Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в наши дни происходит нарастание агрессивности общества в целом и отдельной личности в частности, причем агрессия «молодеет» с каждым годом. Агрессивное поведение особенно ярко проявляется в подростковом возрасте, когда подросток в процессе развития личности и самоутверждения выражает свое недовольство, фрустрацию, гнев через проявление агрессивного поведения, поэтому необходимо детальное и глубокое рассмотрение данной темы, как на уровне психологической и педагогической наук, так и на уровне практической работы с подростками.
Научная разработанность проблемы. Осмысление вопросов агрессии вообще и, в частности, агрессивного поведения подростков нашло отражение в трудах таких исследователей, как А. Бандура и Р. Уолтерс, Л. Берковиц, Г.Э. Бреслав, С. Н. Ениколопов, А.В. Никитин, Н.М. Платонова и др. В то же время, несмотря на значительное число теоретических и эмпирических исследований, данная проблематика сохраняет свою актуальность и нуждается в теоретической и практической разработке.
Объект исследования курсовой работы – агрессивное поведение.
Предметом настоящего исследования являются психологические особенности агрессивного поведения современных подростков.
Целью исследования является изучение особенностей агрессивного поведения в подростковом возрасте с последующей разработкой рекомендаций педагогам и ролдителям по профилактике подростковой агрессии.
Указанная цель обусловила постановку следующих основных задач работы:
на основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть понятие агрессии и агрессивного поведения;
рассмотреть психолого-педагогические особенности подросткового возраста;
охарактеризовать причины и особенности проявления агрессивного поведения у подростков;
подобрать диагностические методики и провести диагностику уровня агрессии и особенностей проявления агрессивного поведения у учащихся-подростков;
разработать рекомендации для педагогов и родителей по профилактике агрессивного поведения в подростковом возрасте.
База исследования – МБОУ «Мещеринская средняя общеобразовательная школа №2» городского округа Ступино Московской области. В исследовании приняли участие 23 учащихся 7 «А» класса обозначенной школы.
Для осуществления цели исследования, решения поставленных задач и проверки гипотезы нами был использован комплекс методов:
теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
эмпирические: наблюдение, тестирование, методы количественной и качественной обработки экспериментальных данных с их последующей интерпретацией.
Структура работы отражает логику, содержание и результат исследования. Работа состоит из введения, двух основных глав, заключения, списка использованной литературы (29 наименований) и 2 приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Понятие агрессии и агрессивного поведения
Проблемой агрессии, агрессивности и агрессивного поведения занимались многие зарубежные и отечественные ученые, существует множество трактовок и определений.
Согласно определению, предложенному А.Х. Бассом, агрессия (от лат. aggredi – нападать) – это любое поведение, содержащее угрозу или приносящее ущерб другим [цит. по: 28, с. 55]. При этом под поведением понимается процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный индивидуальными особенностями и внутренней активностью личности, имеющий форму преимущественно внешних действий и поступков.
Отечественный исследователь Е.В. Змановская называет агрессией любую тенденцию (стремление), проявляющеюся в реальном поведении или даже в фантазировании, с целью подчинения себе других, либо доминировать над ними [8, с. 189].
В работах Л.М. Семенюка агрессия определяется как целенаправленное деструктивное поведение, входящее в противоречие с нормами и правилами существования людей в обществе, приносящее вред одушевленным либо неодушевленным объектам, причиняющее физический ущерб или вызывающее психический дискомфорт у других людей [22, с. 56].
Наиболее полное и емкое определение агрессии, на наш взгляд, дает Психологический словарь, трактуя ее как целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности, стража, подавленности и т.д. [5, с. 246]
Теоретические подходы, анализирующие агрессивное поведение, включают в себя биологическое, психологическое и социально-психологическое направления исследований.
Биологические модели обращаются к эволюционному и генетическим принципам объяснения агрессии, ее возникновению как адаптивной формы социального поведения в процессе эволюции. Например, исследователь К.Лоренц утверждал, что организм человека беспрерывно накапливает агрессивную энергию. Приведет ли эта энергия к проявлению агрессивного поведения или нет, зависит от двух факторов: первый – это количество накопленной в организме в определенный момент агрессивной энергии, а второй – силы внешнего воздействия, способного вызвать агрессивную реакцию [цит. по: 27, с.53].
Среди психологических моделей агрессивного поведения наиболее известна фрустрационная теория (З.Фрейд, Л. Беркович, Д Доллард и др.), которая рассматривает в качестве мотивирующего агрессивного поведения агрессивное побуждение. Последнее, в отличие от инстинкта, не является всегда присутствующим, а служит мобилизующей силой, направленной на прекращение состояния лишения. Согласно данной теории, агрессия побуждается желанием преодолеть фрустрацию. Так, по утверждению Джона Долларда, «возникновение агрессивного поведения всегда обусловлено наличием фрустрации, и наоборот – наличие фрустрации всегда влечет за собой какую-нибудь форму агрессивности» [цит. по: 14].
Социальные модели концентрируют внимание на социальном взаимодействии, влиянии общества на индивида. Так, согласно социально-когнитивному подходу (А. Бандура, Дж. Роттер) агрессия является специфической формой социального поведения, являющегося следствием действия усвоенной индивидом агрессивной модели поведения социально значимого окружения (социального научения) [1, с. 19].
Следует различать агрессивность как свойство личности и агрессивное поведение как форму проявления агрессии. Агрессивность – это склонность к агрессивному реагированию при возникновении фрустрирующей и конфликтной ситуации. Агрессия же – это поведение человека в подобных ситуациях. Как отмечает исследователь Г. Лорено, наиболее распространенными проявлениями агрессии в поведении являются конфликт, клевета, давление, принуждение, негативная оценка, угрозы или применение физической силы [цит. по: 18, с. 102]. Скрытые формы агрессии выражаются в избегании контактов, бездействии с целью причинения кому-либо вреда, нанесении вреда себе и самоубийстве.
Все многообразие форм агрессии можно классифицировать по разным основаниям. Так, Г.Э. Бреслав указывает следующие виды. По направленности на объект выделяют гетероагрессию (агрессивное поведение имеет направленность на других) и аутоагрессию (направленность на себя) [6].
Исходя из причины и также выделяют такие три вида агрессии, как: реактивная (как ответная реакция на какой-либо раздражитель либо фрустрирующую ситуацию) и спонтанная (не имеющая очевидной причины, проявляющаяся обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов – накопления негативных эмоций, психического недуга и т.д.)
В зависимости от целенаправленности выделяют агрессию таких видов, как целевая (мотивационная) – характеризующаяся целенаправленно-осознанным намерением нанесения вреда другому и инструментальная, когда цель действия субъекта нейтральна, а агрессия используется как одно из средств ее достижения.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс; – М.: Эксмо пресс, 2010. – 83 с.
2. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://knigi.link/psihologiya-pedagogicheskaya/pedagogika-prakticheskaya-psihologiya-rostov.html (дата обращения: 18.01.2021).
3. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 510 с.
4. Болотова А.К. Психология развития и возрастная психология /
5. А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2017. - 526 c.
6. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – 3-е изд. – М.: Прайм-Еврознак, 2013. - 632 с.
7. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. – [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://www.studmed.ru/view/breslav-ge-psihologicheskaya-korrekciya-detskoy-i-podrostkovoy-agressivnosti_d684508602c.html (дата обращения: 19.01.2021).
8. Ениколопов С. Н. Агрессия в обыденной жизни / С. Н. Ениколопов, Ю. М. Кузнецова, Н. В. Чудова. — М.: Политическая энциклопедия, 2014 — 494 с.
9. Змановская Е.В. Структурно-динамическая концепция девиантного поведения // Вестник Томского государственного педагогического университета. Психологические науки. – 2013. – № 5 (133). – С.189-194.
10. Комарова Д. Т. Агрессия в подростковом возрасте / Д. Т. Комарова, А. М. Абиляшева // Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании: материалы XIII Международной научно-практической конференции, 13 декабря 2018 г. – Т. 3. – Уфа: Издательство БГПУ, 2018. – С. 84-88.
11. Локтаева С. А. Особенности проявления агрессивности в подростковом периоде. – М.: Институт МИРБИС, 2016. – 204 с.
12. Марцинковская Т.Д. (ред.) Психология развития. 3-е изд. – М.: Академия, 2007. - 528 с.
13. Масагутов Р. М. Детская и подростковая агрессия (Психопатол. и соц.-психол. аспекты). – Уфа : Уфим. гос. нефтяной техн. ун-т, 2012. - 101 с.
14. Меньшикова Т.И. Специфика агрессивного поведения подростков // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. Психологические науки. – 2017. – № 2. – С.106-111.
15. Невенчанный С.В. Понятие агрессивного поведения в современной психологии. – [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-agressivnogo-povedeniya-v-sovremennoy-psihologii (дата обращения: 24.01.2021).
16. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - Кн. 1: Общие основы психологии / Р.С. Немов. – 688 с.
17. Никитин А.В. Психологические особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте. – СПб.: Питер, 2016. – 173 с.
18. Овчарова Р.В. Психические особенности подросткового возраста. – [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/957-2010-10-21-18- 19-59.html (дата обращения: 25.01.2021).
19. Платонова Н.М. Агрессия у детей и подростков. – СПб.: Речь, 2019 – 336 с.
20. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. – [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://studfile.net/preview/5537314/ (дата обращения: 27.01.2021).
21. Рычкова И.А. Поведенческие расстройства у подростков. Диагностика, коррекция, психопрофилактика. – М.: Просвещение, 2013. – 210 с.
22. Селиванова А. А. Профилактика агрессии в общеобразовательных организациях. – Челябинск: ЧИППКРО, 2019 – 60 с.
23. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. – Москва - Воронеж, 2016. – 214 с.
24. Тарханова И.Ю. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация: учебное пособие / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. – М.: Владос, 2014. – 286 с.
25. Татарова С.П. Модели профилактики девиации молодежи в современном обществе // Молодежь в условиях социально-экономической трансформации общества : материалы регион. Науч.-практ. конф. – Улан-Удэ : Изд-во БГУ, 2017. – С. 331-340.
26. Токарь Е.И. Детская агрессия как педагогическая проблема Агрессивное поведение как проявление адаптационных нарушений у детей и подростков. Ситуации педагогического риска. Роль педагогических условий в возникновении и закреплении агрессивного поведения // Социальная педагогика. – 2017. – № 2. – С.97-105.
27. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – Минск, 2017. – 192 с.
28. Фурманов И.А. Социальная психология агрессии и насилия. – Минск: БГУ, 2016 – 240 с.
29. Цыганова Л.Н. Понятие «агрессивность» в психолого-педагогической литературе. Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте // Инженерные технологии и системы. – 2016. – №2. – С.54-59.