Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Музыка как особый вид искусства, аксиологический личностный ориентир, является общечеловеческой духовной ценностью. Современные возможности использования музыки в массовой культуре еще более усиливают ее влияние на социум, поддерживаемое интенсивным развитием звуковоспроизводящей и акустической техники.
Музыка – это сильный фактор воздействия на человеческие чувства и эмоции. Она является одним из средств эстетического воспитания, оздоровления, производственной деятельности, необходимым участником в организации досуга, религиозных ритуалов, атрибутом сопровождения спортивных мероприятий, научных форумов и политических событий, усилителем воздействия на потребителя в рекламе.
Прикладному значению музыки посвящены исследования Б.М. Галеева, В.А. Вахромеева, М.С. Кагана, В.П. Матониса, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, В.И. Петрушина и др.
Роль, функции, возможности, значение музыки в массовом празднике и театрализованном представлении изучали И.И. Воронин, Д.М. Генкин, А.Д, Жарков, А.М. Жукова, Ю.И. Козюренко, В.М. Лензон, Л.М. Марголин, В.А. Попов, В.А. Триадский, В.М. Чижиков и др.
Целью нашей работы является изучение особенностей музыкального оформления культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений.
Задачи:
- рассмотрение музыки как выразительного средства в зрелищных мероприятиях;
- ознакомление с методами и средствами музыкального оформления культурно-массового мероприятия и театрализованного представления;
- изучение возможностей взаимодействия режиссера-организатора культурно-массового мероприятия и театрализованного представления с композитором и звукорежиссером;
- анализ музыкального оформления театрализованного представления «КРАШНАЯ ШАПОЧКА или НОВОГОДНИЙ ТРЭШ. Современная интерпретация известной сказки для любой аудитории», реализованного на базе …………...
Объект исследования – музыкальное оформление зрелищного мероприятия.
Предмет исследования – музыкальное оформление культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений.
Для достижения цели использованы методы теоретического анализа учебной и научной литературы (обобщение, сравнение, синтез, аналогия, абстрагирование), метод отбора и систематизации необходимой информации. Также применены эмпирические методы изучения практического опыта музыкального оформления культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений (наблюдение, беседа, изучение документации).
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические основы музыкального оформления культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений
1.1. Музыка как выразительное средство в зрелищных мероприятиях
Зрелищные мероприятия в трактовке Федерального закона N 193-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» – это «театрально-зрелищные, культурно-просветительные или зрелищно-развлекательные мероприятия, в том числе публичное представление музейных предметов и музейных коллекций» [1].
Одним из важнейших выразительных средств зрелищного мероприятия является музыка.
Музыкальное оформление в версии Большой советской энциклопедии – это сопровождение музыкой драматического спектакля, кинофильма, циркового представления, радиопостановки и т.п. [2]
Музыкальное оформление, по мнению И.М. Мееровича, – это включение в зрелищное мероприятие музыки всех жанров и форм: вокальной, инструментальной, фрагментов симфонических произведений, народной, духовой, эстрадной – в живом звучании и в виде фонограмм [20].
В. Н. Холопова считает, что музыка выполняет функции:
- коммуникативную (объединение большого количества зрителей разного возраста, профессии, социального статуса, национальности и пр.);
- отражения действительности (идей, эмоций, предметного мира);
- этическую (формирование этических идеалов);
- эстетическую (развитие эстетического чувства, суждений);
- катартическую (очищение души средствами музыки, переживание эмоций, недоступных в реальной жизни, и освобождение от них);
- гедонистическую (предоставление удовольствия, радости и наслаждения);
- каноническую (канонизирование образов, придание им святости и торжественности);
- эвристическую (творческий поиск при обдумывании проблем);
- познавательно-просветительную (трансляция исторических знаний, мировоззренческих позиций);
- компенсационную (восполнение недостатков переживаний, впечатлений, высветление жизни);
- прагматическую (решение практических задач) [29].
Драматургические функции музыки в театрализованном представлении рассматривал Л.М. Марголин:
- создание эмоциональной атмосферы (задать и поддерживать эмоциональный строй театрализованного представления через создание настроения, идентичного сюжету, или создание настроения, контрастного сюжету),
- создание национального колорита и колорита эпохи (наиболее полно реализуется средствами песни),
- создание характеристики, изображение внутреннего действия, подтекста и состояния (виды музыкальных характеристик: 1) непосредственно создающие образ, реализуемые через сюжетную и условную музыку; 2) косвенно создающие образ (по отношению персонажа к музыке), реализуемые через сюжетную музыку. Основные приемы применения музыкальной характеристики: самохарактеристика (музыка исполняется самим героем), косвенная характеристика (реакция на звучащую музыку), музыка, описывающая принадлежность событию, комическая характеристика),
- обобщение через музыку (придание единой музыкальной характеристики нескольким героям или ситуациям),
- создание и поддержание темпо-ритма (1) музыка и действие имеют одинаковый темпо-ритм (строевой шаг, танцевальные номера, иллюстрация погони, состязания и пр.), 2) музыка и действие имеют разный темпо-ритм (музыка создает иллюзию более быстрого, чем на сцене, или, наоборот, более медленного движения);
- функция лейтмотива (создание музыкального образа, вызывающего ассоциацию с героем или действием. Закрепившись за тем или иным явлением, повторяясь при сходных ситуациях, лейтмотив может быть средством напоминания зрителям о персонаже, о событии и т.д. Лейтмотив может работать как сквозное действие),
- создание контраста (раскрытие скрытого, внутреннего содержания, психологического подтекста) [17].
Функции музыки в зрелищном мероприятии мы сформулируем с учетом классификации М.В. Шумова [32].
1. Музыка может быть авторским комментарием видеоматериала, поддерживающим субъективную позицию автора.
2. Музыка может характеризовать героев и, даже при отсутствии героя, его образ возникает в сознании зрителя при звучании лейтмотива.
3. Музыка может передавать характерные приметы эпохи.
4. Музыка может указывать на географические координаты, национальные особенности места действия или этническую принадлежность героя.
6. Музыка может быть введена в изобразительно-звуковую структуру произведения как его лейтмотив, самостоятельный смысловой элемент, выражающий основную идею, наиболее важный эмоциональный пласт.
7. Музыка может создавать фон для действия, задавать эмоциональную окраску, настраивать на определенный лад.
8. Музыка может участвовать в драматургическом конфликте, являться его носителем.
9. Музыка может выступать в виде сценарного хода – стержня, соединяющего эпизоды программы в единое целое.
10. Музыка может быть организатором темпо-ритма программы. Музыкальное искусство, являясь временным искусством, динамизирует действие, т.е. ускоряет его, или, наоборот замедляет.
Каждое зрелищное мероприятие имеет свои специфические особенности, требующие определенного музыкального решения в соответствии с тем, где она проводится: во дворце культуры, на улице, на стадионе, в парке и т.д. Однако, несмотря на их жанровое разнообразие и условия проведения, музыку в концертно-зрелищной программе можно структурировать следующим образом: музыкальный пролог, музыкальный эпизод, музыкальный номер, музыкальный антракт, музыкальный финал, музыка по ходу действия. Руководствуясь учебной литературой (А.Д. Жарков, В.М. Чижиков, Д.М. Генкин, М.А. Карпушкин, Ю.И. Козюренко, Л.М. Марголин, В.А. Попов, В.А. Триадский) Р.М. Сагдеева сделала характеристику всех перечисленных структурных компонентов, которую мы берем за основу в нашей работе [27].
Музыкальный пролог выполняет функции вступления или экспозиции. Его цель – концентрация внимания зрителя, это эпиграф, раскрывающий суть произведения, подготавливающий к его эмоциональному восприятию.
Структурное сюжетное построение пролога: вступление, изложение основных тем или темы, заключительную часть, которая может быть переходом к первому эпизоду мероприятия.
Виды музыкального пролога: увертюра, музыкально-пластический плакат, музыкально-сценическая композиция, музыкальный видеоряд и др.
Музыкальный эпизод (греч. Epeisodion – добавление, вставка) –часть музыкальной пьесы, имеющая относительно самостоятельное значение и в ряде случаев основанная на новом контрастном материале [22].
В зрелищном мероприятии музыкальный эпизод – относительно самостоятельный фрагмент или раздел программы, содержание которого раскрывается с помощью выразительных средств музыкального языка. Характеризуется логичностью и драматургической законченностью построения.
Вставной музыкальный номер – самостоятельное музыкальное произведение, вставленное в ткань мероприятия и работающее на раскрытие режиссерского замысла.
Музыкальный антракт – связующее звено между
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 18 июля 2019 г. N 193-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_329296/ (Дата обращения 10.03.2021)
2. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru/contents.nsf/enc3p/ (Дата обращения 10.03.2021)
3. Бабич Н.Ф. Композиционные особенности компилированных музыкальных текстов в пластическом театре // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 6(49). С. 431-435.
4. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 2014. 253 с.
5. Воронин И.И. Воспитательный потенциал музыкально-развлекательных программ в учреждениях культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2010. № 4. С. 137-140.
6. Галеев Б.М. Философские проблемы светомузыкального синтезирования как формы отражения действительности: автореф. дис. на соиск. … канд. филос. наук. Казань, 1973. 34 с.
7. Генкин Д.М. Массовые праздники. М.: Просвещение, 1975. 140 с.
8. Горюнова И.Э. Звуковая сфера современного массового зрелища. Вопросы звукорежиссуры // Искусство и образование. 2010. № 2(64). С. 61-73.
9. Зубрильчева В.В. Специфика деятельности звукорежиссеров в учреждениях культурно-досугового типа // Знание. Понимание. Умение. 2018. № 2. С. 215-222.
10. Жарков А.Д., Чижиков В.М. Музыкальное оформление культурно-досуговых программ // Культурно-досуговая деятельность: учебн. М.: МГУК, 1998. С. 317-356
11. Жукова А.М. Формирование музыкально-постановочной компетенции у режиссеров театрализованных представлений и праздников : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2012. 23 с.
12. Игнатов П.В. Эволюция средств художественной выразительности в творчестве звукорежиссера : автореф. дис. ... канд. искусств. Санкт-Петербург, 2006. 26 с.
13. Каган М.С. Музыка в мире искусств. СПб.: LIT, 1996. 232 с.
14. Козюренко Ю.И. Основы звукорежиссуры в театре. М.: Искусство, 1975. 248 с.
15. Кокорев Ю.Г. Технология музыкального оформления сказок // Развитие системы высшего образования в сфере культуры: научный и образовательный опыт: материалы Международной научно-практической конференции. Орел, 26-27 марта 2015 года. Орел: Орловс. гос. ин-т культуры, 2015. С. 377-379.
16. Лензон В.М. Музыка в театрализованном представлении : учеб. пособие. М.: МГУКИ, 2008. 175 с.
17. Марголин Л.М. Музыка в театрализованном представлении. М. : Сов. Россия, 1981. 86 с.
18. Матонис В.П. Музыка в системе эстетического воспитания : автореф. дис. ... докт. филос. М.: 1990. 41 с.
19. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1979. 254 с.
20. Меерович И.М. Музыка как выразительное средство спектаклей драматического театра // Мастерство режиссера / под общей ред. Н. А. Зверевой. М.: РАТИГИТИС, 2007. С. 368-381.
21. Моисеенко Ю.П. Звукорежиссура театрализованных представлений и праздников как вид художественного творчества // Universum: филология и искусствоведение. 2019. № 5 (62). С. 4-10.
22. Музыкальная энциклопедия [Электронный ресурс] // Словари и энциклопедии на Академике. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_329296/ (Дата обращения 10.03.2021)
23. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального воздействия. М.: Музыка, 1978. 383 с.
24. Петелин Ю., Петелин Р. Звуковая студия в РС. СПб.: БХВ-Петербург, 1998. 255 с.
25. Петрушин В.И. Музыкальная психология: учеб. пособие. М.: Трикста; Акад. проект, 2008. 398 с.
26. Попов В.А. Звуко-шумовое оформление спектакля. М.: Искусство, 1961. 180 с.
27. Сагдеева Р.М. Музыкальное оформление культурно-досуговых программ [Электронный ресурс] // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: a href="https://scienceforum.ru/2019/article/2018017459">https://scienceforum.ru/2019/article/2018017459 (Дата обращения 10.03.2021).
28. Триадский В.А. Основы режиссуры театрализованных представлений : учеб. пособие. М. : МГИК, 1985. 73 с.
29. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. СПб.: Питер, 2000. 261 с.
30. Чечетин А. И. История театрализованных представлений : учеб. пособие. М.: МГУКИ, 1999. 80 с.
31. Шевцова А.М. Музыкально-постановочные компетенции режиссеров театрализованных представлений и праздников // Педагогика искусства. 2010. № 3. С. 200-207.
32. Шумов М.В. Функции музыки как средства звуковой выразительности // Евразийский научный журнал. 2016. № 12. С. 527-528.