Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В ст. 7 Конституции РФ определены причины, по которым государство заинтересовано в регулировании семейных отношений. В соответствии с положением данной статьи обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Государственная политика по улучшению положения детей в РФ имеет следующие приоритетные направления: укрепить систему профилактики беспризорности и безнадзорности и создать механизмы дополнительной поддержки семей, которые воспитывают детей, оставшихся без родительского попечения.
В современном семейном законодательстве закреплена норма международного права, которая гласит, что у каждого ребенка есть право на жизнь и воспитываться в семье.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что личностное развитие ребенка, который помещен в интернат и у которого нет положительного опыта семейной жизни, деформируется. У таких детей прослеживается снижение общего психического тонуса, нарушение процессов саморегуляции, развитие чувства тревоги, агрессивности, торможение интеллектуального развития. После выпуска из интерната ребенок не готов к самостоятельной жизни, он испытывает проблемы с организацией быта, созданием и сохранением семьи. В связи с этим приоритетно развивать именно семейные формы устройства детей, у которых нет родителей. В законодательстве термин «дети, оставшиеся без попечения родителей» отражен в ст. 121 Семейного кодекса. В п. 1 данной статьи можно ознакомиться с примерным перечнем оснований (причин), по которым дети остаются без родительского попечения:
а) смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах или признание родителей судом недееспособными;
б) уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;
в) длительное отсутствие родителей, болезнь родителей и иные причины.
На практике, чаще всего, встречаются ситуации, когда родители отказывают забирать детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений.
Задачи курсовой работы:
- изучить систему государственного обеспечения детей, которые остались без родительского попечения;
- проанализировать основные направления социального обслуживания детей, которые остались без родительского попечения;
- определить дополнительные гарантии на образование и медицинское обеспечение.
Объект исследования – дети-сироты, дети, которые остались без родительского попечительства, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Предмет исследования представлен в виде нормативно-правовых актов в отношении социальной защиты детей-сирот и детей, которые остались без родительского попечительства.
Теоретическая основа исследования представлена положениями право социального обеспечения, а также материалами научных исследований, которые отражены в работах Н.Н. Косаренко, Р.А. Курбанова, А.В. Карпова, Г.В. Сулеймановой.
Работа написано с помощью историко-правового, сравнительно-правового, системно-структурного, социально-правового, конкретно-социологического, статистического методов, составивших в совокупности методологическую основу исследования.
1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
1.1. Система государственного обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей
Проблема социальной защиты детей-сирот и детей, которые остались без родительского попечения, включает в себя вопросы социальных истоков и социального содержания феномена сиротства, социальной политики в отношении этой категории населения, устройства осиротевших детей в приемные семьи, помещения их в соответствующие учреждения, проблемы обучения, социальных выплат и льгот, обеспечения жильем и т.п. От успешности интеграции детей-сирот в общество будет во многом зависеть то, насколько стабильным и успешным будет развитие российского государства.
Защита государством и обществом детства – это важнейшая политическая, социальная и экономическая задача. Тем более актуальной остается задача по обеспечению защиты прав и интересов детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а в частности, речь идет о детях-сиротах и детях, которые остались без родительского попечительства.
У каждого ребенка есть право на получение необходимого материального обеспечения со стороны семьи и государства, без которого не представляется возможным его полноценное физическое и умственное развитие, реализовать природные наклонности и таланты, получить образование [18, с.156].
Защита прав детей-сирот и детей, которые остались без родительского попечительства, является обязанностью органов опеки и попечительства, являющиеся местными органами самоуправления. В обязанность органов опеки и попечительства входит выявление, учет и избрание форм устройства детей, которые остались без родительского попечительства, а также контроль над теми условиями, в которых они содержатся, получают образование и воспитание. В их обязанность входит в течение трех дней со дня, когда было получено сообщение, проведение обследования условий жизни ребенка и обеспечение его защиты и устройства. Таким образом, в рамках действующего законодательства предусмотрены четыре основные формы устройства детей, которые остались без родительского попечительства:
- усыновление;
- передача под опеку или попечительства;
- передача в приемную семью;
- помещение в специальное учреждение.
Семья – это важнейшая среда, в которой формируется личность, и главнейший институт воспитания, функции которого заключаются не только в социальном воспроизводстве населения, но и в воссоздании определенного образа его жизни. В результате развития общественных отношений, влияния урбанизации и научно-технического прогресса роль семейной педагогики в воспитании детей несколько сузилась. Однако даже при этих реалиях семья осталась главным институтом в формировании личности. В ст. 38 Конституции РФ государство гарантирует защиту материнства, детства и семьи. Забота о детях, их воспитание является равным правом и обязанностью родителей. Дети, которые остались без родительского попечительства, должны быть переданы на воспитание в семью (на усыновление /удочерение, под опеку/попечительство или в приемную семью), а если такая возможность отсутствует, то в соответствующие учреждения для детей-сирот и детей, которые остались без родительского попечительства. Таким образом, в законодательстве приоритетными остаются семейные формы устройства детей, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям ребенка и формируют оптимальные условия для воспитательного и образовательного процесса [12, с.102].
Приоритетная форма устройства детей, которые остались без родительского попечительства, это жизнь в семье. В статье 123 СК РФ говорится о том, что дети, которые остались без родительского попечительства, должны быть переданы на воспитание в семью - на усыновление (удочерение), под опеку(попечительство) или в приемную семью, а если такая возможность отсутствует, то в соответствующие учреждения для детей-сирот и детей, которые остались без родительского попечительства. Иные формы устройства детей, которые остались без родительского попечительства, могут быть установлены в рамках нормативно-правовых актов субъектов РФ.
В рамках законодательства отмечается, что ребенок, который остался без родительского попечительства, должны устраиваться в семью с учетом его этнического происхождения, принадлежности к определенной религии и культуре, родного языка, возможности преемственности в воспитании и образовании. Из всех форм семейного воспитания детей, которые остались без родительского попечительства, в приоритете стоит усыновление. Суть состоит в том, что усыновленные дети по факту становятся родными. В законодательстве об усыновлении говорится о том, что оно допускается лишь по отношению к несовершеннолетним и только с учетом их интересов. При этом законодательство требует, чтобы в обязательном порядке соблюдались положения третьего абзаца пункта 1 статьи 123 СК, а также учитывались возможности усыновителя обеспечить для ребенка полноценное физическое, духовное, психическое и нравственное развитие.
Усыновление или удочерение – это приоритетная форма устройства детей, которые остались без родительского попечительства. Усыновленными могут быть несовершеннолетние дети, при этом должны учитывать их интересы, этническое происхождение, родной язык, принадлежность к религии и культуре, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании, а также возможности по обеспечению его полноценного психического, физического, духовного и нравственного развития.
Братья и сестры не могут быть усыновлены разными лицами, кроме случаев, когда это соответствует интересам детей.
Иностранные граждане или лица без гражданства могут усыновить детей лишь в случаях, если невозможной представляется их передача в российскую семью, которая проживает на постоянной основе на территории России, либо на усыновление родственникам вне зависимости от их гражданства и места жительства. При этом допускается передача детей на усыновление гражданам РФ, которые проживают на постоянной основе за пределами России, иностранным гражданам или лицам, не имеющим гражданства, которые
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ в ред. ФЗ от 08.07.1999 г. № 138-ФЗ// СЗ РФ. - 1994
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ в ред. ФЗ от 30.06.2008 г. № 140-ФЗ// СЗ РФ.
4. Федеральный закон от 08.02.1998 № 17-ФЗ (ред. от 22.08.2020) «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
5. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 02.12.2020) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
6. Федеральный закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ (ред. от 08.03.2020) «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»
Учебная и научная литература
7. Алексеева Л.С. Работа с семьей в учреждениях социального обслуживания: социально-психологический аспект // Семья в России. - 2019. - № 3-4. – С.78-80.
8. Галаганов В.П. Право социального обеспечения / В.П. Галаганов. – Москва: КноРус, 2020. – 510 с.
9. Дивеева Н. И., Доброхотова Е. Н., Захаров А. А. Право социального обеспечения. Учебник и практикум. / Н.И. Дивеева, Е.Н. Доброхотова — Москва: Юрайт, 2017. - 384 с
10. Захарова Ж.А. Помощь и поддержка замещающих семей // Детский дом. - 2017. - № 1. – С.65-67.
11. Захарова Н. А., Горшков А. В. Право социального обеспечения. Учебное пособие / Н.А. Захарова, А.В. Горшков. — Москва: Омега-Л, 2018. - 170 с.
12. Зубкова, Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи / Т.С. Зубкова. – Москва: Академия, 2018. – 211 с.
13. Исупова О.Г. Отказ от новорожденного и репродуктивные права женщины / О.Г. Исупова // Социс. - 2018. - № 11. – С.64-66.
14. Карпов А.В. Право социального обеспечения: Учебное пособие / А.В. Карпов. – Москва: ООО «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2020. - 175 с.
15. Косаренко Н.Н. Право социального обеспечения / Н.Н. Косаренко. – Москва: Юстиция, 2019. – 234 с.
16. Курбанов Р.А. Право социального обеспечения: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Р.А. Курбанов. - Москва: Издательство «ЮНИТИ-ДАНА», 2017. - 439 с.
17. Никонов Д. А. Право социального обеспечения/ Д.А. Никонов, под ред. А.В. Стремоухова. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. - 223 с.
18. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения / Г.В. Сулейманова. – Москва: КноРус, 2019. – 321 с.