Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. Социальная поддержка населения в Российской Федерации существует в виде особого социально-защитного института, а его сущность составляет совокупность закрепленных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение с их помощью социально-приемлемого уровня жизни.
Назначение социальной защиты состоит в том, чтобы путем возложения на государство обязанности по предоставлению конкретных мер социальной защиты отдельным слоям населения обеспечивалось поддержание социальной стабильности в обществе, стимулировалось воспроизводство народонаселения, восстанавливался общественный статус нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп.
Государственная система социальной защиты населения в значительной мере подкрепляется местными ресурсами. Основным источником формирования бюджетов всех уровней, особенно местных бюджетов, являются налоги.
В науке социальной защиты этот вопрос был и остается предметом исследования многих как отечественных, так и зарубежных ученых. Среди них следует назвать прежде всего Болотина Н.Б., Сташкива Б.И., Прилипко С.М., Фогеля Я.М., Захарова М.Л., Тучкову Е.Г., Гусова К.Н., Путило Н. В. и других.
Объект исследования - система социальной защиты в РФ.
Предмет работы - финансирование мероприятий по социальной защите населения.
Цель работы – рассмотреть источники финансирования социальной защиты.
Задачи работы:
-рассмотреть организацию системы социальной защиты населения в РФ;
- проанализировать актуальные проблемы защиты социальных прав граждан в РФ;
- изучить финансирование социального обеспечения и социальной защиты граждан Российской Федерации;
- рассмотреть проблему финансирования государственной социальной защиты населения.
Методы исследования - системный, аналитический, метод исследования литературы.
Глава 1. Социальная защита в РФ
1. 1. Организация системы социальной защиты населения в РФ
В России были приняты два федеральных закона, регламентирующих общие принципы предоставления социальных услуг и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов. С формально-правовой точки зрения они не уступают аналогичным западным законам. В них подчеркивается необходимость обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг для пожилых людей, ориентация обслуживания на индивидуальные потребности и приоритет мер по социальной адаптации пожилых.
«Одной из мер по улучшению ситуации в сфере социальной защиты населения является предоставление регионам возможности поиска дополнительных нестандартных решений, например, стимулирование 50 благотворительной деятельности, разработка нетрадиционных видов социальной защиты населения, таких как санаторий на дому или учреждение социального обслуживания на колесах»1.
Организация социальной защиты населения осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях власти. Федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации в области социальной защиты населения является Министерство труда и социальной защиты населения Российской Федерации. Правительство Российской Федерации напрямую занимается руководством деятельности Министерства труда и социальной защиты населения. В состав центрального аппарата Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации с целью решения вопросов, которые непосредственно касаются социальной защиты населения, входят Департамент по делам инвалидов и Департамент демографической политики и социальной защиты населения.
В свою очередь, Департамент по делам инвалидов обеспечивает деятельность Министерства по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию непосредственно в сфере социальной реабилитации и интеграции инвалидов.
«В задачи федерального уровня власти входят установление основ государственной социальной политики, правовое регулирование отношений в социальной сфере, а так же разработка федеральных программ социального развития страны, разработка и утверждение государственных минимальных социальных стандартов федерального уровня и обеспечение государственных гарантий их реализации»2. Субъекты разрабатывают основы региональной социальной политики, учитывая исторические и культурные традиции территории, устанавливают региональные социальные стандарты и нормы, которые учитывают государственные минимальные социальные стандарты, заботятся о сохранении и укреплении социальной инфраструктуры, находящейся в собственности субъектов РФ и организуют подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников в области образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения, а также обеспечивают соблюдение законодательства Российской Федерации. Муниципальный уровень власти должен конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, определенных в рамках федеральной и региональной социальной политики.
Основной задачей органов местного самоуправления, является непосредственное предоставление комплекса социальных услуг, обеспечивающих условия жизни человека и его непрерывное воспроизводство. На основе региональных норм органами местного самоуправления разрабатываются местные социальные нормы и нормативы, которые учитывают специфику того или иного муниципального образования. Так же, следует отметить, что одной из немаловажных задач органов местного самоуправления является формирование и реализация муниципальной социальной политики.
Социальная политика на муниципальном уровне представляет собой систему определенных целей, задач и механизмов их реализации, которые направлены на обеспечение населения социальными услугами, а также на содержание и развитие социальной сферы муниципального образования. Данная политика строится, прежде всего, на основе социальной политики государства и взаимодействии с органами государственной власти, особенно с органами власти субъектов Российской Федерации.
«Через муниципальную социальную политику реализуются как собственные полномочия местного самоуправления, так и переданные на муниципальный уровень государственные полномочия в социальной сфере. Реализация социальной защиты населения происходит всегда за счет мощной государственной поддержки. Именно государственные рычаги и механизмы способствуют наиболее эффективному функционированию социальной защиты населения»3.
Изменение социальной структуры общества, основных социальных институтов, а также экономические трудности увеличили за последние время число граждан, которые нуждаются в социальной защите, в получении минимальной социальной помощи. Все эти факторы связаны с различными
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Адамова Р. Л. Социальная защита населения / Р. Л. Адамова // Экономика и управление в условиях современной России. – 2019.- С. 123-142.
2. Барановская П.П. Социальная политика в современных условиях экономики / П.П. Барановская // сборник статей по материалам всероссийской научно-практической конференции: Экономика и управление в условиях современной России. – 2018. - С. 125-129.
3. Беженцев Н.С. Основы социального управления [Текст] / Н.С. Беженцев // Вопросы социальной защиты населения. − 2016. − № 1. – С. 54.
4. Вербицкая О.П. Условия реализации социальной политики / О.П. Вербицкая // научный электронный журнал «экономика для нас» – 2018. - № 11 (29). – С. 147-148.
5. Галаганов, В.П. Право социального обеспечения: учеб. пособие / В.П. Галаганов. СВ. Харитонова. - М: Академия, 2016. – 181 с.
6. Гахова А.В. Социальная безопасность — основа социальной политики [Текст] / А.В. Гахова // Социологические исследования. − 2015. − № 2. − С. 71.
7. Должнекова, Г Д. Право социального обеспечения: учеб. Пособие / Г. Д. Должнекова. - М.: Юрайт, 2017. – 74 с.
8. Зудаева В.В. К вопросу о механизмах регулирования и защиты социальных прав граждан Российской Федерации / В. В. Зудаева // Modern Science. - 2019. - № 6-3. - С. 82-85.
9. Марченко С.Н. Механизмы социальной политики / С.Н. Марченко // Научный электронный журнал. – 2019. - № 11 (29). – С. 149-156.
10. Социальная политика. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://volga.rosoperator.ru/ socio-economic-development/social-policy/ (дата обращения 01.03. 2021).
11. Хмырева О.Н. Финансирование социальной защиты населения в РФ / О. Н. Хмырева // Научный электронный журнал «Мир вокруг нас» – 2019. - № 11 (29). – С. 27-32.