Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Образование было и остается одной из приоритетных задач государства. Однако в настоящее время в России проблема дошкольного образования крайне актуальна.
Увеличение демографии в связи с реализацией программ по увеличению населения страны побудило ряд проблем, одной из которых стало нехватка мест в дошкольных учреждениях. Дошкольные учреждения, осуществляющие прием детей до трех и с трех до семи лет, оказались не готовы к такому росту населения.
Как отмечает заместитель Председателя Правительства Т. А. Голикова «Если по состоянию на 1 октября 2017 года доступность дошкольного образования для детей до трёх лет составляла только 75,8 процента, то на 1 октября 2018 года она составила уже 79,2 процента» [8].
Таким образом, можно сделать вывод, что разработанные государственные программы «Образование» и «Демография» постепенно решают проблему с нехваткой мест.
Поэтому изучение статистических данных дошкольного образования является актуальной задачей, он позволяет выявить насколько эффективно работают государственные программы и оценить существующую обстановку в каждом регионе.
Цель курсовой работы – провести анализ статистический анализ дошкольного образования на примере Хабаровского края.
Объект исследования – дошкольное образование Хабаровского края.
Предмет исследования – динамика и оценка развития дошкольного образования Хабаровского края.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать общую характеристику дошкольного образования;
2. Провести анализ статистических данных дошкольного образования Хабаровского края;
3. Изучить реализуемые и действующие программы по развитию дошкольного образования в рассматриваемом крае;
4. Выявить существующие проблемы с дошкольным образованием и предложить пути их решения.
В работе были использованы следующие методы исследования:
― общенаучные – сбор и анализ научной и правовой литературы по теме исследования, обобщение ее в виде глав и параграфов работы;
― частнонаучные – методы статистики: статистическое наблюдение, метод группировки и обобщения данных с последующим представлением результатов анализа и их интерпретацией, а также методы математической обработки и графического представления данных.
Базой для написания курсовой работы послужила нормативно-правовая литература, ежегодные статистические сборники, статьи периодических изданий, общенаучная и методическая литература.
Структура работы состоит из введения, 2 глав, 4 параграфов, заключения и списка используемой литературы.
В работе было использовано 26 литературных источников.
Работа представлена на 30 страницах машинописного текста.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Общая характеристика дошкольного образования
Чтобы интерпретировать понятие «дошкольное образование», необходимо уточнить, что представляет собой процесс обучения в целом, поскольку термин «дошкольное образование» подразумевает, что образовательный процесс относится к определенной возрастной группе, а именно к детям дошкольного возраста. Дошкольное детство - это период развития ребенка от рождения до школы [21].
Итак, образование - это процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества, объединяющей воспитание и обучение, в ходе которой индивид усваивает совокупность моральных и культурных ценностей, соответствующих его интересам и социальным ожиданиям.
Образование - целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, сопровождаемый заявлением о достижении образовательных уровней, установленных государством [3].
Обучение, которое является социально значимым преимуществом и осуществляется в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупности приобретенных знаний, навыков, навыков, ценностей, опыта и компетентности определенной суммы и сложности. для интеллектуальных, духовных, моральных, творческих, физических целей. и (или) профессиональное развитие человека, удовлетворение его образовательных потребностей и интересов.
Существуют следующие уровни/ступени образования:
- дошкольное образование;
- общее (включает в себя 3 ступени: начальное общее, основное общее, полное общее образование)
- начальное профессиональное
- среднее профессиональное
- высшее профессиональное
- послевузовское профессиональное
- дополнительное (повышение квалификации и т.п.).
ДО является одним из фундаментальных этапов социализации человека, это образование, полученное детьми в процессе реализации общеобразовательных программ в сети дошкольных образовательных учреждений или под руководством родителей, которые являются первыми учителями и должны заложить основу в младенческом возрасте ребенка [5].
Концепция дошкольного образования включает в себя процесс воспитания, обучения и развития детей, а также осуществление присмотра за детьми, ухода и их оздоровления [5].
Дошкольное образование на современном этапе осуществляется, как правило, в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях (дошкольных учреждениях), учреждениях дополнительного образования для детей (центрах и ассоциациях по раннему развитию детей), но может также проводиться дома в семье.
Система дошкольного образования внедряется в дошкольных образовательных организациях и в семейных условиях и представляет собой обеспечение разностороннего, целенаправленного, функционально единого процесса воспитания и обучения, что способствует обеспечению физического и психического развития детей, их своевременной передаче в следующий уровень образовательной системы. В процессе дошкольного образования формируется общая культура детей дошкольного возраста, развиваются физические, интеллектуальные, нравственные, эстетические и личностные качества детей, формируются предпосылки для учебной деятельности, поддерживается и укрепляется здоровье детей [4].
Дошкольное образование является основой всей системы образования, поскольку именно здесь закладываются основы личности, которые определяют характер будущего развития ребенка.
В качестве основных принципов реализации дошкольного образования можно выделить следующие принципы [5]:
- обеспечение полноценной ценности детей, живущих на всех этапах дошкольного детства;
- образовательные мероприятия планируются и осуществляются в строгом соответствии с индивидуальными особенностями детей, а деятельность дошкольников по выбору образовательного контента поощряется;
- организация взаимодействия детей дошкольного возраста и взрослых, когда ребенок является полноправным участником образовательного процесса;
- взаимодействие дошкольных образовательных организаций и семей;
- ознакомление дошкольников с социокультурными нормами, семейными традициями, а также социальными и государственными обычаями;
- помощь в формировании познавательного интереса и познавательных действий при организации различных мероприятий;
- принцип соответствия (условия, требования, методы реализуются в строгом соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями развития).
Дошкольное образование в современной системе образования выделено в качестве первого звена.
Основной целью дошкольного образования является обеспечение полноценного развития дошкольника.
Задачами дошкольного образования являются:
- обеспечение защиты жизни и здоровья, физического развития детей;
- реализация развития детей (индивидуальное, социальное и личностное, художественно-эстетическое);
- осуществление коррекционно-развивающего воспитания детей;
- организация взаимодействия и сотрудничества с семьями детей.
Успех дошкольного образования определяется в соответствии с различными критериями, среди которых можно выделить следующие: достаточный уровень вычислительных, графических навыков, навыков чтения, понимания смысла учебного задания, его осознанности, навыков слушания, запоминания, навыки общения, высокий уровень самоконтроля.
1.2. Статистика дошкольного образования
Назовем некоторые особенности дошкольного образования, которые во многом определяют подходы к его оценке [2]:
- невозможность оценки учебных достижений воспитанников в формах, которые активно используются на других уровнях образования, например, в форме тестирования или экзаменов, устных или письменных;
- невозможность получения оценок
Фрагмент для ознакомления
3
1. Балдин, К. В. Общая теория статистики: Учебное пособие / К. В. Балдин, А. В. Рукосуев. - М. : Дашков и К, 2015. - 312 c.;
2. Батракова, Л. Г. Социально-экономическая статистика : Учебник / Л. Г. Батракова. - М. : Логос, 2013. - 480 c.;
3. Батракова, Л. Г. Теория статистики : Учебное пособие / Л.Г. Батракова. - М. : КноРус, 2013. - 528 c.;
4. Гагарина, С. Н. Экономико-статистическая оценка как инструмент управления качеством жизни населения в целях устойчивого развития региона / С. Н. Гагарина, Н. Ю. Чаусов // Вестник университета (Государственный университет управления). 2016. - № 12;
5. Гришина, Е. Е. Анализ современных моделей повышения доступности услуг дошкольного образования и содержания детей / Е. Е. Гришина, П. О. Кузнецова. – НП Дальневосточные правовые ресурсы. – 2008. – 12 с.;
6. Долгова, В. Н. Теория статистики : Учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Н. Долгова, Т. Ю. Медведева. – Люберцы : Юрайт, 2016. - 245 c.;
7. Игнашева, Т. А. Применение эконометрических моделей в экономико-социальных исследованиях // Актуальные проблемы науки: сборник научных трудов по материалам I Всероссийской (заочной) научно-практической конференции (с международным участием). - Нефтекамск, 2014. - С. 31 – 33;
8. Минпросвещения России. [Официальный интернет-ресурс] Режим доступа: https://edu.gov.ru/. Дата обращения 02.04.2021;
9. Официальный сайт Правительства Хабаровского края. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gov.khabkrai.ru. – Дата обращения: 01.04.2021;
10. Официальный сайт администрации города Хабаровска. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.kabarovskadm.ru. – Дата обращения: 01.04.2021;
11. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю. – Росстат. – Режим доступа: www.gks.ru;
12. Официальный сайт Росстата. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.habstat.gks.ru. – Дата обращения: 01.04.2021;
13. Постановление правительства Хабаровского края от 5 июня 2012 года №177-пр «О государственной программе Хабаровского края "Развитие образования и молодежной политики Хабаровского края». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2012/07/03/habarovsk-post177-reg-dok.html – Дата обращения: 01.04.2021;
14. Постановление от 30.12.2013 г № 476-ПР «О предоставлении субсидий частным дошкольным образовательным организациям, частным общеобразовательным организациям на возмещение затрат, связанных с предоставлением дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://khabarovsk-gov.ru/doc/21173. – Дата обращения: 01.04.2021;
15. Постановление Законодательной Думы Хабаровского края «О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае (с изменениями на 18 февраля 2021 года)». [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://ланвер.рф/search/kodeks/region/id/86/parent_id/10/theme_id/4/offset/180/document/995114660. – Дата обращения: 01.04.2021;
16. Публичный доклад «Образование в Хабаровском крае: итоги 2014 года» Министерство образования и науки Хабаровского края. [Электронный ресурс]: / Сайт Министерства образования и науки Хабаровского края, URL: http://minobr.khb.ru_za_2014.doc. Дата обращения 15.10.2015;
17. Распоряжение Правительства РФ от 11.09.2008 № 1313-р «О реализации Указа президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://правительство.рф. – Дата обращения: 01.04.2021;
18. Распоряжение правительства Хабаровского края от 3 марта 2014 года №127-рп "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") «Повышение эффективности и качества услуг образования в Хабаровском крае до 2018 года». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2014/03/12/habarovsk-rasp127-reg-dok.html. – Дата обращения: 01.04.2021;
19. Распоряжение министерства образования и науки Хабаровского края № 432 от 22.03.2016г. «Об инновационной инфраструктуре сферы общего и дополнительного образования в Хабаровском крае». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kgskouskosh3.ru/. - Дата обращения: 01.04.2021;
20. Симоненко Н. Н. Управление образовательными услугами с применением инновационных методов обучения / Н.Н. Симоненко // Вестник Тихоокеанского государственного университета. – 2012. - №2(25). – С. 207;
21. Сюпова, М. С. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления в дошкольном образовании (на примере города Хабаровска) / М. М. Сюпова // ЕСТНИК ТОГУ. - 2013. - № 1(28). – С. 225-232;
22. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - Российская газета - Федеральный выпуск № 303(5976). – 2012;
23. Хальзова, Н. А. Анализ рынка дошкольного образования в Хабаровском крае / Н. А. Хальзова, Ю. В. Лунина // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2020. Том 1. - № 1(30). – С. 362-365;
24. Хальзова, Н. А. Развитие рынка дошкольного образования в Хабаровском крае / Н. А. Хальзова, Я. И. Данелите // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ». – 2016. - Том 7. - № 1. - С. 170 – 174;
25. Центральная база статистических данных // Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : URL: http: // http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/dbinet.cgi. Дата обращения: 01.04.2021;
26. Яковлева, А. В. Экономическая статистика : Учебное пособие / А. В. Яковлева. - М. : ИЦ РИОР, 2013. - 95 c.