Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема исследования стресса не является новой для психологической науки, но при этом актуальность ее не угасает, даже более того, с увеличением темпа жизни, возрастающих требований к работнику, увеличения объемов работы, отчетности и прочего, современный человек все более подвержен стрессовым состояниям, что, в свою очередь, влияет на общее состояние организма, на эффективность работы, ее качество и результат. Безусловно, невозможно представить жизнь современного человека полностью без стрессов и стрессовых нагрузок, но снизить напряжение - можно и даже нужно. Одной из таких технологий оптимизации производственного процесса является внедрение программ «Бережливое производство», направленной на снижение производственных потерь, оптимизацию работы персонала в целях повышения качества обслуживания клиентов. При этом сам переход на новую программу, адаптация к ней, освоение новых методов и технологий, на начальных этапах внедрения также является стрессогенным.
Стресс - это феномен, которым страдают люди разных профессий, возрастов, сформированных ценностей и установок. В результате стрессовых состояний, а тем более, частых или длительных стрессов, у людей развиваются различные психосоматические аспекты - общее недомогание организма, проблемы сна, синдром хронической усталости, чувство одиночества, ненужности, повышенная тревожность, субъективное ощущение неблагополучия, повышенная агрессивность и конфликтность, злоупотребление психотропными средствами и т.п.
Актуальность темы работы обусловлена степенью ее разработанности в трудах отечественных и зарубежных ученых. Анализ содержания имеющихся источников показал, что в гуманитарных науках создана теоретическая база для исследования методов исследования и снижения стрессов, однако данная проблема современными учеными в новых социально-экономических условиях недостаточно изучена
Стресс – одна из главных психологических проблем ХХI века. Вся наша цивилизация развивается таким образом, что с оптимальным уровнем стресса могут прожить лишь мизерное количество людей. Россия – СССР – Россия в ХХ веке была страной, в которой практически все население в силу объективных обстоятельств и субъективных причин было подвержено мощному стрессу. В нынешнем столетии народы нашей страны, каждый россиянин, будут искать выходы из не менее стрессовых ситуаций, чем в прошлом веке.
Последние события, произошедшие во всем мире усугубили стрессовове состояние всех слоев населения. Студенты подвергаются ему в большей степени, чем некоторые другие слои населения, в связи с тем, что вынуждены переходить на онлайн-обучение, отсутствует возможность общаться с педагогами, получать ответы на свои вопросы, посещать лекции.
Большая сложность проблемы стресса требуют масштабных фундаментальных, а также прикладных исследований данного явления.
Теоретико-методологическая база исследования: основы современных подходов к изучению методов снижения стресса В качестве теоретической базы исследования были использованы работы ряда отечественных и зарубежных авторов, таких как: В.А. Абабков, А.Я Анцупов, В.А. Винокур, Ф.Б. Березин, С.В. Запускалов, Е.А. Климов, А.Б. Леонова, А.К. Макарова, Г.С. Никифоров, А.И. Папкин, Б.С. Положий, В.Ю: Рыбников, A.M. Столяренко, Л.Б. Филонов и др.
Проблема стресса приобрела не только исключительное научное значение, но стала популярным житейским понятием, объединяющим широкий круг проявлений измененного психического состояния, возникающего под влиянием чрезвычайных внешних обстоятельств.
Объект исследования – методы исследования стресса.
Предмет исследования: стресс в студенческой среде.
Цель исследования: изучить особенности совладания со стрессом в студенческой среде.
Задачи исследования:
- изучить теоретико - методологические подходы к изучению проблемы стресса;
- выявить особенности стресса у студентах в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции
- провести эмпирическое исследование особенностей стресса в студенческой среде.
В качестве методов исследования применялись:
- общенаучные – теоретический анализ философской и психологической ли¬тературы по проблеме исследования (анализ и обобщение имеющихся теоретических и эмпирических данных по теме исследования, метод систематизации и классификации полученного материала);
- экспериментальные;
- психодиагностические – эмпирические методы.
Информационную базу работы составили: нормативные документы, регулирующие трудовые отношения, научные публикации по конфликтологии, социологии и психологии труда, социальной психологии, психологии управления, а также собственные эмпирические исследования.
Используемые методы исследования. В соответствии с целью и задачами работы в качестве методов сбора информации были использованы: эмпирический метод, анализ литературы, методы количественной обработки данных, интерпретационные методы, анализ полученных результатов, вторичный анализ исследований по снятию стрессов в организациях.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1.Теоретико - методологические подходы к изучению проблемы профессионального стресса
1.1 Теоретический анализ феномена профессионального стресса в научной психологии
Проблемой возникновения психологических стрессовых ситуаций в процессе трудовой деятельности и социальной активности людей активно изучается со второй половины предыдущего столетия, чему послужил ряд причин:
Первая. Активное исследование биологического стресса, изучение причин его возникновения, как следствие - появление большого количества работ, посвященных влиянию стресса на работоспособность человека, воздействия экстремальных факторов деятельности на функциональное состояние. Среди наиболее известных работ можно назвать труды У. Кеннона (1967), В.М. Бехтерева (1954), Г. Селье (1960), В. Арнольда (1967), В.И. Медведева (1979) и др.
Вторая. Активное исследование «человеческого фактора», специфики работы психических процессов, свойств и состояний личности специалистов, работающих в сфере повышенной ответственности, в условиях вредного производства, в профессиональных сферах, связанных с опасностью для жизни и здоровья человека, работа в ситуациях повышенного напряжения, в результате чего у человека снижается психологическая адаптивность, к следствие - снижение эффективности и безопасности труда, профессиональное выгорание, развитие психосоматических заболеваний.
Третья. Техногенные катастрофы, природные бедствия, террористические акты против людей спровоцировали значительное повышение уровня общей тревоги, эмоционального напряжения, усиливающегося чувства беспокойства. Иначе говоря, человек испытывает напряжение не только при прямом столкновении со стрессогеном, но и в ситуациях ожиданий возможного воздействия, а так же после столкновения с ним.
По оценкам многочисленных экспертов в настоящее время значительная часть населения страдает психическими расстройствами, вызванными острым или хроническим стрессом. Он приобретает масштабы эпидемии и представляет собой основную социальную проблему современного общества [8].
Стресс (от англ, stress - давление, нажим, напор, нагрузка, напряжение) - неспецифическая (общая) реакция организма на физическое или психологическое воздействие, нарушающее его гомеостаз, также - соответствующее состояние нервной системы организма всего или организма в целом.
Мельник Ш указывает на то, что под термином «стресс»«.. .объединяют большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлениями и последствиями экстремальных воздействий внешней среды, конфликтами, сложной и ответственной производственной деятельностью, опасной ситуацией и т. д., стресс как состояние организма и психики является одной из реакций на критические ситуации жизни и деятельности» [7].
Существуют разные точки зрения, связанные с возникновением термина «Стресс» и его авторством.
Так, по мнению нагирненр И.И. термин «Стресс» был введен в науку У.Б. Кенноном, в 1932 году, понимая под ним универсальную реакцию организма, названную им «бороться или бежать». Позднее, в 1946 году, данный термин стал активно использовать в своих работах известный физиолог Ганс Селье - для определения состояния, названного им «общим адаптационным напряжением». Г. Селье еще в 1936 году опубликовал первую работу по исследованию общего адаптационного напряжения, но при этом категорически избегал термина «стресс», по той причине, что основное его использование, на тот период, имело отношение для обозначения состояния, связанного с нервно-психическим напряжением [11].
Ганс Селье почти сорок лет занимался изучением физиологических механизмов приспособления организмов к стрессу и пришел к убеждению, что «принципы защиты на уровне клетки в основном приложимы также к человеку, и даже к целым сообществам людей» [11], это навело его на идею изучать любое предъявляемое организму требование с точки зрения физиологического стресса. Г. Селье считал, что правила, «столь успешно действующие на уровне клеток и органов, могут стать источником той подлинной философии жизни, которая приведет к выработке кодекса поведения, построенного на научных принципах, а не на предрассудках, традициях или слепом подчинении "непререкаемым авторитетам"» [11].
Г. Селье, исследуя механизмы адаптационного напряжения, пришел к выводам об отсутствии прямых зависимостей эмоционального переживания при стрессовых ситуациях от физиологических механизмов, возникающих при стрессе. В результате, он предложил разделять стресс на дистресс и эустресс. Под дистрессом он понимал разрушающий дискомфортный стресс, протекающий на фоне ухудшения самочувствия, болезненных стрессовых физиологических процессов. Под эустрессом - приятный стресс, сопровождающийся такими формами переживаний как стресс, связанный с любовными переживаниями, творческими, состояниями вострога, вдохновения [11].
По мнению Водопьяновой Н. Е впервые термин «стресс» встречается в 1944 году, в журнале PsychologicalAbstract, но автора не называет. Ньютон обнаружил определение стресса, близкого к современному пониманию, в Оксфордском словаре английского языка, который был издан в XV^XVII веках. Но, безусловно, популярность данный термин приобрел в середине XX века [2].
Дж. Брайт, описывая понятие стресса, указывает на то, что любые события, с которыми сталкиваются люди, являются стрессогенными, если события сопряжены с переживаниями любого рода. «.если вы относитесь к людям, которые постоянно ожидают самого худшего или обычно требуют от себя очень многого и имеют завышенные ожидания, то вы можете испытывать стресс при очень незначительных внешних воздействиях» [12, с.5]. В этом и есть основная проблема определения понятия «стресс».
Сами последствия стресса нередко являются крайне негативными и часто влекут за собой возникновение и укрепление отрицательных привычек и состояний (навязчивые действия - привычка грызть ногти, волосы; повышенная раздражительность, яктации, снижение или утрата либидо, социальная изоляция - вплоть до снижения социальных контактов с друзьями и/или членами семьи, неутолимое чувство голода и т.п.), при усилении стрессовости, возникает более серьезная симптоматика: усиление тревоги и возникновение депрессии, приступы панических атак, истощение, повышение кровяного давления, кожные заболевания, бессонница, сексуальная дисфункция, мигрень, проблемы работы кишечника, расстройства менструального цикла; в крайних случаях, состояние может стать летальным [12].
Исследователи выделяют три стадии стресса, каждая из которых имеет связь с такими изменениями в функционировании нервной и эндокринной систем, как:
1) реакция тревоги,
2) сопротивляемость стрессу,
3) стадия истощения.
Селье ввел понятие «стрессоры», под которым понимал воздействия, вызывающие стрессовую реакцию. Многие ученые критикуют данное определение, видя в нем тавтологическую цепочку.
Мак-Грат определяет стресс как «существенный дисбаланс между требованием и возможностью прореагировать, в условиях, когда неспособность выполнить требование, ведет к важным последствиям».
В конце 20-го века, учеными Йексом, Беером и Роберте был проведен анализ крупных журналов, посвященных организационной деятельности, выпущенных в период с 1985-1989 гг. Статьи, в которых упоминались понятия «стресс» или «стрессовый» тщательно анализировались (всего 51 статья), в результате чего было выведено четыре категории, связанные со стрессом и его возникновением:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные труды. //Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Московский психологосоциальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2011, -324 с.
2. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. — СПб.: Питер, 2009 — 336 с.: ил. —(Серия «Практикум»)
3. Дашковский, Д. А. Методы борьбы студентов со стрессовым состоянием на фоне режима самоизоляции / Д. А. Дашковский, К. К. Тихонов, А. Д. Суркова, А. А. Кенесханова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 28 (318). — С. 74-77. — URL: https://moluch.ru/archive/318/72513/ (дата обращения: 22.03.2021)
4. Дунай В.И. Особенности проявления стресса у студентов с учетом условий их проживания / Военная медицина: научно-практический рецензируемый журнал. Белорусский государственный медицинский университет. Изд-во «Белорусский Дом печати». 2012 — № 2 — С. 44–47.
5. Кружкова О.В. Психологическая защита и совладание: к проблеме соотношения и структуры. Материалы 3 международной научно-практической конференции. Психология стресса и совладающего поведения. Том 2 Кострома, 2013
6. Куликов Л. В. / Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2004. — 464 с.
7. Мельник Ш. / Стрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и эффективность в любых ситуациях М.: «Манн, Иванов и Фербер»,2014 — С. 256
8. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. пед.вузов / под редакцией В.А. Сластенина. – 5-е изд., доп. – М.: Академия, 2009 – 200 с.
9. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. пед.вузов / под редакцией В.А. Сластенина. – 5-е изд., доп. – М.:Академия, 2009 – 200 с.
10. Нагирнер И.И. Технологический подход к формированию стрессоустойчивости обучающихся. СПб.: Питер, 2015
11. Наумов А.В., Татаров Д.С., Евтхов А.И., Земцов Н.Н., Наумова И.А. Совладающее поведение личности. Сборник конференций НИЦ Социосфера, 2013 №37 с.165-166.
12. Основы психической саморегуляции / Бильданова В. Р., Шагивалеева Г. Р. // Шагивалеева Г. Р. Учебное пособие для студентов высш. Учеб. заведений. — 2-е изд.,доп. — Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2009. — 116
13. Прокофьев Л. Е. / Основы психической саморегуляции: Учебное пособие /Л. Е. Прокофьев. — Спб.: Изд-во 141 «Лань»,2003. — 67с. 7. Семенова Е. М. / Тренинг эмоциональной устойчивости. — М.: Психотерапия, 2006. — 256 с.
14. Психология здоровья: учебник для вузов / Яковлев В. Н. Машков В. В. Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб.: Питер, 2006. — 607 с. 3. Карпов А. М. / Самозащита от стресса: Издание второе. — Казань: ЗАО «Новое знание», 2003. — 48 с.
15. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти: учеб.посбие. / А.А. Реан - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2010 — 651 с.
16. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии, 2-е изд., / С.Л.Рубинштейн - М, 2012 – 583 с.
17. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. — М.: Азбука, 2014
18. Щербатых Ю. В. / Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2006. — 256 с. Коронавирус и карантин: в самоизоляции процветает домашнее насилие / Н. Смоленцева. https://www.dw.com/ru/ (22.03.2021)
19. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. Изд. 2-е /Ю.В.Щербатых. СПб.: Питер, 2012 — 256с.