Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На нынешнем этапе мирового экономического развития назревает вопрос экономической интеграции.
В последние годы формирование интегрированного набора процессных групп продолжает усиливаться, в том числе тех, которые охватывают страны, находящиеся на разных этапах социально-экономического развития.
В этом контексте особый интерес представляет рассмотрение вопросов сближения интеграции Казахстана и ЕС, отношений Республики Казахстан с Европейским Союзом или, в частности, места Европейского Союза во внешней политике страны. Республика Казахстан. Так почему же Казахстан так заинтересован в том, что происходит в Европе? Во время своего первого визита в Германию и Францию Президент Н.А. Назарбаев ответил на вопрос журналиста во время пресс-конференции, который спросил его об этом. Назарбаев сказал, что часть территории Казахстана находится в Европе и поэтому Казахстану небезразлично, что происходит в Европе.
Республика Казахстан, как соединяющий транспортный коридор между Европой и Азией, ее природные ресурсы (особенно углеводороды), горнодобывающая промышленность и геополитическое положение, привлекают Европу и ЕС. В целом, Центральная Азия, включая Казахстан, - районы, которые малоизвестны миру, особенно Европе и Европейскому Союзу.
Цель данной работы исследование отношений и перспектив сотрудничества между Казахстаном и Европейским Союзом в энергетическом аспекте.
В соответствии с поставной целью выявлены следующие задачи исследования:
Изучить систему построения и развития отношений между ЕС и Республикой Казахстан;
Рассмотреть отношения ЕС и Казахстана на современном этапе цели на бедующее;
Изучить вопрос: Республика Казахстан и Европейский Союз: природа и характеристики энергетического сотрудничества;
Определить Роль энергетических факторов во взаимодействии Казахстана и ЕС ;
Выявить состояние и перспективы энергетического сотрудничества в Казахстане.
Объектом исследования выступают отношения ЕС и республики Казахстан, а предметом роль энергетического фактора во взаимоотношения Европейского союза и Казахстана, и стран Центральной Азии.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили законодательные, нормативные и нормативные правовые акты Республики Казахстан и ЕС, научные статьи ведущих российских, зарубежных и казахстанских ученых по соответствующей тематике, а также Интернет-ресурсы.
Структура работа включает в себя введение, три главы, заключение и список использованной литературы
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
1.1 Построение и развитие отношений между ЕС и Республикой Казахстан
После обретения независимости Республика Казахстан стала самостоятельным субъектом международных политических и экономических отношений, поэтому необходимо определить приоритеты внешней политики страны. Одним из таких приоритетов, несомненно, является двустороннее сотрудничество между Казахстаном и Европейским Союзом. В целом внешнюю политику Казахстана условно можно разделить на четыре периода.
Первый - время становления и формирования внешней политики (первая половина 90-х годов). Второй период характеризуется углублением и развитием деятельности республики. Третий период восходит к трагическим событиям 11 сентября, после которых произошли определенные изменения во внешней политике в новой стратегической среде Казахстана [7, с.140].
Текущая ситуация в Казахстане определяет решение о сотрудничестве и партнерстве с несколькими векторами. И один из этих векторов - европейское направление. Во-первых, интерес Казахстана к работе с Европейским союзом проистекает из высокой степени интеграции в Западной Европе, а также из того факта, что часть территории Казахстана находится на европейском континенте, и Казахстан заинтересован в том, что произошло в Европе.
ЕС рассматривал поддержку демократических институтов как приоритет своей политики на востоке. Концепция СНГ для ЕС была основана на идее, что техническая и финансовая помощь из Европы поможет стабилизировать экономически новые независимые государства, укрепить демократию и, таким образом, свести к минимуму риск дестабилизации [7, с.140].
К концу 1994 года были созданы все экономические и политические предпосылки и условия для всестороннего сотрудничества между Казахстаном и Европейским Союзом. Эта потребность ощущалась с обеих сторон. В свою очередь, Казахстан приложил все усилия, чтобы поднять отношения с Европейским Союзом на высший уровень, открыв представительство Республики Казахстан в Брюсселе, приняв программы сотрудничества и технической помощи и создав условия для реализации этих программ.
Особое место во внешней политике Казахстана занимает сотрудничество с Европейским Союзом, занимающим лидирующие позиции в мировой политике и экономике. Поддержание отношений на высоком уровне между нашей республикой и Европейским Союзом является приоритетом
В этом отношении действия ЕС можно разбить на четыре периода:
Первый период, который охватывает период 1991–1995 гг. показал, что стратегия ЕС в отношении стран Центральной Азии была продолжена в следующих направлениях:
стабилизация внутриполитической ситуации в республиках Центральной Азии;
различные виды приветствий демократическим нововведениям и европейским моральным нормам;
экономическая поддержка выхода новых демократических республик на рынок и построения внешнеэкономических связей [19, с.109].
Достижение этих целей стало эффективным только за счет финансирования вышеуказанных областей путем заключения межправительственных соглашений в форме беспроцентных займов или займов.
Параллельно с финансовой поддержкой ЕС он отслеживал внутриполитическую ситуацию при поддержке международных и европейских организаций (например, ОБСЕ, Комиссара ООН по делам беженцев, Совета Европы и т. д.).
Причина такой политики заключается в том, что многие республики Центральной Азии осознают, что они получают финансовую поддержку для проведения реформ в республиках Центральной Азии, которые должны соответствовать европейским стандартам.
В отношении Республики Казахстан следует отметить, что Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Республикой Казахстан и ЕС было подписано в Брюсселе 23 января 1995 года.
Соглашение в 1997 году было одобрено в мае , а в 1999 году 1 июня вступило в силу «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве» является важнейшим двусторонним соглашением для развития политических, экономических и культурных отношений между Республикой Казахстан и ЕС. Соглашение закрепило стремление обеих сторон укреплять демократию, уважение прав человека, верховенство закона и рыночную экономику и заложило основу для конструктивного политического диалога.
Второй период (1996-2000 годы) можно охарактеризовать как период разочарования, охватившего страны ЕС после осознания этого в 1991-1995 годах. По мнению ЕС, республикам Центральной Азии так и не удалось приблизиться к европейским стандартам рыночной экономики и демократии.
В то же время, в неспокойное время навязать свою идеологию внутриполитической ситуации в краевой республике. Демократия по западному образцу запустила комплексный религиозный процесс, который во многом привел к деструктивным настроениям республики в регионе. В данном случае это событие 1999- го года, когда впервые в Кыргызстан вторглись исламские боевики [6, с.173].
В результате Центральная Азия в этот период была очагом напряженности и нестабильности, масштабы которой не только замедляли процессы ЕС в регионе, но и отдаляли европейские страны от самих себя [2].
Третий период (2001-2004 гг.) Можно в общих чертах охарактеризовать как попытку ЕС перезапустить свои программы для достижения трех основных целей:
формирование и развитие демократического общества в республиках Центральной Азии;
финансовая поддержка со стороны республик региона для стран ЕС и, соответственно, текущей политики ЕС;
реализация ряда мер по стабилизации внутриполитической ситуации в республиках Центральной Азии.
Экономическая заинтересованность Европы в разработке энергетических и других минеральных ресурсов в Каспийском регионе, особенно в Казахстане, реализуется.
Сейчас в Казахстане работают крупнейшие европейские компании, такие как TotalFina, Agip, Eni, Shell, British Gas, British Petroleum и др.
Стоит также отметить, что в после инцидента 11 сентября США, ЕС пересмотрел свою политику в отношении стран Центральной Азии, сосредоточив внимание на укреплении регионального сотрудничества. В этом контексте были изменены система и стратегия предоставления помощи ЕС, а программа ТАСИС была пересмотрена. Индикативная программа на 2000-2004 гг. Стала первой программой, разработанной с учетом новых инициатив ЕС по внедрению комплексного подхода к отношениям с центральноазиатским регионом.
Общий бюджет трех годовых программ действий в рамках индикативной программы составлял 150 миллионов евро (каждая программа 50 000 миллионов евро). Средства для плана действий предназначены исключительно для использования всеми странами региона: Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Узбекистаном, включая национальные и региональные проекты TACIS.
На Казахстан затрачена небольшая доля программ и бюджета, в дополнение к региональным программам, всего 550 миллионов евро, разделенных на следующие разделы.
Здесь следует отметить, что по сравнению с другими странами региона, сумма средств, выделяемых Казахстану по этому плану, является наименьшей, поскольку ЕС принимает во внимание высокие темпы экономического развития Казахстана и процветание казахстанского общества.
Четвертый этап, который мы переживаем, направлен на укрепление и расширение позиций ЕС в Центральной Азии и Каспийском регионе. На сегодняшний день ЕС уже разработал свое видение будущего Центральной Азии как региона, который может стать препятствием для незаконного оборота наркотиков, нелегальной иммиграции и религиозного экстремизма.
В то же время, с устойчивым ростом спроса на энергоресурсы стран ЕС. ЕС активизирует меры в Каспийском море. Было показано, что, в отличие от прошлого, Европейский Союз уделяет больше внимания экономике и энергетике, взяв за основу демократизацию, плюрализм взглядов и вопросы прав человека[33, с.10].
Казахстан - крупнейший торговый и инвестиционный партнер ЕС в Центральной Азии. Казахстан является поставщиком экспорта Италии (7,9 %), Франции (2,2 %), Нидерланды ( 1,4 %), Великобритании и Германии (на долю каждой приходится 1,5 %). Следует отметить, что страны ЕС считают Казахстан страной, поставляющей энергию и полезные ископаемые на Запад. Среди казахстанского экспорта в Европейский Союз основными товарами являются нефть и нефтепродукты, цветные металлы, сельскохозяйственная, химическая и минеральная продукция, а также текстиль. Торговля между Казахстаном и ЕС уже 2019 достигла 105 миллиардов долларов. [27, с.41].
В результате расширения ЕС территория, население и общий экономический потенциал Европейского Союза значительно увеличились. В контексте расширения экономические и валютные союзы подходят к концу, значительный прогресс был достигнут в создании политических союзов и углублении сотрудничества в сфере безопасности.
Помимо этого, его расширение приблизило ЕС к Центральной Азии в географическом плане, что объективно увеличивает важность ряда совместных проектов, в том числе в области транспорта, связи и энергетики. Подход Европейского Союза к границам стран СНГ также является очень позитивным событием для Казахстана, что отвечает прагматическим интересам республики. С присоединением новых стран к Европейскому Союзу расширяется прямой доступ к огромному внутреннему европейскому рынку, который предоставляется государствам-партнерам из Центральной Азии в рамках ранее заключенных соглашений с ЕС. Если их продукция соответствует европейским требованиям, экспортеры из Центральной Азии могут доставлять товары во все страны ЕС, используя систему наибольшего благоприятствования (НБН) в отношении пошлин и налогов [5, с. 35].
Особое внимание следует уделить политическому аспекту отношений между Казахстаном и Европейским Союзом. Они не были настолько незаметны, что, в отличие от рассмотренных ранее периодов, ЕС больше сосредоточил свои усилия на экономическом и энергетическом секторах, оставив вопросы демократизации, плюрализма мнений и прав человека на заднем плане.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Van Schoor B. Fighting Corruption Collectively. Springer VG. 2017. P. 72. URL: https://doi.org/10.1007/978-3-658-17838-3_1
2. Абыкаев Н. Казахстан - Европейский Союз: партнерство и сотрудничество // Казахстанская Правда. 2020, 24 июня, № 158-159.
3. Абыкаев Н.А., Кузнецов О.Л., Бектур- ганов Н.С., Сапицын А.Т., Зейнуллин А.А., Щеулин А.С. Концепция стратегии устойчивой энергетики Казахстана до 2050 г. - 2017. - 154 с.
4. Агеев А.И., Абрамов В.Н., Кузык Б.Н. и др. Нефть Евразии: формирование общего рынка ЕАЭС. М.: Институт экономических стратегий РАН, 2016. 404 с.
5. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Россия в новой экономической реальности. М.: Институт экономических стратегий РАН, 2016. С. 349-350.
6. Акказиева Гульнура Ильясовна Современная центральноазиатская политика Европейского Cоюза: тенденции развития // Вестник МГИМО. 2012. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-tsentralnoaziatskaya-politika-evropeyskogo-coyuza-tendentsii-razvitiya (дата обращения: 09.03.2021).
7. Бурнашов И.Л. Торгово-экономические отношения Европейского Союза со странами Центральной Азии // Европейский Союз и Центральная Азия. - Алматы, 2020.
8. Внешняя политика стран СНГ: Учеб. пособие для студентов вузов / Ред.- сост. Д. А. Дегтерев, К. П. Курылев. - М.: Издательство «Аспект Пресс», 2017. — 496 с.
9. Вовк В., Харитонова Н. Внешнеполитические приоритеты стран Центральной Азии // http: // www. ia-centr. ru/public_details. php? id=137
10. Гусев Л. Сотрудничество Казахстана и Запада в сфере энергетики // Научно-Аналитический журнал Обозреватель. - 2017. - №10. - С. 53-60.
11. Денисон М. ЕС и Центральная Азия:Выгодное энергетическое сотрудничествою. Рабочий доклад EUCAM № 2 (электронная версия)
12. Европейский Союз и Центральная Азия: Стратегия нового партнерства // http://eeas.europa.eu/central_asia/docs/2020_strategy_eu_centralasia_ru.pdf
13. Есдаулетова А.М. Энергетическая без-опасность: Европейский Союз, Россия, Казахстан // Политическая экспертиза. - 2018. - №3. - С. 141-152.
14. Есдаулетова Ардак Мэлсовна Энергетическая безопасность: Европейский союз, Россия и Казахстан // ПОЛИТЭКС. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/energeticheskaya-bezopasnost-evropeyskiy-soyuz-rossiya-i-kazahstan (дата обращения: 09.03.2021).
15. Жанбулатова Р. Энергетическая дипломатия ЕС в Центральной Азии на примере сотрудничества Франции и Казахстана // Concorde. 2018. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/energeticheskaya-diplomatiya-es-v-tsentralnoy-azii-na-primere-sotrudnichestva-frantsii-i-kazahstana (дата обращения: 09.03.2021).
16. Жильцов С.С. КАСПИЙСКАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ Москва, 2020.
17. Жильцов С.С. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАЗАХСТАНА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ// Жильцов С., Зонн И.// Центральная Азия и Кавказ. 2019. Т. 22. № 4. С. 67-76.
18. Жильцов С.С. ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО НА КАСПИИ: НОВАЯ КОНФИГУРАЦИЯ Международная жизнь. 2019. № 7. С. 46-55.
19. Жильцов С.С. РОЛЬ ЕАЭС В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ. В сборнике: БОЛЬШАЯ ЕВРАЗИЯ: РАЗВИТИЕ, БЕЗОПАСНОСТЬ, СОТРУДНИЧЕСТВО. Ежегодник. РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; Отв. ред. В.И. Герасимов. Москва, 2021. С. 211-213.
20. Жильцов С.С. ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: НОВАЯ ВОЛНА ВОДНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И СОЗДАНИЯ ТРУБОПРОВОДНОЙ АРХИТЕКТУРЫ// Жильцов С., Пархомчик Л., Слизовский Д., Медведев Н. // Центральная Азия и Кавказ. 2018. Т. 21. № 2. С. 19-31.
21. Жильцов С.С. ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ: ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. 2020. № 1 (23). С. 143-160.
22. Жильцов С.С. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ В сборнике: Ситуация в Афганистане и формирование региональной системы безопасности в Центральной Азии. материалы X Международной научной конференции. Российский университет дружбы народов. 2019. С. 153-170.
23. Иванов Д.А. Нормативно-правовое регулирование внешнеэкономического диалога Казахстана и Европейского союза // Экономика и предпринимательство. 2016. № 12. C. 682-685.
24. Иванов Д.А. Особенности внешнеэкономического сотрудничества Казахстана с Евросоюзом: итоги и перспективы // Экономические стратегии. 2017. № 3. С. 80-89.
25. Иванов Д.А. Роль энергетического фактора во взаимодействии Казахстана с европейским союзом // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2017. №9 (354). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-energeticheskogo-faktora-vo-vzaimodeystvii-kazahstana-s-evropeyskim-soyuzom (дата обращения: 09.03.2021).
26. Кулбатыров Нурлан Найзабекович, Тулепбекова Айжан Асылбековна Энергетический аспект евразийской интеграции // Евразийская Экономическая Интеграция. 2019. №1 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/energeticheskiy-aspekt-evraziyskoy-integratsii (дата обращения: 09.03.2021).
27. Кулназаров Рустем Тоинбекович Центральноазиатский вектор энергетической политики Европейского Союза // Евразийский Союз Ученых. 2019. №8-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsentralnoaziatskiy-vektor-energeticheskoy-politiki-evropeyskogo-soyuza (дата обращения: 09.03.2021).
28. Курмангужин Рустем Салимович О вкладе Казахстана в создание Стратегии нового партнерства Европейского Союза со странами Центральной Азии на 2007-2013 гг // Вестн. Том. гос. ун-та. 2017. №360. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-vklade-kazahstana-v-sozdanie-strategii-novogo-partnerstva-evropeyskogo-soyuza-so-stranami-tsentralnoy-azii-na-2007-2017-gg (дата обращения: 09.03.2021).
29. Лаумулин М.Т. Интересы ЕС В Центральной Азии и Каспийском Регионе// Вестник КазНУ.2017 год.№4.(электронная версия)
30. Лаумулин М.Т. Казахстан в современных международных отношениях: безопасность, геополитика, политология. - Алматы, 2020.
31. Лаумулин М.Т. Казахстан и Европейский Союз // Центральная Азия и Кавказ. - 2020. - № 2(8).
32. Лихачев М. А. Нефтяные инфраструк-турные проекты ЕС и Казахстана // Российский Институт стратегических исследований. - 2019. [Электронный ресурс]. / Режим доступа https://riss.ru/analitycs/2609/
33. Макашева К.Н. Европейская программа содействия развитию демократии и демократических институтов в Центральной Азии // Европейский Союз и Центральная Азия. - Алматы, 2020.
34. Макашева К.Н. Интеграционные процессы в Центральной Азии и Европейский Союз // Европейская интеграция и права человека. -Алматы, 2018.
35. Макашева К.Н. Интеграционные процессы в Центральной Азии и Европейский Союз // Европейская интеграция и права человека. -Алматы, 2018.
36. Макенова Асия Базаровна Республика Казахстан и европейский союз: характер и особенности энергетического сотрудничества // Постсоветские исследования. 2018. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/respublika-kazahstan-i-evropeyskiy-soyuz-harakter-i-osobennosti-energeticheskogo-sotrudnichestva (дата обращения: 09.03.2021).
37. Малышева Дина Борисовна Политическое взаимодействие центральноазиатских участников ЕАЭС и европейского союза // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskoe-vzaimodeystvie-tsentralnoaziatskih-uchastnikov-eaes-i-evropeyskogo-soyuza (дата обращения: 09.03.2021).
38. Михайленко Валерий Иванович, Сухроб Рустами, На пути к новой стратегии Европейского Союза для Центральной Азии // История и современное мировоззрение. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/na-puti-k-novoy-strategii-evropeyskogo-soyuza-dlya-tsentralnoy-azii (дата обращения: 09.03.2021).
39. Назарбаев Н. А. Казахстанский путь. - Караганда, 2016 год. - 372 с.
40. Национальный энергетический доклад 2017. - Астана: Ассоциация Kazenergy, 2017 г. - 162 с.
41. Нефть и газ независимого Казахстана: События. Факты. Люди 1991-2016. - Астана: Ассоциация Kazenergy, 2017 - 352 с.
42. Синицкая Виктория Святославовна Роль энергетического сектора российской экономики в формировании внешнеполитической повестки дня на постсоветском пространстве // Постсоветские исследования. 2019. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-energeticheskogo-sektora-rossiyskoy-ekonomiki-v-formirovanii-vneshnepoliticheskoy-povestki-dnya-na-postsovetskom-prostranstve (дата обращения: 09.03.2021).
43. Строков А., Парамонов В. К оценке энергетической политики ЕС, роли и места в ней ЦА// Вестник международной аналитической информации. 2017 год.№6.стр.34-41
44. Токаев Т.К. Нефтегазовое сотрудниче-ство Казахстана с Европейским Сою-зом // Научно-аналитический журнал Обозреватель. - 2019. - №5 (232). - С 70-77.
45. Токаев Тимур Касымжомартович Сотрудничество Республики Казахстан с Европейским союзом // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotrudnichestvo-respubliki-kazahstan-s-evropeyskim-soyuzom (дата обращения: 09.03.2021).
46. Шаимов, А. А. Энергетическая безопасность Казахстана: анализ, оценка и перспективы / А. А. Шаимов, А. Ш. Абдимомынова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 14 (304). — С. 278-282. — URL: https://moluch.ru/archive/304/68540/ (дата обращения: 09.03.2021).
47. Эмерсон М., Бунстр Й. «К ЕврАзии: мониторинг Стратегии ЕС в Центральной Азии» (электронная версия)