Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В последние несколько лет в России повышение качества и доступности государственных услуг, как одной из функций административного управления, стало одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти.
В данной работе анализируется организация деятельности предоставления государственных услуг общественным объединениям и работы с обращениями граждан, перспективы изменения организации работы с обращениями граждан в условиях цифровой трансформации государственного управления. Такой подход соответствует господствующей в настоящий момент в большинстве развитых стран концепции «сервисного государства», когда государственные служащие рассматриваются как производители общественно значимых услуг, потребителями которых являются как отдельные граждане, так и общество в целом. Проводимые в России административные реформы, кардинально изменили приоритеты в пользу клиентов государственных органов. Их интересы стали рассматриваться в качестве определяющих при оптимизации процессов административного взаимодействия.
Объект исследования – процесс взаимодействия органов государственной власти с общественными объединениями и гражданами при предоставлении государственных услуг.
Предмет исследования – направления оптимизации взаимодействия органов государственной власти с общественными объединениями и гражданами при предоставлении государственных услуг.
Целью исследования является изучение особенности взаимодействия органов государственной власти с общественными объединениями и гражданами при предоставлении государственных услуг, предложение оптимизации их взаимодействия.
Для достижения цели определены следующие задачи работы:
– охарактеризовать сущность предоставления государственных услуг;
– определить роль деятельности по предоставлению государственных услуг в системе целей, задач и функций органов государственной власти;
– рассмотреть особенности взаимодействия государства и общественных объединений;
– изучить особенности взаимодействия органов государственной власти с гражданами при предоставлении государственных услуг;
– предложить рекомендации по оптимизации взаимодействия органов государственной власти с общественными объединениями и гражданами при предоставлении государственных услуг.
Методология исследования определена стоящими перед данной работой целью и задачами. За основу в исследовании принят диалектический метод познания, предполагающий всесторонность, объективность и взаимосвязь исследуемых явлений. Использован также метод системного анализа.
В процессе работы использовались различные теоретические разработки ученых, прежде всего, в области государственного и муниципального управления. Также были использованы научные статьи из периодической печати. Информационной базой исследования послужили действующие нормативно-правовые акты по исследуемой проблеме.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Во вводной части обоснована актуальность работы, выделены предмет и объект исследования, установлены цели и задачи, охарактеризованы используемые методы.
Первая глава носит теоретический характер. В ней раскрыты теоретические аспекты взаимодействия органов государственной власти с общественными объединениями и гражданами при предоставлении государственных услуг.
Во второй главе проведен анализ особенностей взаимодействия органов государственной власти с общественными объединениями и гражданами при предоставлении государственных услуг.
В третьей главе предложены пути оптимизации взаимодействия органов государственной власти с общественными объединениями и гражданами при предоставлении государственных услуг.
В заключительной части курсовой работы дано краткое изложение содержания исследования, сформулированы основные выводы, в которых были даны ответы на поставленные во вводной части задачи.
Список использованных источников содержит перечень публикаций, на которые в курсовой работе делаются ссылки.
Приложение включает иллюстративный материал, необходимый для полноты восприятия работы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ И ГРАЖДАНАМИ ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ
1.1. Сущность предоставления государственных услуг
Государственные услуги – это деятельность, осуществляемая государственными органами, а также иными бюджетными организациями, направленная на обеспечение граждан и юридических лиц различными благами в рамках их компетенций.
Информация, которая создается и собирается данными органами на всех уровнях и во всех сферах общественной жизни, должна быть доступной для каждого гражданина России. Безусловно, существуют запреты на оглашение определенной информации, но все они должны подкрепляться законом и затрагивать небольшую часть всей информации.
В России существует система межведомственного электронного взаимодействия (иначе – СМЭВ), позволяющая органам власти, а также иным организациям (например, банкам, негосударственным фондам), обмениваться данными с целью оказания государственных услуг в электронном виде. Такая информационная система создана и регулируется в соответствии с Федеральным законом РФ от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [4] (далее – Закон № 210).
Данная система, на наш взгляд, вполне эффективна, поскольку она избавила население от необходимости собирать документы в различных государственных органах. Гражданин лишь обязан представить документ, удостоверяющий личность (паспорт, свидетельство о рождении и так далее).
Также в России создан единый портал государственных и муниципальных услуг согласно Закону № 210.
В части 1 статьи 21 Закона № 210 обозначено, что данный портал является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг. Правила оказания электронных государственных и муниципальных услуг закреплены в постановлении Правительства РФ от 26.03.2016 № 236 «О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг» [11]. Данным постановлением должны руководствоваться как органы власти на всех уровнях, так и сотрудники Пенсионного Фонда РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования России, Госкорпорации «Росатом» и Госкорпорации «Роскосмос».
Благодаря единому порталу государственных услуг, заявитель в праве:
– бесплатно получить информацию о порядке и сроках предоставления услуги;
– записать на прием в орган, организацию или многофункциональный центр с целью подачи запроса о предоставлении услуги;
– совершить запрос, используя единую форму, которая ему доступна;
– подать и зарегистрировать запрос или документ, необходимых для предоставления услуги;
– оплатить государственную пошлину за предоставление услуг;
– получить результат о предоставлении услуги, а также сведений о ходе ее предоставления;
– оценить качество предоставления услуги.
Если запрос был подан, учитывая о сроках и порядке предоставления услуги, которые опубликованы как на едином портале, так и на официальном сайте органы, чиновники не вправе отказать в его приеме и исполнении. Также стоит отметить, что заявителю можно вернуться на любой этап заполнения электронной формы запроса, в этом случае ранее введенная информация не будет потеряна. Все запросы сохраняются и доступны для пользователя в течение не менее одного года со дня его формирования.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправках к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ). – Текст : электронный // КонсультантПлюс : некоммерческая интернет-версия. – URL : http://www.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 12.03.2021).
2. Об общественных объединениях : Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ : редакция от 30.12.2020. – Текст : электронный // КонсультантПлюс : некоммерческая интернет-версия. – URL : http://www.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 12.03.2021).
3. О некоммерческих организациях : Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ : редакция от 30.12.2020. – Текст : электронный // КонсультантПлюс : некоммерческая интернет-версия. – URL : http://www.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 12.03.2021).
Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг : Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ : редакция от 30.12.2020. – Текст : электронный // КонсультантПлюс : некоммерческая интернет-версия. – URL : http://www.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 12.03.2021).
5. О персональных данных : Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ : редакция от 30.12.2020. – Текст : электронный // КонсультантПлюс : некоммерческая интернет-версия. – URL : http://www.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 12.03.2021).
6. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти : указ Президента РФ от 9.03.2004 № 314 : редакция от 20.11.2020. – Текст : электронный // КонсультантПлюс : некоммерческая интернет-версия. – URL : http://www.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 12.03.2021).
7. Послание Президента Федеральному Собранию : Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018. – Текст : электронный // КонсультантПлюс : некоммерческая интернет-версия. – URL : http://www.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 12.03.2021).
8. О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг : постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373 : редакция от 03.11.2018. – Текст : электронный // КонсультантПлюс : некоммерческая интернет-версия. – URL : http://www.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 12.03.2021).
9. Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) и территориальных органов государственных внебюджетных фондов (их региональных отделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей : постановление Правительства РФ от 12.12.2012 № 1284 : редакция от 20.11.2018. – Текст : электронный // КонсультантПлюс : некоммерческая интернет-версия. – URL : http://www.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 12.03.2021).
10. Об утверждении Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде : распоряжение Правительства РФ от 25.12.2013 № 2516-р : редакция от 13.10.2017. – Текст : электронный // КонсультантПлюс : некоммерческая интернет-версия. – URL : http://www.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 12.03.2021).
11. О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг: Постановление Правительства РФ от 26.03.2016 № 236: редакция от 21.08.2020. – Текст : электронный // КонсультантПлюс : некоммерческая интернет-версия. – URL : http://www.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 12.03.2021).
12. Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7). – Текст : электронный // КонсультантПлюс : некоммерческая интернет-версия. – URL : http://www.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 12.03.2021).
13. Абдусаламов, Р. А. Требования к организации предоставления государственных и муницпальных услуг / Р. А. Абдусаламов, К. М. Абдусаламов // Закон и право. – 2021. – № 2. – С. 151-152.
14. Бачило, И. Л. Информационное право: учебник для вузов / И. Л. Бачило. – Москва : Юрайт, 2018. – 454 с.
15. Данилин, A. B. Электронные государственные услуги и административные регламенты. От политической задачи к архитектуре «электронного правительства» / А. В. Данилин. – Москва : Инфра-М, 2017. – 336 с.
16. Клечиков, А. В. Блокчейн-технологии и их использование в государственной сфере / А. В. Клечиков, М. М. Пряников, А. В. Чугунов // International Journal of Open Information Technologies. – 2017. – № 12.
17. Коломейцева, А. Г. Место деятельности по предоставлению государственных услуг в системе целей, задач и функций органов исполнительной власти / А. Г. Коломейцева. – Текст : непосредственный // Вопросы формирования и проблемы реализации национальной технологической инициативы в регионах : сборник докладов участников I международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 88-93.
18. Курбатова О. В. Государственные услуги в условиях цифровизации государственного управления / О. В. Курбатова, Л. Л. Сакулина // Вестник Московского университета МВД России. – 2020. - № 4. – С. 186-189.
19. Шабанов, Х. М. Взаимодействие государства и общественных объединений в реализации социальных проблем / Х. М. Шабанов, М. М. Алиев. – Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной науки и образования : сборник статей Международной научно-практической конференции : в 2 ч.. – 2020. – С. 130-132.
20. Единый портал государственных и муниципальных услуг. – URL : https://do.gosuslugi.ru/stat/service/ (дата обращения: 03.12.2019). – Текст : электронный.
21. Статистика по услугам за февраль 2021. – Текст : электронный. URL : https://do.gosuslugi.ru/stat/service/ (дата обращения: 12.03.2021).