Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время развитие общества характеризуется достаточно развитой демократизацией социальной жизни и динамичностью условий, в которых нужно быстро ориентироваться и принимать решения каждому субъекту общественных отношений.
Сегодня важная роль отводится высшей школе и необходимости высшего образования для удовлетворения стремления молодых людей к самореализации. В тоже время, период обучения в ВУЗе приходится на кризисный в некотором смысле этап первичного освоения профессии, смены социального окружения, основного вида деятельности и т.д. В связи с этим, начальный период обучения в ВУЗе имеет большое значение в процесса развития личности и будущего специалиста. Его сложность заключается в перестройке всей системы познавательных ориентации студентов, освоении новых способов познавательной деятельности, переходе на более высокий уровень производственной организации поведения в формировании определенных типов социальных взаимодействий, межличностных связей и выстраивании отношений, в выстраивании личностной идентификации студента и т.д. С учётом вышесказанного, очевидным становится, что проблема оптимизации процесса вхождения бывшего школьника в систему внутривузовских отношений, чрезвычайно актуальна.
Нужно сказать, что вопросы адаптации студентов изучаются сегодня на различных уровнях – психофизиологическом, социально-психологическом, психолого-педагогическом и др. В рамках социальной адаптации, в отечественной науке данная проблема рассматривалась в трудах Г. А. Балл, П. С. Кузнецовым, И. А. Милославовой, Н. Е. Шафажинской и др. С точки зрения возрастных особенностей студенческого возраста она нашла свое отражение в работах М. И. Дьяченко, И. А. Зимней, Л. А. Кандыбович. Отдельные вопросы, раскрывающие структуру процесса адаптации, освещаются у Р. Р. Бибрих, Л. К. Гришанова, П. А. Просецкого, В. Д. Цуркан. Изучению факторов, определяющих эффективность процесса адаптации, посвящены исследования М. Б. Аристидес, Л. Г. Егоровой, В.В. Лагерева и др.
На основании анализа литературы среди наиболее значимых факторов социально-психологической адаптации, можно выделить: характер педагогического общения (А. Ц. Эрдынеев), типологические свойства нервной системы студентов первых курсов (В. А. Климов, К. О. Сантросян), их личностные характеристики (И. К. Кряжева, И. А. Милославова, В.С.Викторова)[19].
Переход в юность во многом характеризуется тем, что в данный период жизни, значимо изменяется отношение личности и к окружающему миру и к самому себе. Значимым становится установление конструктивных и позитивных отношений с другими людьми (А.К. Болотова, Б.С. Волков, И.С. Кон, В.С.Мухина,О.В. Хухлаева, Э. Эриксон), обретение эго-идентичности (Э.Эриксон), определение способности к сопереживанию, к этическим взаимоотношениям с окружающими и к себе (В.С.Мухина),способность к усвоению социальных норм и правил поведения, социальных ролей (В.С.Мухина, Э. Эриксон). Юность определяется возрастными границами, если обобщить несколько подходов, от 16-17 лет до 24-25 лет(В.И.Слободчиков, О.В. Хухлаева). Как отмечает Л.И. Божович, именно в этот период происходит «обращение к себе, обращение к собственным личностным основаниям посредством собственных отношений»[17, с. 9].
В период юности, личности важно пройти процесс интеграции и самоидентификации, когда отдельные компоненты гармонично и логично выстраиваются в единую оптимально функционирующую систему и модель. Так, в период молодости социально-психологические отношения личности становятся основной детерминантой личностного развития и проявляются в закономерностях, которые опосредуют особенности психологического благополучия.
В исследованиях авторов, рассматриваются два главных аспекта адаптации студентов к ВУЗу – это адаптация к ведущей деятельности (обучение) и адаптация в сфере социального взаимодействия (новые социальные условия), при этом, данный процесс сопровождается изменениями в структуре личностных свойств, то есть происходит адаптация к себе в новых условиях.
В тоже время, нельзя сказать что все вопросы в рамках этой темы разрешены и имеют свои ответы, аспекты организации и методического обеспечения процесса социальной адаптации студентов требуют дальнейшего исследования. Вопросы изучения и разработки технологий адаптации студентов, сомнительно, что могут быть исчерпаны окончательно, в силу развития науки и ресурсов общества.
Таким образом, объективно существует противоречие между необходимостью поиска эффективных технологий адаптации студентов к обучению в ВУЗе и недостаточным количеством теоретического и практического материала, обеспечивающего эффективность данного процесса, что определяет актуальность и выбор темы исследования: «Технологии социальной работы по адаптации студентов к условиям обучения в ВУЗе».
Объект исследования: адаптирующиеся к условиям обучения в ВУЗе студенты.
Предмет исследования: технологии социальной работы по адаптации студентов к условиям обучения в ВУЗе.
Цель исследования: изучение технологий социальной работы по адаптации студентов к условиям обучения в ВУЗе.
Задачи исследования:
- рассмотреть соотношение понятий социальная адаптация и социализация;
- представить общее понятие и критерии социальной адаптации;
- дать характеристику процесса социальной адаптации студента в ВУЗе;
- описать технологии социальной работы по адаптации студентов к условиям обучения в ВУЗе.
Теоретическая новизна исследования заключается в том, что в данной работе осуществляется углубление понимания значимости и обоснование вопросов выделения специальных технологий социальной работы по адаптации студентов к условиям обучения в ВУЗе.
Практическая значимость подтверждается наличием анализа проблемы выделения специальных технологий социальной работы по адаптации студентов к условиям обучения в ВУЗе и разработкой рекомендаций по заявленной теме.
Полученные результаты исследования и рекомендации могут быть использованы в обучающей и консультативной социально-психологической работе.
Методы исследования: изучение литературы по теме исследования, изучение и обобщение опыта отечественной и зарубежной практики, сравнение, обобщение, систематизация.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ В ВУЗе
1.1. Социальная адаптация и социализация
Исследование вопросов социальной адаптации имеет большую теоретическую и методологическую значимость и занимает важное место в науке. Вопрос выделения этапов социальной адаптации, актуален с точки зрения решения прикладных задач в социальной психологии личности.
Социальная адаптация в отечественной социальной психологической литературе рассматривается как часть процесса социализации; здесь отмечается некая взаимозависимость этих процессов. С одной стороны, социальная адаптация реализуется в ходе социализации, а с другой стороны – социализация это и есть постоянный процесс адаптации личности к социуму, к тем или иным его проявлениям.
Если социализация непрерывный процесс, то социальная адаптация – его неотъемлемая часть, в этом и отражена значимость и роль социальной адаптации. Без адаптации невозможна социализация. Социальная адаптация имеет важнейшее значение для формирования характера личности, влияет на особенности и результат социализации. Для социальной адаптации необходимы условия эффективной социализации.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Албитова Е.П. Социальная адаптация в вузе на основе педагогической поддержки / Дис.канд.пед.наук:13.00.01 / Улан-Удэ, 2015. – 225 с.
2. Александрова Е.А. Педагогическая поддержка как деятельность / Педагогическая поддержка детей в образовании. Учебное пособие. Под ред. Н.Б.Крыловой / М.: Академия, 2006. – 340 с.
3. Александрова Е.А., Крылова Н.Б. Очерки понимающей педагогики / М.: Народное образование, 2003. – 450 с.
4. Александрова Н.С. Традиционные и иновационные педагогические идеи в современных педагогических исследованиях (1991 – 2009 гг.) / Монография – Киров. : Изд-во ВСЭИ, 2009. – 112 с.
5. Андреева Д. А. О понятии адаптации: Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе: Человек и общество / Д. А. Андреева. – Ленинград, 1973. – С. 19–28.
6. Анисимова Н. Классные дамы и классные джентльмены: когда кажется, что весь мир против тебя, тьютор – на твоей стороне / Н.Анисимова // Образование и наука – 2005. - № 6(март). – С. 122-128.
7. Безюлёва Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов: монография / Г.В. Безюлёва – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. – 320 с.
8. Белкин А.С. Проблемы воспитания в современных условиях. Проблемы и принципы организации воспитательной работы в педагогическом вузе / А.С. Белкин // Образование и наука. – 2000. – №2 (4)– С. 105 - 112
9. Вершинина М.Н. Субъективный подход к воспитанию студентов / М. Н.Вершинина // Совет ректоров. – 2010. – № 4. – С. 38-40.
10. Винниченко, Н.Л. Педагогические аспекты воспитательной деятельности куратора: учеб.-метод. пособие / – Томск: Изд-во ТПУ, 2007. – 64 с.
11. Васильева С. В. Адаптация студентов к вузам с различными условиями обучения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.humanpsy.ru/vasilieva/different-high-schools (дата обращения: 14.11.2017).
12. Гафурова Н. В. Воспитательный процесс в вузе как система / Н.В.Гафурова, Т. П. Бугаева // Высшее образование в России. – 2009. – № 6. – С. 102-106.
13. Дудчик С.Д. Особенности тьюторского сопровождения / С.Д. Дудчик // Школьные технологии. 2007. - №1. - С.82 - 88.
14. Ермакова Н.А. О реализации воспитательной функции университета / Н.А. Ермакова // Университетское управление: Практика и анализ. – 2005. –№5 (38).–С. 77–82.
15. Ефлова, М.Ю., Ишкинеева, Ф.Ф., Фурсова, В.В. Социальное самочувствие и ценностные ориентации студенческой молодёжи в контексте социальных изменений / М.Ю. Ефлова// Вестник института социологии. – 2014. – №3(10). – С. 33-44.
16. Журавлева, Н.А. Динамика ценностных ориентаций молодежи в условиях социально-экономических изменений / Психологический журнал. – 2006. – №2. – с.35–44
17. Идобаева О.А. Психолого-педагогическая модель формирования психологического благополучия личности / О.А.Идобаева. - Автореф. дис. док. психол. наук. – М., 2013. - 24 с.
18. Каирова Л. А., Зинченко Л. Н. Об организации адаптации первокурсников на факультете начальных классов АлтГПА [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.uni-altai.ru/engine/download.php?id=2219 (дата обращения: 14.11.2017).
19. Кригер Е. Э., Маркявичене Е. Э. Адаптационные параметры профессионального здоровья // Международная интернет-конференция [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sites.google.com/site/konfep/Home/2sekcia/kriger (дата обращения: 14.11.2017).
20. Кузнецова Г. В. Адаптация первокурсников к вузовской среде [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2013/03/25/adaptatsiya-pervokursnikov-k‑vuzovskoy-srede (дата обращения: 14.11.2017).
21. Кучинский О.О. Компоненты эффективной адаптации студентов к условиям обучения в вузе //Человек, психология, экономика, право, управление: проблемы и перспективы: материалы ХV Международной научной конференции аспирантов, магистрантов и студентов, г. Минск, 16 мая 2012 г. / Минский ин-т управления; под ред. канд. пед. наук В.В. Гедранович. – Минск: Изд-во МИУ, 2012. – 240 с.
22. Маклаков, А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / А.Г. Маклаков // Психологический журнал. – 2001. – Том 22. – №1. – С. 16–24.
23. Медведев П.С. Система кураторства в обеспечении становления качества жизни студентов вуза : Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / П.С. Медведев. – Спб., 2006. - 172 с.
24. Никифорова, О.А. Кураторство в инновационном вузе [Текст] / О. А. Никифорова // Студенчество: Диалоги о воспитании. - 2008. - № 3 (39). - С. 4-5.
25. Посохова, С.Т. Психология адаптирующейся личности: монография / С.Т. Посохова. – СПб.: Изд-во РГПУ им Герцена, 2001. – 240 с.
26. Реан А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 479 с.