Фрагмент для ознакомления
2
Денежно-кредитная политика (иногда ее называют монетарной или просто денежной) – это комплекс мер, используемых финансовыми властями страны для достижения преследуемых им целей и воздействующих на количество денег, находящихся в обращении.
Основной целью денежно-кредитной политики Банка России является поддержание ценовой стабильности, то есть стабильно низкой инфляции.
Ценовая стабильность – важный элемент благоприятной среды для жизни людей и ведения бизнеса, так как она:
защищает доходы и сбережения в национальной валюте от непредсказуемого обесценения. Это позволяет поддерживать уровень жизни, а также более уверенно планировать ежедневные и долгосрочные расходы;
защищает граждан с невысоким уровнем дохода. Такие семьи в основном покупают недорогие товары первой необходимости. Стабильно низкая инфляции позволяет поддерживать уровень потребления;
способствует повышению доступности заемного финансирования для компаний, так как снижает инфляционную премию, которые банки закладывают в процентные ставки;
упрощает финансовое и инвестиционное планирование для бизнеса;
увеличивает доверие к национальной валюте и создает условия для снижения валютизации активов и обязательств в экономике. Это, в свою очередь, снижает влияние изменения внешних условий на экономику.
Для достижения цели по инфляции Банк России реализует денежно-кредитную политику в рамках режима таргетирования инфляции. При проведении денежно-кредитной политики важна последовательность, предсказуемость и прозрачность действий центрального банка, поэтому Банк России проводит свою политику в соответствии с рядом принципов.
1. Банк России устанавливает постоянно действующую публичную количественную цель по инфляции, чтобы население, бизнес, участники финансового рынка могли учитывать ее при планировании своей деятельности и принятии решений. Цель по инфляции установлена для годового темпа прироста потребительских цен, то есть изменения за последние 12 месяцев общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением.
Целью денежно-кредитной политики Банка России является поддержание годовой инфляции вблизи 4% постоянно. Формулировка «вблизи 4%» отражает допустимость небольших колебаний инфляции вокруг цели.
Если инфляция существенно отклоняется от цели, Банк России оценивает причины и продолжительность отклонения и исходя из этого принимает решения об использовании мер денежно-кредитной политики для возвращения инфляции к цели.
2. При режиме таргетирования инфляции валютный курс является плавающим, то есть он формируется под влиянием спроса и предложения на валютном рынке. При плавающем валютном курсе Банк России не проводит интервенций на внутреннем валютном рынке в целях поддержания определенного уровня курса или скорости его изменения. При этом Банк России может проводить операции с иностранной валютой на внутреннем рынке в случае возникновения угрозы для финансовой стабильности, а также для пополнения (использования) международных резервов в связи с применением Минфином России бюджетного правила.
3. Основным инструментом денежно-кредитной политики Банка России является ключевая ставка. Изменяя ключевую ставку, Банк России воздействует на динамику процентных ставок в экономике, которая в свою очередь влияет на внутренний спрос и инфляцию.
Совет директоров Банка России регулярно принимает решения по ключевой ставке – восемь раз в год в соответствии с заранее утвержденным и опубликованным графиком.
Решение по ключевой ставке обязательно сопровождается объяснением его логики и причин, а также, как правило, дополняется сигналом о возможных дальнейших шагах по денежно-кредитной политике. Разъяснение Банком России принятых решений и будущих намерений является важным инструментом управления инфляционными ожиданиями, так называемой привязки их к цели по инфляции.
Привязка инфляционных ожиданий как населения, так и бизнеса к цели по инфляции имеет большое значения для действенности мер, принимаемых центральным банком.
4. Банк России принимает решения по денежно-кредитной политике на основе макроэкономического прогноза с учетом анализа широкого круга информации. Денежно-кредитная политика влияет на динамику цен не сразу, а со временем, через длинную цепочку взаимосвязей. Поэтому для оценки влияния решения по ключевой ставке на экономику и инфляцию необходим макроэкономический прогноз.
Для разработки прогноза Банк России использует современные макроэкономические модели. В рамках подготовки макроэкономического прогноза Банк России оценивает продолжительность действия факторов, влияющих на экономику и динамику цен, и устойчивость сформировавшихся экономических тенденций.
Меры, принимаемые по другим направлениям внутренней экономической политики, а также меры экономической политики в крупнейших зарубежных странах являются важными факторами, которые учитывает Банк России при подготовке макроэкономического прогноза.
При формировании предпосылок макроэкономического прогноза и оценке рисков на текущем этапе Банк России использует консервативный подход, придавая несколько большее значение проинфляционным факторам и рискам. Это связано с тем, что инфляционные ожидания в России пока остаются повышенными и чувствительными даже к временному повышению цен на отдельные товары. В такой ситуации недооценка проинфляционных факторов и рисков может привести к устойчивым и продолжительным отклонениям инфляции вверх от цели.
5. Банк России придерживается информационной открытости в области денежно-кредитной политики, чтобы повысить понимание и доверие к проводимой денежно-кредитной политике, сформировать предсказуемую экономическую среду для всех участников экономических отношений. Понимание и доверие к принимаемым мерам имеет большое значение для повышения их действенности.
В рамках политики информационной открытости Банк России прежде всего стремится максимально оперативно и полно раскрывать информацию о целях, принципах, мерах и результатах денежно-кредитной политики, об оценке экономической ситуации и перспектив ее развития. Банк России также работает над расширением охвата коммуникации по денежно-кредитной политике и повышением ее адресности.
1.2. Основные инструменты и методы денежно-кредитного регулирования
Денежно-кредитное регулирование – это совокупность мероприятий государства в лице центральных банков, направленных на изменение уровня процентных ставок, объема кредитных вложений, других показателей денежного рынка и в конечном итоге на величину и структуру денежной массы, уровень инфляции.
Цели денежно-кредитного регулирования и, соответственно, денежно-кредитной политики разнообразны. Среди них выделяют промежуточные и конечные цели.
В качестве промежуточных целей центральные банки многих стран формулируют такие, как поддержание устойчивости курса национальной валюты, сдерживание роста денежной массы.
Конечные, основные цели денежно-кредитного реагирования – это последовательное снижение инфляции, обеспечение экономической и ценовой стабильности, сокращение безработицы.
Денежно-кредитное регулирование осуществляется с помощью конкретных инструментов (официальная процентная ставка, рефинансирование, валютные интервенции центральных банков).
Инструменты денежно-кредитного регулирования или реализации денежно-кредитной политики по своему характеру подразделяют на прямые (административные) и косвенные (рыночные) (рис. 1).
Прямые инструменты – это непосредственные ограничения, запреты. регламентации, исходящие от центрального банка. Они направлены на регулирование деятельности коммерческих банков в области кредитования, операций с ценными бумагами, иностранной валютой, процентной политики.
Особенно широко данные инструменты применялись в условиях централизованной плановой экономики в различных странах и имели форму лимитов кредитования, фиксированных процентных ставок, устанавливаемых единым Государственным банком страны для нижестоящих отделений и др. Такие инструменты активно использовались в отечественной практике в условиях функционирования одноуровневой банковской системы.
Кроме того, прямые (административные) инструменты применяются центральными банками и в рыночной экономике. В качестве примеров можно назвать: запреты на выполнение коммерческими банками отдельных операций, на открытие филиалов, установление пределов комиссионных вознаграждений, лимитов рефинансирования. переучета векселей у коммерческих банков.
Большим разнообразном отличаются прямые инструменты в области валютного регулирования, а также налично-денежного обращения.
Рис. 1. Классификация инструментов денежно-кредитного регулирования
Важнейшей отличительной чертой административных инструментов можно считать их обязательный характер для коммерческих банков и других хозяйствующих субъектов. Так, за нарушение установленного лимита открытой валютной позиции либо обязательных экономических нормативов достаточности капитала, ликвидности, максимального риска центральные банка применяют к коммерческим банкам меры воздействия.
Косвенные (рыночные) инструменты – это также устанавливаемые для коммерческих банков ограничения. Однако в процессе применения данных инструментов центральные банки формируют на конкретных сегментах финансового рынка (валютном, межбанковском, рынке ценных бумаг) определенные условия. Исходя из этих условий, коммерческие банки расширяют отдельные виды своих операций, например с иностранной валютой или государственными ценными бумагами, и, наоборот, сужают сферу применения других, допустим, кредитование предприятий реального сектора экономики.
Вес это оказывает косвенное влияние на объем и структуру денежной массы, состояние экономики в целом.
Рассмотрим механизм косвенного регулирования на примере такого традиционного инструмента, как официальная ставка процента цен трального банка.
Предположим, центральный банк осуществляет политику «дорогих денег», регулярно повышая учетную ставку. Эго приводит к постепенному удорожанию ресурсов на межбанковском рынке, росту процентных ставок банков по депозитным и кредитным операциям.
В сложившихся условиях спрос на кредиты со стороны предприятий реального сектора экономики снижается, кредитные операции банков сокращаются. Банки направляют свою деятельность в другие сферы – валютный рынок, рынок ценных бумаг и др.
Косвенные (рыночные) инструменты, в свою очередь, подразделяются на нормативные и корректирующие.
Используя нормативные инструменты, центральные банки увязывают вводимые ограничения с масштабами деятельности коммерческих банков, допустим, с величиной капитала или активов.
К нормативным рыночным инструментам относят: минимальные резервные требования к кредитным организациям.
Некоторые авторы в перечень нормативных косвенных инструментов включают установление центральными банками обязательных нормативов для коммерческих банков, которые регулируют риски, ликвидность, достаточность капитала.
На наш взгляд, обязательные нормативы непосредственно предназначены нс для воздействия на денежно-кредитную сферу, денежные агрегаты, а для создания на их основе механизма оценки финансового состояния коммерческого банка и, прежде всего, уровня риска проводимых операций, ликвидности баланса.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный Закон РФ «О Центральном банке Российской Федерации» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ // СПС «Гарант».
2. Федеральный Закон РФ «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. № 46-ФЗ // СПС «Кон¬сультант»
3. Абрамова, М.А. Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики. Теория и практика: учеб, для магистрату¬ры / М.А. Абрамова. Л.И. Гончаренко. ЕВ. Маркина. – М.: Юрайт, 2018. – 551 с.
4. Андрюшин, С.А., Бурлачков, В.К., Кирилюк, ИЛ, Рубинштейн, А.А., Слуцкин, Л.Н. Экспертное заключение на Проект документа Банка России «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов» // Банковское дело. – 2019. - № 10. – С. 8-17.
5. Андрюшин, С.А., Кирилюк, И.Л., Рубинштейн, А.А. Антиинфляционная политика Банка России: вопросы теории и практики / С.А. Андрюшин // Банковское дело. – 2019. - № 4. – C. 12-20.
6. Андрюшин, С.А., Никитина, С.А., Рубинштейн, А.А., Свиридов, А.П. Банк России в 2019 г.: годовой отчет и новые вызовы / С.А. Андрюшин // Банковское дело. – 2020. - № 7. – С. 8-19.
7. Букина, И.С. Бюджетно-налоговая политика России в 2019 г. и в условиях кризиса 2020 г. / И.С. Букина // Федерализм. – 2020. - № 2. doi.org/10.21686/2073-1051-2020-2-132-145 (дата обращения: 18.02.2021).
8. Голикова, Ю.С. Организация деятельности центральных бан¬ков: учебник / Ю.С. Голикова. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 396 с.
9. Информационное письмо о переходе к новым иностранным эталонным процентным индикаторам. Письмо Банка России № ИН - 015-52/121 от 12.08.2020. www.cbr.ru/statichtml/file/59420/20200812_in-015-52_121.pdf (дата обращения: 20.02.2021).
10. Кудрин: проблема замедления экономики – не в пандемии. www.banki.ru/news/ lenta/?id=10933815 (дата обращения: 21.02.2021).
11. Малкина, М.Ю. Инфляционные процессы и денежно- кредитное регулирование в России и за рубежом: учеб, пособие / М.Ю. Малкина. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 308 с.
12. Моисеев, С.Г. Денежно-кредитная политика : теории и практика / С.Р. Моисеев. – М.: Московская финансово-промышленная акаде¬мия, 2017. – 289 с.
13. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2021 год и период 2022 и 2023 годов (Проект от 14.09.2020 г.). – М.: Банк России, 2020.
14. Росстат сообщил о снижении прибыли компаний РФ за семь месяцев и росте доли убыточных игроков. www.banki.ru/news/lenta/?id=10934154 (дата обращения: 19.02.2021).
15. Тесля, П.И. Денежно-кредитная и финансовая политика государства: учеб, пособие для бакалавров / П.И. Тесля, И.В. Плотников. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 411 с.
16. Фетисов, Г.Г. Организация деятельности цапральных банков: учебник / Г.Г. Фетисов. – М.: Кнорус, 2018. – 385 с.
17. Финансы, деньги, кредит, банки : учебник / под ред. Т.М. Ковале-вой [и др.]. – М.: КноРус. 2017. – 250 с.