Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Вегетососудистая дистония (ВСД) – это комплекс, чаще функциональных, нарушений организма, связанный с дисрегуляцией периферической или центральной части вегетативной нервной системы.
Среди неинфекционных заболеваний детского возраста вегетососудистая дистония является наиболее распространенной патологией с частотой встречаемости от 4,8 до 29,1%. При этом вегетососудистая дистония или ее вариант - нейроциркуляторная дистония - привлекает внимание педиатров, кардиологов и подростковых врачей в связи с тем, что до сих пор не ясно, является ли она самостоятельным заболеванием или фактором риска - предиктором артериальной гипертензии, атеросклероза и ишемической болезни сердца в молодом возрасте.
Глава 1. Синдром вегетативной дистонии у детей
1. 1. Определение синдрома вегетативной дистонии
Обычно вегетососудистая дистония не является самостоятельным заболеванием, а является проявлением внутренних болезней. Факторами, предрасполагающими к возникновению этого расстройства, являются индивидуальные особенности личности и тела, гормональные изменения: переходный возраст, беременность, период лактации. Помимо гормональных изменений, это может быть вызвано хроническим стрессом, а также серьезным заболеванием, чрезмерными физическими упражнениями, тяжелым эмоциональным стрессом.
«Вегетососудистая дистония имеет черты различных недугов. Это психологические, неврологические, а также сердечные и сосудистые нарушения. Вначале вегетососудистая дистония проявляется в виде психологических расстройств: крайней усталости, психологической уязвимости, беспокойства и страха. За ними следуют нарушения со стороны сердца, сосудов и периферической нервной системы. Наиболее частыми проявлениями являются нарушения работы сердца, холодные руки и ноги, повышенная потливость, «скачки» артериального давления, тяжесть или боли в голове и висках, обмороки» .
Вегетососудистая дистония- это нарушение деятельности вегетативной нервной системы, выполняющей в организме две основные функции:
-сохранение и поддержание гомеостаза (температура тела, артериальное давление, частота сердечных сокращений, частота респиратора, выделение пота, скорость метаболизма и т. д.),
-мобилизация функциональных систем организма на адаптацию к условиям окружающей среды (погодные и климатические изменения, условия труда, стрессовые факторы и др.).
Общей классификации заболевания не существует. Опираясь на определенные признаки, вегетососудистую дистонию разделяют на несколько групп:
В зависимости от тяжести проявления ВСД делят на 3 формы:
-легкую – вегетативных кризов нет, симптомы вызывают несущественный дискомфорт;
-среднетяжелую – периодически возникают кризы, человек становится нетрудоспособным во время обострения заболевания;
-тяжелую – обострения и кризы возникают часто.
1. 2. Причины и симптомы вегетососудистой дистонии
Наиболее характерной чертой ребенка является его эмоциональность, которая имеет большое значение для приспособления к окружающим условиям жизни. При выраженных эмоциональных расстройствах возникает стрессовое состояние (психоэмоциональный стресс). Его биологическая роль заключается в мобилизации защитных сил организма. Эмоциональный аппарат ребенка при действии экстремальных факторов одним из первых включается в стрессовую реакцию, так как является аппаратом акцепторного действия. Вслед за этим активируются ВНС и эндокринная система, которые, в свою очередь, регулируют поведенческие акты.
«Первым эмоциональным признаком при вегетативных расстройствах у детей, ассоциированным с психоэмоциональным стрессом, является тревога. В данной ситуации тревога — сигнал, свидетельствующей о недостаточном уровне функциональных резервов организма, необходимых для преодоления угрозы здоровью. Тревога, особенно в комбинации со страхом, указывает на значительное напряжение механизмов психической адаптации» . При хронизации психоэмоционального стресса тревога сменяется депрессией, происходит нарушение мыслительных функций, ухудшаются память и психическое здоровье, возникают психологические проблемы.
Важную роль в организации адаптивных реакций при хроническом стрессе играет нервная система, особенно ее вегетативный отдел. Одной из первых в стрессовый процесс вовлекается эмоциональная сфера. Эмоции принимают активное участие в формировании поведенческого акта, в стимуляции вегетативной и гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой систем, благодаря чему при стрессе в реализацию адаптационно-компенсаторных реакций вовлекаются все иерархические уровни организма.
Глава 2. Ранняя диагностика вегетососудистой дистонии у детей
2. 1. Роль фельдшера в организации доврачебной помощи пациентам с ВСД
Для установления диагноза синдрома вегетативной дисфункции фельдшер проводит обследование. При наблюдении за детьми анализируются данные анамнеза: генеалогического, акушерского, анамнеза жизни с выяснением заболеваний, которые перенес ребенок. Выявляются факторы риска, которые могли привести к развитию ВСД. Оценивается психическое, физическое и половое развитие ребёнка.
Определяются показатели ЧСС, АД, проводятся функциональные тесты и пробы, к примеру, ортостатическая, дыхательная, проба с дозированной физической нагрузкой, медикаментозные пробы и др. Проводятся исследования (ЭКГ, кардиоинтервалография, эхокардиография), характеризующие вегетативный гомеостаз и состояние сердечно-сосудистой системы.
В план обследования детей также могут быть включены: рентгенография черепа, электроэнцефалография (ЭЭГ), УЗИ органов брюшной полости, почек и надпочечников.
По показаниям назначаются консультации врачей: невролога, эндокринолога, кардиолога, гастроэнтеролога.
При клинических проявлениях вегетодистонии преимущественно со стороны сердечно-сосудистой системы у детей можно воспользоваться диагнозом НЦД. Это самая распространенная форма ВСД у детей и подростков, она включена в МКБ-10. Однако у детей при ВСД вегетативные симптомы выявляются, как правило, в нескольких системах и органах и сопровождаются активными жалобами соматического характера. Исходя из этого, о ВСД можно говорить, проанализировав имеющиеся жалобы, проведя дополнительные инструментальные и лабораторные обследования и исключив, таким образом, органическую патологию.
Выделяют четыре степени дистонии, для каждой из них характерны определенные особенности:
- При первой и второй степени ВСД деятельность человека практически не ограничена. В случае головокружения фельдшер может рекомендовать небольшой отдых.
-Третья степень ВСД подразумевает дозированные нагрузки..
- При четвертой степени ВСД необходим постоянный контроль пульса и артериального давления во время физической активности.
2. 2. Клинические проявления и методы диагностики вегетативной
дистонии
В диагностике вегетативной дистонии решающее значение отводится жалобам и клиническим проявлениям. Учитывая сферу влияния вегетативной нервной системы, жалобы могут быть многообразными, свидетельствующими о нарушении регуляции как отдельных органов и систем, так и их одновременной «заинтересованности».
Вегетативная нервная система регулирует непроизвольную (не контролируемую сознанием) активность внутренних органов и состояние систем: сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, эндокринной и других. Она обеспечивает поддержание постоянства внутренней среды, быстро реагируя на любые воздействия, нарушающие это постоянство. В меняющихся условиях внешней среды (стресс, травма) и внутренних изменениях (к примеру, гормональных) вегетативная нервная система обеспечивает адаптацию организма. При определенных условиях происходит срыв адаптационных возможностей, что приводит к нарушению в работе систем органов. Чаще всего это сердечно-сосудистая и дыхательная системы.
Основные жалобы и клинические проявления вегетативной дистонии в зависимости от преобладания ваго- и симпатикотонии приведены на рис 1. Кроме того, таблица используется для оценки одного из параметров вегетативной нервной системы – исходного вегетативного тонуса. Его определение проводится с помощью таблицы, разработанной А.М. Вейном.
«Характерные признаки вегетативной дистонии у детей раннего возраста:
-Значительные колебания частоты сердечных сокращений.
-Сравнительно большее увеличение частоты сердечных сокращений при нагрузке, чем у старших детей.
-Склонность к субфебрилитету после инфекций.
-Гипергидроз.
-Нередки срыгивания.
-Беспокойный сон днем и ночью» .
Дискинезии желудочно-кишечного тракта. Течение вегетативной дистонии может быть: перманентным (наиболее частое) с периодами нарастания симптоматики (декомпенсации) после различных инфекционных, соматических, хирургических заболеваний и в препубертатном, пубертатном периодах. Реже наблюдается пароксизмальное течение с кризами, которые возникают на фоне перманентной (постоянной) симптоматики. Необходимо подчеркнуть, что диагноз вегетативной дистонии может быть поставлен основным только после исключения органической патологии, которая нередко характеризуется сходными симптомами.
Заключение
Для стабилизации сосудистой и нервной систем и лечения сопутствующих заболеваний используются медикаменты, психотерапия, массаж, физиотерапевтические процедуры и другие. Также применяются специальные витаминно-минеральные комплексы, снижающие нервную болезнь. Основной курс лечения обычно длится 4-6 месяцев в зависимости от симптомов заболевания. Во многих случаях курсы поддерживающей терапии проводят в течение 2-4 месяцев.
В настоящее время считается, что вегетативная дисфункция лежит в основе многих хронических неинфекционных заболеваний, которые, по данным ВОЗ, ежегодно вызывают смерть десятков миллионов людей: ишемическая болезнь сердца, гипотензия и гипертония, сердечная аритмия и нарушения сердечной проводимости, язва желудка, астма. и др. Пусковым механизмом патологического процесса с последующим поражением органа-мишени является изменение нервной регуляции.