Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Вопрос обеспечения безопасности личности, общества и государства актуален во все времена. И сегодня, когда все чаще поднимается и обсуждается проблема «падения» нравов современного российского общества, его духовности и культуры, он звучит еще более актуально.
Являясь одним из видов безопасности, в статье правовая безопасность определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз в сфере правовых отношений»
Анализируя угрозы правовой безопасности личности, особое внимание обращается на экономический кризис, неопределенность правовых норм, нарушение принципов справедливости, неразвитость институтов гражданского общества и др. Обеспечение правовых интересов личности во многом будет определяться дееспособностью власти, а также наличием в стране эффективной системы защиты прав человека.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере обеспечения юридической безопасности в Российской Федерации.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие механизм обеспечения юридической безопасности в Российской Федерации.
Цель исследования – анализ современных проблем и основных направлений совершенствования механизма обеспечения юридической безопасности в Российской Федерации.
Задачи исследования:
- рассмотреть правотворческий процесс и механизм юридической безопасности;
– исследовать механизм обеспечения юридической безопасности в сфере правореализации;
- охарактеризовать международно-правовой механизм обеспечения юридической безопасности.
Методологическая основа исследования. В рамках методологического поля исследования акцент был сделан на общенаучном диалектическом методе познания, системном подходе и междисциплинарном синтезе. Проведение исследования базировалось на принципах историзма, объективности, системности и комплексности.
Теоретическая основа исследования состоит из трудов таких авторов, как: В.В. Богатырев, Р.А. Каламкарян, Н.А. Буданов, Т.А. Золотухина, А.А. Караев, А.Б. Бидайшиева, Е.В. Новиков, И. Сабитов, и др.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
1. Правотворческий процесс и механизм юридической безопасности
Независимо от вида и формы разновидности безопасности, ключевыми ее звеньями в механизме национальной безопасности являются право, правотворчество и правоприменение.
Процесс правотворчества носит стадийный и комплексный характер. Соблюдение обоснованного подхода и выполнение ряда требований, предъявляемых к организации создания нормативных актов, обуславливают качественность права и предопределяют эффективность его применения. В условиях масштабного процесса консолидации и кодификации отечественного законодательства актуализируется потребность в регулятивной функциональной характеристике права, в его максимальном отражении интересов и потребности общества. Обеспечение подлинной ценности права, заключающейся в реальном обеспечении демократических гарантий, укреплении институтов гражданского общества, может быть достигнуто только в процессе совместной разработки правовых не только компетентных органов государственной власти и органов местного самоуправления, но и общественных объединений и граждан .
Вместе с тем, по оценкам ученых, современное отечественное законодательство не выполняет в должной мере свою роль по регулированию значимых общественных отношений, нацеленных на обеспечение прав и свобод человека, что противоречит сущности законотворчества и говорит о системных деструктивных проявлениях всей системы российского права . Следует отметить, что когда детерминантами пассивного характера охранительной функции права являются юридико-технические и смысловые недостатки, декларативность положений закона, в обществе начинают доминировать установки доверия к правовым институтам. При этом, как отмечают ученые, при выстраивании модели поведения у граждан в системе ценностных ориентаций доминирует правовой нигилизм.
Сегодня актуальность исследуемой проблематики обостряется при официальном признании негативного влияния на законотворческий процесс ряда деструктивных явлений. Так, в январе 2020 года председатель Совета Федерации В.И. Матвиенко отметила криминальное лоббирование Лесного кодекса, наличие преступной организации, курирующей лесную отрасль России. Таким образом, дезориентация состояния отечественной системы права свидетельствует о необходимости создания эффективных инструментов, создающих условия для эффективной законотворческой деятельности, использования технологий, разработанных юридической наукой.
Значительный уровень бюрократизации права, нормативная конфликтность и правовая устарелость создают предпосылки для нестабильности правового регулирования. Так, лишь в 2020 году вступила в активную фазу реализация механизма «регуляторной гильотины» с отменой более 4 тысяч нормативных правовых актов РСФСР и СССР. В связи с этим, закономерная потребность в непрерывном обновлении огромного массива законодательства требует не только повышения уровня нормотворческого процесса, но и его системности, обоснованности и компетентности. С изменением формаций объективной действительности в мировой истории не раз возникала необходимость решения вопросов систематизации и кодификации права: в античном Риме с этой целью была создана законодательная комиссия Трибониана, состоящая как из чиновников, так и из практикующих юристов и ученых; в Российской империи комиссией из государственных деятелей, юристов и представителей научного сообщества под руководством М.М. Сперанского, руководствовавшейся строго установленными определенными правилами-принципами, был составлен известный Свод законов. Безусловно, только знание технологии нормотворческого процесса будет способствовать качеству принимаемых правовых актов и эффективному правоприменению.
Выявление нормотворческих потребностей осуществляется посредством мониторинга правоприменительной деятельности и владения знаниями о закономерностях развития правовых явлений. На их формирование оказывают влияние господствующие в обществе идеи, правосознание людей и политика государства, а также последние достижения юридической науки.
Ученые отмечают, что факторами, влияющими на нормотворческую активность государственных органов, являются: отсутствие единой правовой стратегии; системный характер пробелов правового регулирования; бюрократизация правового регулирования; несоответствие правовых норм формациям объективной действительности; распространенность в законодательстве категорий оценочного характера; разноплановость и декларативность определения задач перед государственными органами; нестабильность системы государственного аппарата .
В числе основных негативных характеристик современного отечественного правотворческого процесса выступает отсутствие координирующего органа по выработке согласованных управленческих решений органами государственной власти в рамках реализации определенного нормативного правового акта, а также по обеспечению системности приведения нормативных актов в соответствие с принятыми федеральными законами. Специалисты отмечают, что следствием рассогласованности субъектов правоприменительной практики являются разбалансированность и противоречивость законодательства.
Фактором, оказывающим негативное влияние на стабильность законодательства, выступает ситуация правовой фрустрации, которая возникла после распада советской системы права по принципу пренебрежительного отношения ко всему прошлому, наработанному целыми поколениями правовому опыту, правовым традициям, правосознанию.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Венская Конвенция о праве международных договоров (Заключена в Вене 23.05.1969) // Сборник международных договоров СССР. Выпуск XLII 1988.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1--ФКЗ) // СПС «КонсультанПлюс».
3. Богатырев В.В., Каламкарян Р.А. Международно-правовая включенность Российской Федерации в международный договорный процесс как фактор обеспечения юридической безопасности государств // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 3. С. 159-162.
4. Буданов Н.А. Реализация правовых норм // Инновационное развитие. 2017. № 12 (17). С. 155-158.
5. Грандонян К.А. Теория государства и права: учебное пособие. Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018. С. 63.
6. Золотухина Т.А. Законотворческая деятельность в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование: монография. М.: Юрлитинформ, 2018. 352 с
7. Караев А.А., Бидайшиева А.Б. Юридическая безопасность личности как элемент национальной безопасности // Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан. 2020. № S1 (59). С. 177-183.
8. Нерода Н.И. Гарантии реализации государственно-правовых норм // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2017. № 2. С. 87-89.
9. Новиков Е.В. Правореализация и ее основные формы // Актуальные проблемы юридической науки в современной России. Материалы I международной научно-практической конференции. 2019. С. 392-398.
10. Сабитов И. Правореализация в социальном государстве: вопросы общей теории права // Основные тенденции развития современного права: проблемы теории и практики. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией А.Б. Мезяева, Р.Ф. Степаненко, С.Н. Тагаевой. 2019. С. 68-72.
11. Садохина Н.Е. Правотворческий процесс как разновидность юридического процесса // Право: история и современность. 2020. № 1. С. 23-32.
12. Сараев Н.В., Борозинец Ю.О. К вопросу о взаимосвязи законности и формирования правосознания современного российского общества // Северо-Кавказский юридический вестник. 2019. № 4. С. 53-56.
13. Сафонова К.В. Юридическая безопасность как правовая категория и элемент национальной безопасности // Преступность в СНГ: проблемы предупреждения и раскрытия преступлений. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2019. С. 80-81.
14. Соловьев О.Г., Гончарова Ю.О. Дискуссионные аспекты определения перечня средств и приемов законодательной техники в правотворческом процессе // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2021. Т. 15. № 1 (55). С. 76-83.
15. Торпуджиян А.Х. Правотворческий процесс в Российской Федерации: проблемы теории и практики // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2020. № 4 (119). С. 76-79.