыми нарушениями оказывается в общеобразовательной школе. Несформированность речевой системы или её отдельных компонентов у учащихся приводит к трудностям усвоения предметов не только гуманитарного цикла (русский язык, литературное чтение и т. д.), но и таких предметов, как математика, информатика, окружающий мир.
Степень научной разработанности темы. Вопросы формирования языковой системы детей с ОНР, в частности особенности предложно-падежных конструкций изучали в своих трудах такие исследователи как В. В. Виноградов [6], А.Н. Гвоздев [11], А.П. Лекант [28], М.П. Феофанов, С.Н. Цейтлин [51].
Большинство исследователей отмечают, что несформированность языковой системы вызывает особенные трудности у детей с общим недоразвитием речи при переходе с дошкольной ступени образования к систематическому обучению в школе.
При этом наибольшие трудности у ребенка с нарушением становления системы родного языка возникают при формировании грамматического строя речи, без которого нет полноценной реализации самостоятельного связного высказывания, полноценного чтения и письма (Л. В. Ковригина [21], Л. Ф. Спирова [42] и др.).
У детей с общим недоразвитием речи речевой опыт ограничен, что препятствует формированию навыка употребления конструкций различного типа, так как для этого необходима большая речевая практика.
Объект исследования: предложно-падежные конструкции детей дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования: особенности предложно-падежных конструкций у детей дошкольного изучение особенностей предложно-падежных конструкций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель исследования - исследование особенностей формирования предложно-падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть проблему формирования предложно-падежных конструкций у детей дошкольного возраста с ОНР;
2. Провести экспериментальное исследование сформированности предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Методы исследования:
анализ специальной литературы по проблеме исследования;
эксперимент (констатирующий этап);
количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретической основой явились труды таких исследователей как Т.В. Ахутина, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, К. Липмани др.
Структура исследования. Работа состоит из введения. Двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
1.1. Предложно-падежная конструкция как единица грамматических категорий
Предложно-падежные конструкции являются сложными для дошкольников, их усвоение происходит в течение длительного времени. При нормальном развитии речи предлоги появляются после всех знаменательных частей речи. Это период, когда взаимосвязь между словами выражается только флексиями. Раньше всех появляются предлоги, обозначающие пространственные отношения. Затем – время, цели, причины и др. По мере развития речи значения предлогов все более детализируются и обогащаются.
Предложно-падежная конструкция — это единый функциональный комплекс предлога и падежа [4].
Становление грамматического значения речи проявляет себя важным моментом в речевом развитии детей. Связано это с тем, что грамматический компонент взаимодействует с другими языковыми возможностями,
Грамматический строй языка составляет сферу единиц и правил работоспособности, в таких темах, как: морфология, словообразование и синтаксис [2].
Падеж - это морфологический признак имени существительного, который ставит вопрос об отношении предмета или явления, которое выступает в роли существительного, к разным или подобным, предметам или явлениям, а также признакам и действиям. В современном русском языке имеются шесть, всем известных, падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный [1].
Все падежи представляют разнообразную лексико-грамматическую категорию имени существительного, осуществляемую через сферу разно взаимодействующих падежных форм, выявляет отношение, являющегося существительным, предмета к имеющимся предметам или действиям.
Разберем каждый падеж по отдельности, сравнив его различия и схожесть с другими.
Так, именительный падеж, не сотрудничает с предлогами. А родительный используется во взаимодействии с такими предлогами, как: без, для, до, из, из-за, из-под, между, в виде, ввиду, в отличие от, в порядке и другими.
Дательный падеж может употребляться вместе с предлогом, или без него: к, по; благодаря, вопреки и другими.
Винительный падеж также может быть представлен с предлогами и без них (например, без в, на, за, о, об, по, под, про, с, через и другие).
Творительный, как и винительный, используется с предлогами и без них: за, между, над, перед, под, с; вместе и другие [8].
И последний падеж – предложный, он выступает в качестве косвенного падежа. И пишется вместе с предлогами: в, на, о, при, по. Интересно, что, если форма предложного падежа применяется вместе с предлогами: в, на и при, то она является обстоятельственным значением – пространственным или временным.
Предложно-падежная схема является целостным функционирующим моментом взаимодействия предлога и падежа [6].
Предлоги являются не только присоединением и связующим звеном между словами, но и значатся, как служебные слова, взаимодействующими с видами косвенных падежей. Вместе с их использованием устанавливается синтаксическая нить с членами предложения, проявляются многогранные отношения к предметам.
Предлог – это служебная часть речи, которая играет роль синтаксического аспекта властвования существительных для других слов в простых и сложных предложениях. Определение предлогов выражается более точно в предложных конструкциях, которые устанавливают связь между словом и подчиненным существительным [3].
Многие исследователи поддержали мнение автора М.А. Теленковой, которая в своих работах выделила предлоги по их месторождению: первообразные и производные. Где производные, подразделяются еще на три группы:
• предлоги наречные
• предлоги отыменные
• предлоги отглагольные
По своей форме, производные предлоги еще на подгруппы: на простые и составные.
Не стоит забывать, что помимо большинства групп и подгрупп предлогов, имеются еще и сложно - составные, которые состоят из двух или более аспектов. Все они появились благодаря сочетаниям:
• наречия с предлогом: впредь до, независимо от;
• деепричастия с предлогом: исходя из, не говоря, о;
• предлога, существительного и предлога: в зависимости от, в ответ на.
Таким образом, предложно-падежная конструкция показывает себя как целостная система взаимодействия предлога и падежа. Где, предлог отражает отношение, а падеж его дополнение. А вместе они связаны падежными окончаниями.
1.2. Особенности формирования предложно-падежных конструкций у дошкольников с ОНР
Формирование грамматической структуры является важным условием полноценного речевого и общего психического развития, так как язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, формировании социальных связей. Ребенок не сможет понимать речь других, выражать собственные мысли, не овладев грамматическим строем, который с большими трудностями формируется у детей с общим недоразвитием речи.
Трудность усвоения предлогов детьми с нарушениями речи заключается в особенности произношения предложно-падежных конструкций: предлог в общем речевом потоке не выделяется паузой, как отдельное слово [5].
Трудности возникают и при определении значения предлога. Как известно, любое слово сочетает в себе два значения - лексическое и грамматическое.
Значение предлогов абстрактно, они лишь уточняют значение падежа и указывают на тип отношения (предметное, пространственное и т. д.). И только значение пространственных предлогов обладает большей конкретностью и ясностью по сравнению с другими предлогами.
Этим объясняется их появление в речи детей в первую очередь и более частое самостоятельное употребление.
Но детям с нарушениями речи трудно выделить предлог из общего речевого потока и определить тип передаваемого им отношения. Следовательно, наиболее частой ошибкой в использовании предложно-падежного контроля детьми с нарушениями речи является упущение (пропуск) предлога в грамматической конструкции.
Элизии предлогов встречаются при более грубых нарушениях речи у детей в устной речи, а у школьников с недоразвитием речи сохраняются на письме.
Среди механизмов нарушения предложно-падежного управления в высказываниях детей с общим недоразвитием речи особое место занимает несформированность психологической основы усвоения пространственных отношений, которая связана с недостаточностью ориентировки в схеме собственного тела и в пространстве.
На раннем этапе развития речи детей, в возрасте от двух до трех лет, проявляется нарушение ориентировки в вертикальном направлении, что выражается в речи через конструкции с предлогами на, над и под, в использовании наречий вверху и внизу.
Несколько позже проявляются трудности при отражении в речи ориентировки во фронтальном направлении через использование предложно-падежных конструкций с предлогами перед, за, из-за, а также наречий впереди и сзади [6].
Особенные сложности у детей с общим недоразвитием речи вызывает ориентировка в горизонтальной плоскости, формирование которой в дошкольном возрасте только начинается, а заканчивается в младшем школьном, как раз в период овладения самостоятельным чтением и письмом.
Дошкольники и младшие школьники с несформированностью устной речи не только испытывают затруднения при построении высказываний с соответствующими предлогами и наречиями (слева от, справа от, вправо, влево), но затрудняются и в ориентировке на листе, необходимой для овладения школьными умениями: отступать необходимое количество клеток вправо или влево, осуществлять чтение и письмо слева направо и т. д. [7]
При осуществлении необходимой логопедической поддержки формирование предложно-падежного управления у детей с недоразвитием речи происходит так же, как и у их сверстников с полноценным речевым развитием, поэтапно.
Психолингвистический подход позволяет определить основные этапы в формировании предложно-падежных конструкций у детей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями./- Ростов н/Д: Феникс, 2015 -45 с.- (Библиотека логопеда).
2. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса.- М.: КД «Либроком», 2012.- 220с.
3. Баронова В.В. Тетрадь - тренажер для формирования навыка образования падежных и предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с 5 до 6 лет. Издательство «Детство- Пресс», 2019. - 32 с.
4. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей.// Словарный запас и грамматический строй,- М.: АРКТИ, 1997.-64 с. цв. таблицы. Серия : «Библиотека практикующего логопеда»
5. Бурачевская О.В., Бурачевская Т.В. Статья «Сочетание традиционных и инновационных приемов и методов в коррекционно-развивающей работе по формированию предложно-падежных конструкций». Международный научный журнал. Вопросы дошкольной педагогики №3 (06) 2016. Часть II.- с.105-107.
6. Виноградов В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). - М.: Высш. шк., 1986. - 640 с.
7. Волкова Г.А. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи. С-Петербург, 1993. -94 с.
8. Волкова Л.С, Туманова Т.В., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Логопедия. Методическое наследие: Книга V. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи.:- М: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2007. - 479 с.
9. Волосовец, Т.В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников [Текст] / Т.В. Волосовец – М., 2004. – 287с.
10. Воробьева О.С. Методика изучения сформированности предложно- падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. https://www.uchmet.ru/library/material/1060405/228991/ Учебно-методический портал.
11. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: «Дество -Пресс», 2007. - 480 с.
12. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. Часть первая. Издательство академии педагогических наук РСФСР.: Москва, 1949. - 263 с.
13. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. Часть вторая. Издательство академии педагогических наук РСФСР.: Москва, 1949. -178 с.
14. Глухов В.П. «Онтогенез речевой деятельности». Курс лекций: Учебное пособие. МГПУ; Москва, 2017. - 74 с.
15. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. Пособие для студентов педвузов.-М.: АСТ: Астрель, 2005.-351, [1] с, -(Высшая школа)
16. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью лексико-грамматической стороны речи. Выпуск 3.Часть 1.-М.: Национальный книжный центр.- 131с. (Развитие и коррекция).
17. Жинкин Н. И. К вопросу о развитии речи у детей // Советская педагогика. - 1956. - № 6.
18. Жукова Н.С и др. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. Для логопеда/ Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева.-2-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1990.- 239 с.: ил.
19. Ионова Н. В. Семантические функции падежных форм и предложно-падежных конструкций имени существительного в речи детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Череповец, 2007. - 19 с.
20. Китаева Н.Н., Мозговая Л.Г. Статья «Особенности усвоения предложно- падежных конструкций дошкольниками с разным уровнем речевого недоразвития»// Материалы Всероссийской, научно-практической конференции по проблемам специального образования, 25-26 апреля 2005г. -СПб.: Изд-во ЛПУ им. А.С.Пушкина, 2005. - с.141-145.
21. Ковригина Л. В. Логопедическая работа по формированию предложно-падежных форм существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2002. - 17 с.
22. Ковригина Л. В. Особенности формирования логико-грамматических структур высказывания у детей 7-8 лет с общим недоразвитием речи // Вестник педагогических инноваций. - 2016. - № 2 (42). - С.29-35.
23. Ковшиков В.А. Методика диагностики и коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных. -СПб.: КАРО, 2006.-ил.
24. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования устной речи у детей.-М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2004-234с.
25. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) – СПб.: СОЮЗ, 1999. - 160 с, ил.
26. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – Ростов. и/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004. - 224с. (Серия «Коррекционная педагогика»)
27. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. Под ред. Р.Е. Левиной. М., «Просвещение», 1967. - 360с.
28. Лекант, П.А. Современный русский язык: учебник для студентов ву- зов, обучающихся по специальности «Филология» / П.А. Лекант, Е.В. Клобуков, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин / Под ред. П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2002. – 557 с.
29. Ленская Н.И. «Язык ребенка. Онтогенез речевой коммуникации». Издательство: РГГУ, 2017. -311с.
30. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. - М.: Смысл; СПб.: Лань, 2003. - 287 с.
31. Митропольская О.Н. Правильно называем предлоги. - М.: ТЦ Сфера, 2011. -32 с.
32. Моисеева А.М. Статья «Формирование предложно-падежных конструкций у детей 4-6 лет с ОНР. Журнал «Логопед» 2011 №4,- с 51-61.
33. Новикова Е.В. Секреты предлогов и падежей.: Учебно-практическое пособие.-М.: - Издательство ГНОМ и Д, 2001.- 128 с.
34. Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. – СПб.: ООО Издательство «Детство – Пресс», 2010,-80 с.
35. Пехливанова К.И., Лебедева М.Н. Грамматика русского языка в иллюстрациях.: -5-е изд., испр. и доп. Москва «Русский язык».- 1990. - 353с.
36. Пискленова И.Б. Методическая разработка. Особенности понимания и употребления предложно-падежных конструкций детьми с ОНР. Образовательный //Электронный журнал http://ext.spb.ru/faq/7236-2015-02-20-09-44-49.html
37. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Пространственные представления ребенка // Школьный психолог. -2000. - № 34. - С. 42-49.
38. Синичкина В.В. Конспекты тематических занятий по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи у детей с ОНР. Издательство: Детство-Пресс, 2012,-160с.
39. Скобликова Е.С. Согласование и управление в русском языке. М.: «Просвещение», 1971. -239с.
40. Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Грамматика для дошкольников 4-6 лет. Методическое пособие с иллюстрациями по развитию речи. Изд. «Литур».-70 с.
41. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР: Учебно-методическое пособие для логопедов и дефектологов. Издательство «Детство – Пресс», 2018. – 320 с.
42. Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (I-IV классы) / науч. исслед. ин-т дефектологии АПН СССР. - М.: Педагогика, 1980. - 192 с.
43. Ткаченко Т.А. Комплексная система коррекции общего недоразвития речи у дошкольников (5 лет). Издательство: «Книголюб». УМК «Обновление», 2007. - 128с.
44. Ульянова. О.В. Статья «Значение предложно - падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня». Сборник статей XXXIV международной конференции. «Гуманитарный трактат» Кемерово. 2019г- с.7-9.
45. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] / Г.А. Урунтаева - М.: Academia, 2001. - 334с
46. Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями.- Екатеринбург. Изд-во «Арго», 1996.-80с.
47. Филичева Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Програмно-методические рекомендации / Т.Б.Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина.- М. Дрофа, 2009. -189. [3]с.- (Дошкольник, Логопедия).
48. Филлипович И.В. Статья «Формирование предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Журнал «Логопед» 2004, №5.- с41-44.
49. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. - М.: Аркти, 2000. - 56 с.: илл. (Библиотека практикующего логопеда).
50. Цветкова, Л.С., Пирцхалайшвили Т.М. Роль зрительного образа в формировании речи и у детей с различными формами патологии II Дефектология. [Текст] / Л.С. Цветкова. - М: -2000. 11-18с
51. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2000,- 240с.
52. Цейтлин С. Н. Грамматические ошибки в освоении русского языка как первого и как второго // Вопросы психолингвистики. - 2009. - № 9. - С. 43-53.
53. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под. общ. ред. проф. Т.В. Чиркиной.-3-е изд., доп.// АРКТИ, 2003. - с 240.
54. Чохонелидзе Т.А. Вот предлог простой. М.: Карапуз, 2004. - 18 с. Серия: Развитие речи и культуры общения.
55. Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи: конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах. -М.: Издательство «Гном и Д», 2005. – 48с.