Фрагмент для ознакомления
2
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПАНИИ ПАО «АВИАКОМПАНИЯ «ЮТЭЙР»
ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» является ядром группы «ЮТэйр», которая включает в себя компании, осуществляющие эксплуатацию воздушных судов (самолетов и вертолетов), а также компании по ремонту и техническому обслуживанию воздушных судов, подготовке персонала, сервисному обеспечению рейсов.
В 2016 году самолетами Авиакомпании «ЮТэйр» перевезено 6 654 417 пассажиров.
В настоящее время Авиакомпания выполняет рейсы более чем по 165 направлениям, 65 из которых ‒ уникальные. На сегодняшний день «ЮТэйр» обладает современным парком воздушных судов, насчитывающим 65 самолетов и 31 вертолет.
Основным хабом Авиакомпании является московский международный аэропорт Внуково, через который ежедневно проходит более 130 рейсов Авиакомпании. Штаб-квартира расположена в Сургуте. Авиакомпания «ЮТэйр» входит в регистр операторов IOSA с 2008 года.
Основным конкурентным преимуществом ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» перед другими авиаперевозчиками является широкая диверсификация деятельности и соответственно доходов. Структура бизнеса авиакомпании включает пассажирские и грузовые авиаперевозки, вертолетные работы, аэропортовую деятельность в собственных аэропортах, техническое обслуживание и ремонт авиатехники на собственных авиационно-технических базах, кеттеринговые услуги.
ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» занимает одно из ключевых мест в транспортной инфраструктуре России и обеспечивает основной объем работ на вертолетах для нужд нефтегазового комплекса Сибири. Среди основных заказчиков авиакомпании - ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Сибнефть- Ноябрьскнефтегаз», ОАО «Сибнефтепровод», ОАО «Газпром» и многие другие.
С 1991 года «Авиакомпания «ЮТэйр» сотрудничает с ООН, предоставляя вертолетные услуги для обеспечения миротворческих миссий по всему миру. Авиакомпания также является ведущим поставщиком вертолетных услуг для различных отраслей экономики России. Работа по контрактам с ООН и вертолетные работы имеют более высокую рентабельность по сравнению с традиционными услугами по перевозке пассажиров, и специализация в этой сфере выгодно отличает ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» от других ведущих отечественных авиакомпаний.
В 2016 году Авиакомпания реализовала целый набор инициатив в направлении формирования конкурентоспособного продукта:
Увеличение удельного налета на 1 ВС в год до 3041,5 часов, 10% прирост относительно уровня 2015 года
Развертывание новой тарифной линейки, состоящей из 3-ёх тарифов эконом-класса и 1 тарифа бизнес-класса
Переход на 3-х волновое расписание в основном хабе во Внуково
Увеличение количества самолет/вылетов на 13% до 78,5 тысяч вылетов в год
Обновление цифровых площадок обслуживания пассажиров (вэб сайт и мобильное приложение)
Увеличение средней загрузки на 2 пп с 70% в 2015 году до 72% в 2016 году
Все это позволило принципиально улучшить операционную и коммерческую эффективность Авиакомпании и выйти в прибыль по финансовым показателям.
Ключевые показатели работы компании в 2014-2016 гг. приведены в таблице 1.
В 2016 году в рамках программы по повышению эффективности объем производственной программы был увеличен на 9,9%. В 2016 году Авиакомпания «ЮТэйр» перевезла 6,65 млн. пассажиров, пассажирооборот при этом составил 10,8 млрд. пкм. Занятость пассажирских кресел составила 71,9%. За отчетный период Авиакомпания перевезла 23,9 тыс. тонн грузов и почты, при этом выполненный тонно-километраж составил 52,7 млн. ткм. Коммерческая загрузка увеличилась на 1,7 п.п., до 56,3%, транспортный налет составил 182,5 тыс. часов.
Производственные показатели ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» по вертолетным работам приведены в таблице 2.
В связи с реструктуризацией вертолетного сегмента произошло перераспределение объемов работ внутри Группы «ЮТэйр», таким образом, с сокращением объемов вертолётных работ в ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» увеличивается объем работ АО "ЮТэйр-Вертолетные услуги".
В 2016 году в связи с реструктуризацией бизнеса и передачей контрактов по основным заказчикам авиационных услуг произошло перераспределение объемов работ между ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» и АО «ЮТэйр-Вертолетные услуги». В 2016 году вертолетами «ЮТэйр» было перевезено 83 683 человек, объем перевезенных грузов составил 2 086 тонн. Вертолетный налет ПАО Авиакомпания «ЮТэйр» в 2016 году составил 17 575 часов.
В течение 2016 года Авиакомпания «ЮТэйр» выполняла авиатранспортные работы для миротворческих миссий ООН в следующих странах: Судан (UNAMID, UNISFA), Южный Судан (UNMISS), Афганистан (UNAMA), Мали (MINUSMA) и Центральноафриканской республике (MINUSCA), а также авиаработы для WFP (Южный Судан).
Общий физический налет воздушных судов по контрактам ООН в 2016 году составил 12,5 тыс. часов, что на 5,4 тыс. часов или 30,0% ниже фактического налета воздушных судов за 2015 год. Основной причиной снижения налета по сравнению с фактом 2015 года является перевод контрактов АО «ЮТэйр – Вертолетные услуги».
Ниже представлен обзор основных финансовых результатов по данным отчетности, подготовленной в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета, а также индикаторы финансового состояния ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» (таблица 3).
За прошедший трехлетний кризисный период (2014-2016 гг.), как показали результаты исследований ГосНИИ ГА, кардинально изменилась структура российского авиатранспортного рынка:
в структуре пассажиропотока удельный вес пассажиров внутренних воздушных линий (ВВЛ) вырос с 46,4% до 63,7%, удельный вес пассажиров международных воздушных линий (МВЛ) упал соответственно с 53,6% до 36,3%;
средняя дальность перевозок пассажиров гражданской авиации России сократилась с 2663 км до 2434 км;
возросла конкуренция перевозок через московский авиационный узел.
В составе первоочередных антикризисных мер Минтранс России способствовал снижению ставки НДС на ВВЛ с 18% до 10%. Это обеспечило базовую возможность 32 существенного снижения убыточности ВВЛ без повышения финансовой нагрузки на авиапассажиров. Была продолжена реализация отраслевых и региональных программ субсидирования
Фрагмент для ознакомления
3
1. Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент: Учеб. длявузов. Реком.УМО. - М.: ИНФРА-М, 2009.
2. Ионова А.Ф. Финансовый анализ:Учеб.для вузов. / А. Ф. Ионова, Н. Н. Селезнева. - М.: Проспект, 2008.
3. Поляк Г.Б. Финансовый менеджмент: Учеб.для вузов. Реком. Минобр. РФ. 2-е изд., перераб.и доп. - М. : ЮНИТИ, 2008.
Дополнительный
4. Бригхэм Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент. Полный курс. В 2 т. – СПб.: Экон.шк., 1998.
5. Ван ХорнДж.Н. Основы управления финансами. М: «Финансы и статистика», 1997.
6. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. М.: «Финансы и статистика», 2002.
7. Овсийчук М.Ф., Сидельникова Л.Б. Финансовый менеджмент: Учебное пособие – М., 2003.
8. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник/ Под ред. Е.С.Стояновой. М.: «Перспектива», 2000.
9. Четыркин Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчетов. М.: Дело, 1998.