Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В научном издании есть элементы, которые вводят читателя в книгу, ориентируют в ней, объясняют ее смысл, указывают ее место в потоке своих сравнений. Это предисловие и вступительная статья. Они призваны подготовить читателя к рациональному использованию опубликованной научной информации и более глубокому, осознанному ее усвоению.
Предисловие может быть представлено автором, может быть написано редактором, издателем, в сборниках научных трудов - автором. Хотя предисловие написано об издании, на самом деле оно должно быть самостоятельным произведением, раскрывающим особенности этого издания. В ней излагаются и объясняются отличительные стороны содержания и формы (структура, язык, стиль) основного произведения, раскрываются его жанровые особенности.
В предисловии к сборнику дается характеристика составляющих его произведений, обсуждаются принципы его формирования, приводятся сведения об авторах. Когда сборник запущен, предисловие обычно публикуется в первом (первом) издании, впоследствии оно может иметь место, при необходимости, для объяснения каких-либо изменений в планах издания сборника - скажем, изменения тематического профиля, структуры, состава редколлегии. В юбилейном сборнике Предисловие дает характеристику событию, обобщает конкретный результат достижений в соответствующей научной области или в разработке проблемы той или иной темы. Обычно сборник материалов научных съездов, конференций не обходится без предисловия. Есть общая информация о форуме, о его темах, событиях, об участниках, о рассмотренных и выдвинутых проблемах, ходе их обсуждения, основных результатах, планах, программах.
Предисловие к научной монографии содержит объяснение обусловленности ее издания, дает характеристику проблемы, цели ее разработки, особенностей метода исследования, теоретических, эмпирических основ и условий исследования, отмечает своеобразие концепции автора. В коллективной монографии Предисловие может содержать сведения о ее авторах и личном научном вкладе каждого отдельного человека.
Вступительная статья как элемент аппарата может быть опубликована вместе с предисловием или независимо от него. Как и предисловие, органически связанное с основным материалом, вступительная статья освещает вопросы творчества ученого, его путь в науку, раскрывает научное значение и историю вопроса, проблемы, улавливает связанные с ними научные вопросы.
Научная самостоятельность вводной статьи свидетельствует о том, что это, как правило, авторская работа известного ученого, видного специалиста. Поэтому иногда вводная статья заменяется самостоятельной работой серьезного ученого, тематически связанной с опубликованным научным изданием. Такая работа, выполняющая роль вводной статьи, находит применение как в научных монографиях, так и в сборниках научных трудов.
В некоторых научных изданиях может быть опубликовано послесловие. Это относится прежде всего к переводным изданиям или к работам на исторические темы. Послесловие необходимо для объяснения современного понимания научной проблемы, роли автора в изучении темы исследования, специфики подходов и концепций отечественных и зарубежных ученых.
Вводная статья содержит аналитический материал, который должен наиболее широко ориентировать читателя в литературном процессе и в конкретном литературном произведении. Она знакомит с автором и его книгой, характеризует место произведения в творчестве автора.
Тип вводной статьи в публикациях художественного произведения зависит от типа выпуска. Существуют различные типы вводных статей. По жанровым характеристикам они могут быть основаны на литературно-монографическом исследовании, критическом библиографическом материале, мемуарном плане, биографическом очерке, литературном портрете автора, анализе произведения (произведений) в смысле творчества писателя. Большая часть вступительных статей относится к изданию классических произведений.
Во вступительных статьях в изданиях произведений всех видов литературы, кроме художественной, содержатся сведения об авторе, его деятельности, творческих исканиях, философских взглядах, определяются особенности произведения, характеризуются другие произведения автора.
При всех возможных вариантах вступительная статья всегда является оригинальным произведением. Его авторы-известные литературоведы, книговеды, большие знатоки науки, производственной практики и многие другие важные личности. Для новых изданий всегда пишите новую вступительную статью. Содержание и форма вступительной статьи зависят от индивидуального творческого характера автора, содержания произведения, типологических особенностей издания. Таким образом, вводная статья в научных публикациях может содержать историю вопроса, обзор развития темы исследования, описание проблемной научной ситуации. В сборниках вводную статью можно обобщить по отношению ко всем публикациям. Имеются вводные статьи методологического характера, в которых уточняются принципы отбора материалов для публикации, источники, структура публикации, методы работы авторов. Объем вводной статьи обычно составляет до одного листа автора.
Предисловие и вступительная статья имеют нечто общее: они представляют основной текст, являются частями вихревого аппарата, могут раскрыть достоинства произведения (издания). На этом сходство заканчивается. Предисловие может быть защищено авторским правом, вступительная статья - нет. В отличие от вводных статей, здесь нет заголовков для префиксов. Вступительная статья открывает книгу, только предисловие издателей или редакторов, ссылающихся на всю книгу, включая вступительную статью, может предшествовать ей.
Послесловие близко к вступительной статье, с той разницей, что автор послесловия оперирует материалом произведения в большей степени по отношению к знакомству с ним читателя. Послесловие, однако, не только анализирует и понимает произведение автора с современных позиций, но часто дополняет его современным материалом, давая дополнительную информацию об авторе, его произведении или отдельном произведении. По жанру это может быть статья, очерк, эссе, которые дополняют предисловие и вступительную статью и рассчитаны на восприятие материала после прочтения произведения. Начворт - автор и издатель. Послесловие автора может содержать обобщенный комментарий к тексту произведения. Послесловие редко имеет первоначальный заголовок. Чаще всего используется в переводных изданиях.
В научных публикациях часто после основного текста работы приводится краткое изложение, содержащее наиболее важные положения и выводы авторской работы.
Эти части затекстового аппарата читатели повторяют и во время чтения, и после, что заставляет издателей ставить их ближе к концу издания, дабы облегчить поиск.
Такова цель курсовой работы: изучение вводных статей в массовых литературно-художественных изданиях, их сопоставление.
Вы можете определить следующие задачи:
1. Определение и обязательное условие для вступительных статей в литературно-художественных изданиях.
2. Вывод понятия и структуры публикаций.
Методы работы: поиск информации, присвоение, анализ полученной информации.
Актуальность рассматриваемой проблемы несомненна, так как издатели относятся к формированию издания, в том числе и вступительных статей, невнимательно, тем самым усложняя работу читателей и даже лишая их возможности получить необходимую информацию.
Курсовая работа состоит из введения, Главы первой, Главы второй, заключения и литературы.
Глава 1. Редакция литературно-художественных изданий
1.1 Определение литературно-художественных изданий
Литературные и художественные издания являются самостоятельным типом книжных изданий, они образуют подсистему и имеют свою структуру. В системе литературно-художественных изданий сначала различают жанры и типы публикаций.
Жанровый спектр литературных и художественных изданий включает моноиссы, сборники, избранные произведения и собранные произведения. Структурно-композиционный состав издания (содержащиеся в нем произведения и принципы их отбора для публикации в данном случае являются жанрообразующей чертой).
Различные читательские предпочтения определяются принципами отбора произведений для публикации, на этой основе создается жанровая серия литературных и художественных изданий. Это позволяет издателям целенаправленно продвигать произведения и творчество писателей и дифференцированно удовлетворять самые разные потребности читателей. То есть выбор конкретного жанра публикации и, следовательно, принципы выбора произведения для публикации зависят от издателя.
Каждый жанр литературных и художественных изданий имеет свои варианты.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонова С.Г., Васильев В.И., Жарков И.А. и др. Редакторская подготовка изданий: Учебник / Под ред. С.Г. Антоновой. – М.: ЛОГОС, 2004.
2. Адамов Е.Б., Кричевский В.Г. Оформление справочных изданий. – М.: Книга, 1981.
3. Гольцева Э.В., Александрова А.А., Призмент Э.Л. и др. Справочные издания: Специфические особенности и требования / Под общ. ред. Э.В. Гольцевой. – М.: Книга, 1982.
4. Калинин С.Ю. Как правильно оформить выходные сведения издания: Пособие для издателя. – М.: Экономистъ, 2003.
5. Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник. – М.: Юристъ, 1998.
6. Журнал «Иностранная литература» 01/21 2021.
7. Журнал «Березіль» 11/178/2020 2020.
8. Журнал «Київ» 74А/20 2021.
9. Агбунов М., Античные мифы и легенды. Мифологический словарь - М.: МИКИС, 1994.
10. Васильев В.И. Редакционно-издательская техника. - М.: Книга, 1983.
11. Воронцов Г.А. Основы библиотековедения и работа над книгой. - М.: Высшая школа, 1977.
12. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001.
13. Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В.И. Ярцева. - М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия». 2002.
14. Накорякова К.М. Литературное редактирование, М.: Икар, 2002.
15. Максимов В.И., Бельчиков Ю.А., Голубева А.В., Маркасова Е.В., Солганик Г.Я., Сурикова Т.И., Фатенко Н.А. Стилистика и литературное редактирование: учебник / по ред. проф. В.И. Максимова. - 3-е изд., стереотипное - М.: Гардарики, 2008.
16. Мартынова О.В. Основы редактирования: учебное пособие для учащихся нач. проф. учеб. заведений / О.В. Мартынова. - 5-е изд., перераб.
и доп. - М.: Академия, 2009.
17. Мильчин А.Э., Чельцова Л.К. Справочник издателя и автора. - М.: Логос, 2003.
18. Мильчин А.Э. Методика редактирования текста. - М.: Логос, 2005.
19. ОСТ 29. 133-99. Справочники. Основные виды. Требования к основному тексту, аппарату издания и издательско-полиграфическому оформлению. Введен 05.02.99.
20. Призмент Э.Л. Предметизационные системы и аппарат книги (теория и практика). - М.: Логос, 1999.
21. Редакционная подготовка изданий / Под ред. Антоновой С.Г. - М.: Логос, 2004.
22. Рябинина Н.З. Настольная книга редактора и корректора деловой литературы - М.: МЦФЭЗ, 2004.
23. Стандарты по издательскому делу : сб.док. / сост. А.А. Джиго, Калинин С.Ю. - 3-е изд. - М.: Экономистъ, 2004.
24. Стилистика и литературное редактирование: учебное пособие / О.А. Казакова, С.В. Малервейн, Л.М. Райская, Т.Б. Фрик. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009.