Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время резко возросла значимость помогающих профессий социономического типа (представителями которой являются психологи, врачи, социальные работники и педагоги) в связи с происходящими в нашей стране глубокими и быстро протекающими социально-экономическими изменениями, демократизацией и гуманизацией общества и, соответственно, возросла необходимость в большом количестве профессионалов в этих сферах деятельности. В связи с чем приобрела массовый характер подготовка данных специалистов в вузах. Однако необходимо учитывать, что средством профессиональной деятельности в этих сферах социальной практики выступает сама личность специалиста.
Поэтому особую актуальность приобретают такие вопросы, как кто те люди, которые осуществляют в ее пользу (каковы их качества, стремления, интересы) свой профессиональный выбор? Какими они руководствуются мотивами, осуществляя данный профессиональный выбор? Иными словами, требуется пристальное внимание к условиям, оказывающим на него влияние, к особенностям процесса их личностно-профессионального самоопределения.
В целом, проблематика профессионального самоопределения молодого поколения для отечественной и зарубежной психологии не является новой. В той или иной степени уже исследовались ранее отдельные вопросы и аспекты этой проблемы педагогами и психологами, философами, социологами.
Анализ отечественных литературных источников свидетельствует, что в рамках нескольких направлений осуществляется исследование профессионального самоопределения, среди которых следует выделить жизнедеятельностное, профориентационное, социологическое направление профессионального развития.
Высококвалифицированные специалисты помогающих профессий социономического типа необходимы современному государству и обществу, а во многом определяется успешность их деятельности условиями и особенностями процесса их профессионального самоопределения.
В связи с этим как проблему исследования можно отметить наличие противоречия между недостаточно разработанной в современной научной литературе данной проблемы и потребностями теории и практики в понимании особенностей профессионального самоопределения будущих специалистов социономических профессий, что даст возможность поиска и выявления новых резервов эффективности профессиональной подготовки будущих специалистов.
Целью работы является изучение психологических особенностей специалистов социономических профессий.
В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:
− изучить научно-методическую литературу по проблеме;
− выявить специфику и характерные особенности психологического содержания профессий социономического типа;
− выявить индивидуально-психологические особенности профессий социономического типа;
− выявить индивидуально-психологические и социальные особенности студентов, обучающихся профессиям социономического типа;
Объект исследования: социономические профессии.
Предмет исследования: индивидуально-психологические и социальные особенности студентов, обучающихся профессиям социономического типа
Глава 1. Теоретический анализ научных представлений по проблеме
1.1. Общая характеристика социономических профессий
Профессия - это, изначально, именно особый вид скоординированной целенаправленной деятельности, профессиональная деятельность, которая возникает ввиду общественного разделения труда. Происходит интеграция социального и личного (личностного) значений деятельности в результате выполнения профессиональной деятельности, а также субъектом удовлетворяются свои собственные и социальные потребности. Отношение к деятельности как к профессии субъекта труда является основой психологической характеристикой социономических профессий (Е.М. Иванова, Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников).
Социальная направленность такой деятельности является важнейшей и основной характеристикой профессиональной деятельности субъекта труда. Анализ разнообразных взглядов на классификацию профессий (А.К. Маркова, Е.А. Климов, А.К. Осницкий, С.В. Кузнецов) позволяет определить преимущества предложенной Е.А. Климовым четырехъярусной классификации.
На основании предмета труда в ней выделяются следующие пять типов профессий, которые рассматриваются в качестве основных: «человек - живая природа», «человек - техника (и неживая природа)», «человек - художественный образ», «человек - знаковая система», «человек - человек». Важность и необходимость изучения со всех возможных сторон профессий типа «человек - человек» обусловлена обширным распространением в современном обществе профессий социономического типа.
Социономические (помогающие) профессии представлены профессиями, которые основываются в процессе деятельности на общении типа «человек-человек». Существуют те, которые всегда востребованы, среди таких профессий: это специальности с высокой текучестью кадров, напряжёнными и сложными условиями труда и т.д. Профессии типа «человек - человек» отличаются особенностями средств, условий, предмета и продукта труда. Довольно подробно данный факт описан в литературе (А.К. Маркова, Е.А. Климов, В.Э. Чудновский и др.).
По классификации Е.А. Климова, получившей в отечественной психологии наибольшую известность, профессии социономического типа представлены профессиями субъект-субъектного типа, предметом изменения, изучения, развития и обслуживания которых являются группы населения, люди разного возраста, сообщества и целые социальные системы.
Этот класс профессий ещё получил название «человековедческих» профессий, поскольку их особенность составляет то, что человек является как субъектом деятельности, так и объектом его внимания. Складываются особые человеческие отношения между субъектом и объектом, а на взаимодействие между ними затрачивается основной труд. К этой группе относятся все профессии сферы услуг, управления, педагогические и медицинские профессии и другие.
Спецификой социономических профессий является то, что здесь не выступают как социальная среда человек или общность людей, не являются условием деятельности, а представляют собой объект и предмет деятельности. Р. Д. Каверина, анализируя предмет труда представителей социономических профессий, отмечает, что «важно говорить о том, к каким характеристикам человека – индивидным, возрастнополовым; личностным; социально-психологическим; субъектным обращено внимание исследователя» [12, c. 94].
Автор полагает, что «в качестве характеристик, отражающих предмет труда представителей социономических профессий, можно выделить: элементы внешнего облика человека (рост, телосложение, осанка, одежда, прическа); элементы экспрессии (мимика, пантомимика, интонация речи); характеристики социально-групповой принадлежности (пол, возраст, один человек, постоянная группа людей, коллектив, поток людей); свойства личности (отношение к людям, общие, специальные способности, потребности, интересы); особенности психических состояний; характеристики познавательных и эмоционально-волевых процессов» [12, c. 94].
Все профессии социономического типа можно разделить на 3 категории: исполнительские, творческие и руководящие. Исполнительские профессии направлены на работу по строго определенному образцу, выполнение стандартных задач, следование инструкциям, соблюдение заданных нормативов и правил, стереотипное решение проблем. К таким профессиям относятся следующие агент, медицинская сестра, продавец, полицейский, официант и др.
К творческим относятся профессии, которые имеют связь с исследованием, анализом, разработкой новых образцов, конструированием, принятием нестандартных решений: дипломат, следователь, адвокат, психоаналитик, педагог, врач, воспитатель, психолог, социальный работник, промоутер, специалист по связям с общественностью, секретарь-референт и др.
К руководящим можно отнести профессии, главными видами деятельности для которых являются координация и контроль, планирование и организация, принятие управленческих решений. Это такие профессии, как менеджер, директор, заведующий, менеджер по персоналу, супервайзер и др.
Критерий – предмет и цель деятельности лежит в основе данной классификации.
Существуют и другие классификации профессий, например, типология профессий Дж. Л. Холланда, которая связывает тип личности и тип выбираемой человеком профессиональной среды. Построенная им модель приспособленности к разным профессиональным средам различных типов личности дает возможность оценки совместимости личности с определенной профессиональной средой.
Однако с теорией американского ученого Дж. Л. Холланда не все исследователи согласны и сомневаются в ее применимости для решения профессиональных проблем в связи с тем, что американские ценности независимого принятия решений, индивидуализма, непосредственности в семейных отношениях во многих странах не являются нормой.
В качестве позволяющих отнести профессию к группе социономических профессий критериев, выступают также: цели деятельности (например, воспитание, оценивание, управление, контроль, обслуживание); средства деятельности (невербальные формы воздействий, вербальные, опосредованные и непосредственные контакты); условия труда (режимно-гигиенические, технико-экономические, социально-психологические), функции, осуществляемые работником.
Для социономических профессий отличием является отсутствие жестких и единых требований к самому процессу профессиональной деятельности, к продукту труда. Одновременно с этим предъявляются повышенные требования к представителям данных профессий, поскольку другие люди являются объектом труда. У специалистов социономических профессий в связи с особым объектом труда возникают и соответствующие функции.
Профессии социономического типа можно охарактеризовать по следующим параметрам.
Объект деятельности – человек (основываются на общении типа «человек-человек»), сообщества, социальные группы.
Вид деятельности – обучение и воспитание, медицинское обслуживание, социальное и бытовое обслуживание, оценка состояния социальных объектов, информационное обслуживание, руководство, правовая защита.
Цель деятельности – социализация и адаптация личности, обучение, достижение благополучия, высокого качества жизни, сохранение физического и психического здоровья и т.д. По признаку «цель труда/деятельности» – это в основном преобразующие профессии (обслужить, обработать) в сравнении с гностическими профессиями (определить, распознать) и изыскательскими (придумать, изобрести).
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. [Электронный ресурс] // Методика диагностики социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной – Свободный доступ из сети Интернет. – http://psy-resultat.ru/page176
2. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. – 159 с.
3. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания. / Б.Г. Ананьев – СПб.: 2001. – 255 c.
4. Андреева О.В. Особенности профессиональной деятельности и психологического состояния представителей социономических профессий // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.google.ru/ conference.osu.ru/assets/files/conf_reports/ conf11/151.doc
5. Арбуз, А.В. Социально–экономическое положение сотрудников предприятия из числа лиц с ограниченными возможностями / А.В. Арбуз // Вестник Омского университета. Серия: экономика. – 2015.–№3. 80 c.
6. Водяха С. А. Креативность студентов как предиктор благополучия и жизнестойкости // Психолого-педагогические проблемы образования. 2015. №3. С. 94-99.
7. Бударина А.О., Морозов О.Г. Результаты эмпирической проверки теории Дж. Л. Голланда на основе интерпретаций структуры гексогональной модели RIASEC для учителей английского языка Калининградской области // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2013. Вып. 2. С. 99 – 107.
8. Гарбер И.Е., Сигачев В.Е. Основы профориентологии и профориентационной работы. Саратов: Изд-во Поволж. межрегион, учеб. центра, 2005.
9. Гришина, Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы / Н.В. Гришина // Психологические проблемы самореализации личности /Ред. А.А. Крылов, Л.А. Коростылева. - СПбГУ, 2009. - С. 143-156.
10. Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность // Психологический журнал / Ред. А.В. Брушлинский, И.О. Александров, И.И. Чеснокова. 2001. Т. 22. № 4. С. 51 – 59.
11. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд., перераб., доп. М.: Академический проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с
12. Исаев, В.П. Психологические особенности будущей профессиональной деятельности специалистов социономического профиля / В.П. Исаев //Мир науки, культуры, образования. – 2013. - № 4 (41). – с. 204.
13. Каверина, Р.Д. Опыт психологической классификации некоторых профессий в целях профконсультации / Р.Д. Каверина // Вопросы психологии / Ред. А.А. Смирнов, О.А. Конопкин. – 1978. – №4– с. 64-72.
14. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб.пособие для вузов / Е.А. Климов – Ростов н/д, 2012. – 530 с.
15. Кочетков Н.В. Помогающие профессии в новых экономических условиях [Электронный ресурс] / Н.В. Кочетков. Режим доступа: http://scepsis.net/library/id_3322.html
16. Милакова, В.В. Психологические аспекты профессиональной подготовки специалистов помогающих профессий / В.В. Милакова // Образовательная и молодежная политика в России: проблемы и перспективы: сб. докл. междунар. науч.-практ. конф. / Новосиб. Гос. Аграр. Ун-т., фак-т гос. и муниципал. Управления, ИЗОП. – Новосибирск, 2006. – 177 с. – С. 81-83.
17. Милакова, В.В. Психологические аспекты профессиональной подготовки специалистов помогающих профессий / В.В. Милакова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Ресурсы социальной работы в XXI веке». – Казань: КГМУ, 2006. – С. 129-131.
18. Милакова, В.В. Психологические аспекты профессиональной подготовки специалистов помогающих профессий / В.В. Милакова // Образовательная и молодежная политика в России: проблемы и перспективы: сб. докл. междунар. науч.-практ. конф. / Новосиб. Гос. Аграр. Ун-т., фак-т гос. и муниципал. Управления, ИЗОП. – Новосибирск, 2006. – 177 с. – С. 81-83.
19. Петров, А.П. Удовлетворенность персонала бюджетной организации своим социально–экономическим положением / А.П. Петров, А.В. Синьков // Пермский научный журнал. – 2013. – № 3. 120 c.
20. Сергеева, М.В. Взаимосвязь социально–психологических установок в мотивационно – потребностной сфере и самоотношения при разного рода зависимостей / М.В. Сергеева //Вектор науки. Серия: Педагогика, психология. –2016. –№ 1. 25 c.
21. Сорокоумова С.Н., Исаев В.П. Специфика профессиональной деятельности специалистов помогающих профессий / С.Н. Сорокоумова, В.П. Исаев // Педагогическое образование в России. 2013. №4. с.186-190.
22. Сорокоумова, С.Н., Исаев, В.П. Специфика профессиональной деятельности специалистов помогающих профессий / С.Н. Сорокоумова, В.П. Исаев //Педагогическое образование в России. – 2013. - №4. – с.186-190.
23. Социономические профессии («Человек - Человек») [Электронный ресурс] / Атлас профессий. Режим доступа: http://www.rabota-enisey.ru/atlas/human-human.
24. Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н.И. Шевандрин – М.: Владос, 2001. – 401 c.
25. Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н.И. Шевандрин – М.: Владос, 2001. – 401 c.
26. Шингаев С.М. Профессиональное здоровье представителей социономических профессий [Электронный ресурс] / С.М. Шингаев. Режим доступа: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=3891.
27. Эннс Е. А. Психологическая характеристика помогающих профессий // Современная психология : материалы Междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). Пермь : Меркурий, 2012. С. 92~93
28. Якунина Ю.Е. Субъективные критерии эффективности профессиональной деятельности в профессиях типа «Человек-Человек»: Дис. … канд. психол. наук: 19.00.03. Москва, 2004. 175 с