Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1 Содержание права граждан на доступ к информации о деятельности органов власти: международное и конституционное закрепление. Местное самоуправление в России как форма народовластия 5
1. Право на доступ к информации о деятельности органов власти в международно-правовых документах, Конституции РФ, научной доктрине 5
2. Отдельные характеристики организации местного самоуправления в РФ. 8
Глава 2. Информация, доступ к информации о деятельности органов власти в отечественном законодательстве. Практика органов местного самоуправления, надзорных и судебных органов. Процессы цифровизации в современной России 13
1. Комплексное регулирование доступа граждан к информации о деятельности органов власти 13
2. Отдельные вопросы надзорной и судебной практики при размещении органами местного самоуправления (муниципальные образования Республики Коми) информации на официальных сайтах 20
3. Информационное общество и цифровое государственное управление. 23
Заключение 32
Список источников и литературы 34
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Исходя из степени признания и обеспевченности в государстве право на информацию о деятельности публичной власти можно судить о реальном его приверженности демократическим ценностям. Открытый диалог с институтами гражданского общества, гражданами, гласность при принятии решений – позволяют публичным институтам следовать в своей деятельности интересам человека, и, как следствие, получать от них поддержку, сохранять баланс интересов в обществе, а гражданам - реализацию собственных прав, свобод и законных интересов. Поэтому вопросы доступа к информации о деятельности публичных органов будут постоянно актуальными и особенно сейчас, в период продолжающегося строительства информационной инфраструктуры.
Цель данной работы – определить достаточность законодательного, доктринальное закрепление права граждан на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления, выявить проблематику и пути разрешения возникающих вопросов. Объектом исследования здесь являются правоотношения, складывающиеся в связи с реализацией такого права, исполнением органами местного самоуправления своих обязанностей, предметом исследования – соответствующие международные правовые акты, национальное законодательство, надзорная и судебная практика. В соответствии с поставленной целью задачами являются:
- рассмотрение международного-, конституционно-правового, доктринального содержания права на доступ к информации о деятельности органов власти, в том числе, органов местного самоуправления;
- изучение надзорной практики органов прокуратуры и судебной практики в части привлечения к административной ответственности, выявление актуальной проблематики;
- изучение влияния внутренней политики России в части развития информационного общества, цифровизации государственного и муниципального управления на обеспечение доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления.
Методологической основой настоящей работы является совокупность общенаучных методов исследования, в том числе, анализ изучаемых явлений и синтез полученных результатов, индукция и дедукция. Использованы также историко-юридический, формально-логический, структурно-логический и другие методы познания правовых явлений.
Глава 1 Содержание права граждан на доступ к информации о деятельности органов власти: международное и конституционное закрепление. Местное самоуправление в России как форма народовластия
1. Право на доступ к информации о деятельности органов власти в международно-правовых документах, Конституции РФ, научной доктрине
Право на доступ к информации о деятельности органов власти является одним из базовых элементов демократического государства и правового положения человека и гражданина, нашедшее отражение в международно-правовых документах. Во Всеобщей декларации прав человека (ст. 19) оно трактуется как свобода беспрепятственно отстаивать свои убеждения, искать, получать и распространять информацию и идеи . В Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 10) провозглашается право каждого свободно выражать свое мнение . Это право, независимо от государственных границ, включает свободу придерживаться своего мнения получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей. Аналогичным образом содержание данного права раскрывается в Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 19) : свобода искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи по своему выбору устно, письменно, посредством печати, художественных форм выражения или иными способам. «Свобода информации является основополагающим правом человека и представляет собой критерий всех видов свободы, защите которых Объединенные Нации себя посвятили».
Модельный закон о праве на доступ к информации в 2004 г. принят в отношении стран СНГ .
Положения о правах и свободах человека и гражданина Конституции РФ содержат принципиальные основы национального регулирования взаимоотношений граждан и органов власти в части открытости деятельности последних:
1) право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29);
2) возможность каждого ознакамливаться с информацией и документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ч. 2 ст. 24);
3) право граждане Российской Федерации участвовать в управлении делами государства лично и через своих представителей: право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления; участвовать в референдуме; право на равный доступ к государственной службе (ст. 32). В последнем случае, представляется не хватает упоминания и о муниципальной службе, поскольку она не охватывается понятие государственная служба (здесь – также в части требований о доступе к информации о поступлении на нее, прохождении и пр.), аналогичные требования предусмотрены федеральным законом о муниципальной службе ;
4) право граждан Российской Федерации обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы власти (ст. 33);
5) право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42);
6) право каждого защищать свои права и свободы всеми, не запрещенными законом, способами (ст. 45).
Упомянутые и другие статьи Основного Закона России позволяют сделать вывод о том, что при обращении за информацией о деятельности органов власти, граждане РФ реализуют свои конституционные права (участвуют в деятельности органов власти, реализуют и защищают самые различные свои права, свободы и законные интересы) а на власть, таким образом, возложена обязанность по подготовке и предоставлению необходимой информации.
Таким образом, требование информационной открытости власти относится к основополагающим требованиям демократической политической системы, как во всем мире, так и в России. В научных исследованиях выделяют три основных уровня информационной открытости власти :
1. Элементарный доступ к социально-политической информации. При этом информационная открытость рассматривается как возможность получения гражданами сведений о деятельности органов власти и обеспечивается гарантией доступа к носителям информации, где фиксируются решения, затрагивающие общественно значимые вопросы.
2. Доступ к процессу принятия решений, участию в органах власти (наравне с ними) в аналитической работе, поиске приемлемых для всех решений, направленных на достижение желаемых результатов.
3. Открытость процесса принятия решений для участия представителей гражданского общества (неправительственных и невластных групп). Здесь многое зависит от политической и правовой культуры, развития институтов
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников и литературы
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, № 67, 05.04.1995.
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) // Собрание законодательства РФ, 08.01.2001, № 2, ст. 163.
3. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости Верховного Совета СССР, 28.04.1976, № 17, ст. 291.
4. Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985) // Собрание законодательства РФ, 07.09.1998, № 36, ст. 4466.
5. Модельный закон о праве на доступ к информации // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. 2004. № 34. С. 258 - 270.
6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
7. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 14.03.2020.
8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 09.03.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 27.03.2021) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
9. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 30.12.2020) «О средствах массовой информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // Ведомости СНД и ВС РФ, 13.02.1992, № 7, ст. 300.
10. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.03.2021) // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, № 40, ст. 3822.
11. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 08.05.2006, № 19, ст. 2060.
12. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 09.03.2021) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с
13. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О персональных данных» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2021) // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3451.
14. 20.03.2021) // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3448.
15. Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 27.10.2020) «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 05.03.2007, № 10, ст. 1152.
16. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, № 52 (ч. 1), ст. 6228.
17. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Собрание законодательства РФ, 16.02.2009, № 7, ст. 776.
18. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // Собрание законодательства РФ, 02.08.2010, №31, ст. 4179.
19. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Собрание законодательства РФ, 14.05.2018, № 20, ст. 2817.
20. Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 № 583 (ред. от 20.11.2018) «Об обеспечении доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных» // Собрание законодательства РФ, 29.07.2013, № 30 (часть II), ст. 4107.
21. Паспорт федерального проекта «Цифровое государственное управление» (утв. президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 28.05.2019 № 9) // https://digital.gov.ru по состоянию на 09.07.2019.
22. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года (утв. Правительством РФ 29.09.2018) Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://static.government.ru/ по состоянию на 02.10.2018.
23. Постановление Правительства Республики Коми от 28.09.2012 № 423 «О Государственной программе Республики Коми «Информационное общество» (с изменениями на 19 декабря 2019 года) // Электронный фонд правовых и нормативно- технических документов. https://docs.cntd.ru/document/422404466.
24. Постановлением Администрации Муниципального образования городского округа «Сыктывкар» от 11.04.2013 № 4/1236 г. Сыктывкар, Республика Коми Об утверждении Положения об официальном сайте администрации МО ГО «Сыктывкар». https://xn--80adxb5abi4ec.xn--p1ai/attachments/article/15027/1236.pdf.
25. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.05.2011 № 9-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 части 4 и части 5 статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Н.М. Савостьянова» // Вестник Конституционного Суда РФ, № 4, 2011.
26. Постановление Конституционного Суда РФ от 01.12.2015 № 30-П «По делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и части 1.1 статьи 3 Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» // Вестник Конституционного Суда РФ, № 2, 2016.
27. Комкова Г.Н. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов / Г.Н. Комкова, Е.В. Колесников, М.А. Липчанская. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 369 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04505-5. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468358/(дата обращения: 01.04.2021).
28. Кузьмин А.В. Основы обеспечения открытости органов государственной власти в РФ // Ученые записки Тамбовского отделения РосМУ. 2018. № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovy-obespecheniya-otkrytosti-v-deyatelnosti-organov-gosudarstvennoy-vlasti-v-rf.
29. Местное самоуправление: учебник для вузов / Н.С. Бондарь [и др.]; под редакцией Н. С. Бондаря. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 386 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03681-7. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471757/ (дата обращения: 01.04.2021).
30. Подопригора А.В. Генератор реальности: информация и механизмы самоорганизации // Антиномии. 2016. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/generator-realnosti-informatsiya-i-mehanizmy-samoorganizatsii.
31. Материалы, размещенные на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики. https://rosstat.gov.ru.
32. Материалы Официальный сайт Выльгортского судебного участка Сыктывдинского района Республики Коми. http://vilgortsky.komi.msudrf.ru.
33. Мониторинг госсайтов https://gosmonitor.ru/fundamental.
34. Информация с сайта Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Татарстан». https://sovmo.tatarstan.ru.