Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Упаковка для фармацевтики изготавливается, как правило из плотного картона. Такая упаковка должна защищать первичную упаковку, в которой находится сам продукт от внешнего воздействия и различных механических повреждений.
Фармацевтика - это активно развивающаяся отрасль. На рынке постоянно появляются новые препараты. Чтобы покупатель выделил из всего многообразия лекарственных средств именно их продукт, производители пускают в ход все доступные технические достижения, создавая для своего товара самые запоминающиеся коробки.
В настоящее время упаковка для фармацевтики должна соответствовать европейским стандартам качества. Грамотное оформление лекарственного препарата обеспечивает его долгосрочность хранения и привлекательность.
Упаковка для лекарственных средств - дело достаточно ответственное, поэтому полиграфическую продукцию для них изготавливают из высококачественных материалов, к которым предъявляются очень строгие санитарно-гигиенические требования:
- экологичность и безопасность;
- отсутствие резкого запаха или вкуса, который способен повлиять на качество лекарственного препарата;
- высокая износостойкость, что обеспечит защиту от негативных воздействий окружающей среды и т. д.
Глава 1 Картонная фармацевтическая упаковка: история и современность
1.1 История развития картонной упаковки
Мы не замечаем того, что всегда и везде нас сопровождает упаковка. Мы привыкли к ней до такой степени, что, зайдя в аптеку, мы скорее удивимся, увидев товар без упаковки. Мы входим в аптеку и немедленно сотни и тысячи препаратов начинают борьбу за наше внимание, за то, чтобы мы поверили в то, что они обещают. Это происходит незаметно для нас самих. Упаковка для фармацевтических предприятий является мощным оружием в борьбе за покупателя, а также средством коммуникации с ним.
Она обладает индивидуальностью. Она вселяет уверенность и веру в исцеление. Она помогает продавать. Она формирует отношение к продукту. В конце концов, она – лицо компании [11, c.93].
Картонная упаковка зародилась в далеком 18 веке. В то время еще никто не знал слова «маркетинг», но продавцы чувствовали, что с помощью красивого обрамления товара можно привлечь внимание покупателя на определенный товар.
Так, сначала в картонную упаковку паковали очень дорогой товар: фармацевтические препараты и ювелирные изделия. Постепенное производство картонной упаковки стало настолько прибыльным, что его выделили в отдельное ремесло. Готовые упаковки, как правило, имели круглую или овальную форму, потому что этот гибкий материал легче было изогнуть, чем сложить и придать ему квадратную форму.
Одним из первых лекарственных средств, который добился невероятного успеха в 1750 году среди потребителей высшего общества Англии стал препарат «Пилюли доктора Хупера». Данные лекарства были достаточно широко известны среди состоятельных англичан. И одной из причин ошеломляющего успеха была красивая картонная упаковка лекарств.
В 1850 году появляется первая складная упаковка, которая поставляется продавцам в виде плоских заготовок. Обязательным атрибутом упаковки становится красивая этикетка. В Европе упаковки обычно имели овальную или круглую форму. Интересно, что упаковки прямоугольной формы встречались гораздо реже и считались не лучшим вариантом для продажи лекарств.
В 1879 году была изобретена первая удобная складная картонная упаковка [12, c.34].
Машинист, работавший на компанию Гейра, «позволил линейке на своем печатном прессе подняться чуть выше необходимого. До того, как эта ошибка была замечена, линейка вырезала аккуратные, но разрушительные щели на нескольких тысячах бумажных пакетов для семян. Гейр в экспериментальном порядке поднял все металлические линейки выше необходимого уровня и обнаружил, что его пресс сделал идеальные сложные высечки коробки».
1.2 Картонная упаковка на современном мире
Сам дизайн упаковки сегодня характеризуется как «эффективный» или «неэффективный». Поэтому фармацевтические компании нанимают в свои дизайнерские подразделения лучших специалистов дизайна, психологов, маркетологов для создания «оболочки» для своих медикаментов [15, c.391].
В Европе и Америке дизайнеры больше нацелены на ассоциации потребителя, легкую узнаваемость необходимого препарата, легкий дизайн, но все это вместе с информативностью. Здесь упаковка – мощное средство коммуникации, она сама может «разговаривать» с пациентом.
Сегодня дизайн фармацевтической упаковки разрабатывается в соответствии с возрастом человека. Для взрослых людей ее дизайн должен быть изящным и четким. Препарат, его использование, назначение, употребление должны быть ясными для покупателя с первой минуты ознакомления с упаковкой. При проектировании фармацевтической упаковки для детей дизайнеры обязательно добавляют фото ребенка, детские картинки или мультяшных героев. Таким образом взрослому человеку легко выделить детский препарат в аптеке, а ребенок с большим удовольствием будет принимать его. Цвета, текстуры играют незаметную роль в решении покупателя выбрать тот или иной препарат.
Глава 2 Теоретические аспекты изучения особенностей упаковки фармацевтических товаров
2.1 Сущность понятия упаковки лекарственных средств
Каждый из нас как минимум один раз в своей жизни обращался к врачу и покупал в аптеке лекарственные препараты, поэтому всем знакомые термины упаковка, маркировка и др. Следует напомнить, что необходимо понимать и верно их использовать.
Под упаковкой понимают средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукта от окружающей среды, повреждений и потерь, а также процесс обращения товаров. Она состоит из тары для размещения продукции, лекарственного препарата, закрывающего средства (с контролем первого вскрытия) и маркировки.
Потребительская упаковка подразделяется на первичную и вторичную. Первичная (внутренняя) упаковка, в которой тара непосредственно контактирует с лекарственным средством. Ее конструкция должна обеспечивать защиту лекарственного препарата (ЛП) от воздействия неблагоприятных факторов внешней среды; защищать от механических воздействий и микробного загрязнения; обеспечить герметичность и стабильность; дозированное или поштучное извлечение ЛП; эстетичный внешний вид и удобство использования [17, c.5]. Вторичная (наружная) упаковка - в которой размещают лекарственное средство в первичной упаковке и служит для ее защиты от внешних факторов, а также обязательно инструкцию, в которой приводятся полные сведения и характеристика лекарственного средства в доступной форме для потребителя.
2.2 Требования к таре и упаковочным средствам
Требования к этой группе товаров можно разделить на общие, специальные и санитарно-гигиенические.
Общие требования, в свою очередь, условно разделяют на эксплуатационные, технологические и потребительские.
Эксплуатационные требования обуславливают целость упакованной продукции.
Технологические требования обуславливают: наиболее рациональное изготовление, хранение и транспортировку продукции; возможность применения автоматического оборудования для фасовки и укупорки; соответствующие размеры, обеспечивающие удобство в пользовании, компактность и тому подобное [13, c.173].
Потребительские требования обуславливают удобства в процессе сбыта продукции, обеспечивают ее рациональное использование. Упаковка должна легко открываться и закрываться, способствовать легкий доступ к содержимому, независимо от агрегатного состояния вещества, и «первое вскрытие» снаружи красивой, информативной и т. д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Упаковка для фармацевтической продукции относится к особой категории товаров, которые должны отвечать Европейским стандартам качества. Грамотное оформление лекарственного препарата обеспечивает его долгосрочность хранения. Качественная упаковка для лекарств, которая имеет уникальный дизайн привлекает покупателей, дает ощущение уверенности в сохранении препаратов. А наличие на коробке специфических символов или знаков (голограммы) подтверждает подлинность продукции.
Упаковка для лекарственных препаратов выполняет ряд важных функций. Прежде всего она позволяет идентифицировать продукт и выгодно выделить его среди массы похожих коробочек. Это дополнительно повышает узнаваемость бренда.
Фармацевтическая упаковка так же сохраняет целостность лекарственных препаратов. Она защищает их от повышенной влажности, воздействия ультрафиолетовых лучей и механических повреждений.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Дремова Н.Б. Медицинское и фармацевтическое товароведение. Учебное пособие (курс) / Н.Б. Дремова. – Курск: КГМУ, 2016. – 192 с.
2. Васнецова О.А. Медицинское и фармацевтическое товароведение. Практикум / под ред. проф. О.А. Васнецовой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 320 с.
3. Вострикова Т.В. Теоретические основы товароведения. Учебно-методическое пособие / Т.В. Вострикова. – Барнаул 2003. – 104 с.
4. Куркин В.А. Фармакогнозия: Учебник для студентов фармацевтических вузов / ВА. Куркин. – Самара, 2015. – 180 с.
5. Литвинов О.В. Маркировка товаров в России и за рубежом. Азбука знаков: Практ. руководство / О.В. Литвинов. – М.: Стандарты и качество, 2003. – 203 с.
6. Маркировка фармацевтических товаров: учебно-методическое пособие по специальности Фармация / сост. к.ф.н. Т.Г. Афанасьева, Н.И. Акиньшина, Е.Н. Махинова. – Воронеж, Воронежский государственный университет, 2019. – 72 с.
7. Муравьева Д.А. Фармакогнозия: учеб. / Д.А. Муравьева, И.А. Самылина, Г.П. Яковлев. – М.: Медицина, 2017. – 656 с.
8. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы: учебник для вузов / М.А. Николаева. – 3 – е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2014. – 328 с.
9. Самылина И.А. Фармакогнозия: учебное пособие: в 2 т. – И.А. Самылина, О.Г. Потанина. – М.: Рост, 2016. – 384 с.
10. Соколов С.Я. Фитотерапия и фармакология / С.Я. Соколов. – М.: Мед.информ. агентство, 2020. – 976 с.
11. Столепин В.Ф. Товароведение фармацевтических товаров: учеб. пособие / В.Ф. Столепин, Л.Л. Гурарий. – М.: Медицинское информационное агентство, 2014. – 183 с.
12. Трыкова Т.А. Товароведение упаковочных материалов и тары: учебное пособие / Т.А. Трыкова. – 2–е изд., – М.: Юрайт, 2017. – 159 с.
13. Хайн Т. Все об упаковке / Т. Хайн. – М.: Арт-Родник, 2014. – 245 с.
14. Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник. - 6-е изд., перераб. и доп. / Д.А. Харкевич. – М.: СВП, 2018. – С. 12-18.
15. Харкевич Д.А. Фармакология / Д.А. Харкевич. – М.: Изд-во Гэотар-Мед, 2014. – 752 с.
16. Швицер Ю. Производство химико-фармацевтических и техно-химических препаратов / Ю. Швицер. – М.: Книга по Требованию, 2012. – 484 с.
17. Широкова И. Фармацевтическая упаковка: общие тенденции и российские перспективы / И. Широкова // Ремедиум. – 2019. – № 2. – С.5