Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Во ФГОС НОО определены основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Одним из направлений выделяется воспитание нравственных чувств и этического сознания. Этические чувства – это чувства, в которых отражается отношение человека к требованиям общественной морали. Они связаны с мировоззрением, мыслями, идеями, принципами и традициями. К ним относятся: любовь, сострадание, прощение, доброжелательность, гуманность, преданность и др.
В философской, психологической и педагогической литературе об этике, нравственности и морали написаны сотни томов, великие умы человечества пытались разобраться в этих вопросах. Однако и в настоящее время воспитание этического сознания, этических чувств и этического поведения является сложной проблемой, как в психологии, так и в педагогике.
Сегодня этические проблемы стоят как никогда остро. В современном обществе изменились ценностные ориентации, акцент делается не на духовные, а на материальные ценности. Понятия добра и зла, хорошего и плохого стали очень размыты.
Без сформированности понятий о добре и зле, долге, совести, справедливости, чести и достоинстве, свободе и ответственности, счастье и смысле жизни, а также представлений о нравственном идеале невозможно ни подлинное взаимодействие человека с миром, ни само настоящее развитие человека. Это делает задачу развития этических чувств чрезвычайно актуальной, своевременной и необходимой.
Вопросы нравственного воспитания волновали общество во все времена. В настоящее время происходят изменения во всех сферах жизни общества. В связи с этим очень остро стоит проблема формирования нравственных ценностей подрастающего поколения. Проблеме формирования представлений о нравственных ценностях у детей посвящены работы Я.А. Коменского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского.
В настоящее время эта проблема представлена в трудах Т.И. Петраковой, О.В. Пантелеевой, В.Т. Чепикова, Е.В. Фадич, М.И. Ковалевой, И.В. Метлик. Ведущие психологи, педагоги В.Т. Чепиков, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн отмечали, что именно в младшем школьном возрасте, закладывается представление о нравственных ценностях и формируется осознанное, правильное к ним отношение. Так, например, В.Т. Чепиков писал: «В данный возрастной период происходит чрезвычайно интенсивное усвоение ребенком этических правил, норм и принципов, формирование связанных с ними нравственных привычек поведения и нравственных качеств личности».
В современном мире образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации общества. Нравственное воспитание учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Особое место в формирование основ нравственного самосознания личности отведено начальной школе, так как младший школьный возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. В этом возрасте ребенок восприимчив к усвоению моральных знаний, которые являются регулятором духовно-ориентированного поведения, его мотивов. Считаю, что от того, как будет воспитан младший школьник в нравственном отношении, зависит не только его дальнейшее успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.
Инструментом реализации ФГОС, следовательно, и поставленных целей и задач духовно-нравственного развития и воспитания личности выступает содержание учебных предметов. Так, например, содержание курса «Литературное чтение» (авторы: Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова) обеспечивает формирование личности младшего школьника через восприятие и осознание культурно-исторического наследия народа. Для этого используются тексты классической и современной литературы, фольклорные произведения разных народов. Система вопросов и заданий способствует формированию культуры речевого общения, развитию творческих способностей учащихся, приобщает их к духовно-нравственным ценностям, знакомит с этическими и эстетическими нормами.
Ценностью художественной литературы является возможность анализа положительных результатов нравственных поступков героев, сравнения разных позиций и моделей поведения положительных и отрицательных персонажей. Таким образом, в процессе освоения литературного наследия у младших школьников формируется нравственная и культурная основа его личности.
Исходным материалом на уроке чтения служит литературное произведение, основой которого является слово автора. И от того, насколько точно ребенок поймет не только лексическую, но и нравственную, эмоциональную сторону слова, зависит и понимание ребенком нравственной проблемы произведения.
В процессе учебной деятельности у детей формируется различные нравственные качества. Чтение как форма деятельности включает в себя разные аспекты формирования нравственных качеств и в связи с этим их следует считать фактором нравственного развития личности.
Эффективность учебной деятельности школьников будет заключаться в том, что, если педагогические условия будут способствовать раскрытию и развитию духовно – нравственных качеств школьников, а именно ответственности, доброжелательности, самостоятельности. Все это возможно реализовать на уроках литературного чтения.
Проблема: как формировать нравственные качества младших школьников на уроках литературного чтения?
Противоречие: между содержанием процесса воспитания младших школьников в соответствие с ФГОС НОО и содержанием учебных дисциплин.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: содержание уроков литературного чтения в начальной школе.
Цель исследования: изучить возможности художественной литературы на уроках литературного чтения как средства формирования морально-нравственных представлений у младших школьников.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить сущность и понятие нравственного воспитания и морально-этические ценности;
• Охарактеризовать особенности младшего школьного возраста;
• Выявить возможности формирования нравственных ценностей на уроках литературного чтения;
• Провести диагностику сформированности морально-нравственных представлений и этических чувств у младших школьников;
• Предложить направления работы по формированию морально-нравственных представлений у младших школьников средствами художественной литературы.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы формирования этических чувств у младших школьников
1.1. Сущность и понятие нравственного воспитания и морально-этические ценности
На разных этапах истории нравственное воспитание рассматривалось по - разному, так как содержание воспитания закономерно связанно с исторической реальностью. Большую роль нравственному воспитанию отводил выдающийся швейцарский педагог - демократ Г. Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитательного учреждения. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям. Так же очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра» [40].
Однако, несмотря на такое внимание к нравственному воспитанию, в начале 90 - х годов, в связи с социально - экономическим и духовным кризисом, ценности и идеалы нашего общества претерпевали изменения. Это оказало отрицательное влияние на духовно-нравственную сферу образования, а так же на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку. В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.
В настоящее время, в условиях современности, внимание к проблеме возрастает, изучение вопросов нравственного воспитания личности стало первостепенным.
В психолого-педагогической литературе нравственное воспитание понимается как процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, предполагающий становление его к Родине, обществу, людям, труду, своим обязанностям и к самому себе. Нравственное воспитание есть процесс формирования нравственных качеств личности.
Известный доктор педагогических наук, профессор И.Ф. Харламов в своем труде «Педагогика» указал, что «формирование нравственных качеств, есть не что иное, как перевод нравственных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение». Под нравственными нормами, правилами и требованиями подразумеваются определенные отношения, предписанные обществом к деятельности человека в различных сферах личной и общественной жизни, во взаимодействии с другими людьми. Но помимо знания составляющих нравственного воспитания, важно понимать, что личность должна сама стремиться быть нравственной, что бы она соблюдала нормы и требования нравственности не по принуждению, а исходя из своего внутреннего влечения к ним [31].
Нравственное воспитание младшего школьника тесно связанно с учебным процессом. Однако его нельзя обособить в какой - то специальный воспитательный процесс.
Формирование нравственного облика протекает в ходе всей многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми младшего возраста и с взрослыми.
С выходом закона «Об образовании» был введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).
В связи с этим все образовательные программы начальной школы были доработаны и ориентированы на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, определенных ФГОС НОО, и реализацию «Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Согласно «Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России» важнейшей целью современного отечественного образования является воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Основным содержанием нравственного воспитания являются базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе национальных представлений:
• патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
• социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
• гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
• семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Абрамовских Н.В. К проблеме духовно-нравственного воспитания младших школьников [Электронный ресурс]/ Н.В. Абрамовских // Педагогическое образование в России. 2016. №5.
2. Ананьев Б.Г. Нравственное воспитание школьников [Текст]: практическое пособие / Б.Г. Ананьев. - М.: АРКТИ, 2017.
3. Баранов С.П. Методика обучения и воспитания младших школьников [Текст]: учебник по педагогике для бакалавров / С.П. Баранов, Л.И. Бурова, А.Ж. Овчинникова. – М.: Академия, 2015. – 375 с.
4. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2015.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование) [Текст] / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2015. – 464 с.
6. Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников. – М.: Просвещение, 2016. – 136 с.
7. Бородина Е.Н. Наследие [Текст]: метод. рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию детей в полихудожественнойигровой деятельности / Е.Н.Бородина. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2016.
8. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2017.
9. Буров А. В. К. П. Победоносцев об образовании и воспитании. / А. В. Буров // Проблемы взаимодействия духовного и светского образования. История и современность: XIII Рождественские православно-философские чтения. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр Нижний Новгород, 2015. – С. 405-410.
10. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк и др. — М.: Просвещение, 2015. — 24 с.
11. Дивногорцева С. Ю. Развитие идеи церковной школы в русской педагогике на рубеже XIX-XX вв. / С. Ю. Дивногорцева // Вестник ПСТГУ. Серия: Педагогика. Психология. – М.: Изд. ПСТГУ, 2015. – № 4 (19). – С. 70-81.
12. Дондокова Р.Б. Некоторые аспекты развития духовно - нравственных ценностей младших школьников // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. № 1-4. С. 62-65.
13. Дерябина В.А. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в проектной деятельности // Начальная школа плюс До и После. – 2017. – №6.
14. Дыбина О.В. Диагностика направленности ребенка на мир семьи [Текст]: учеб.- метод. пособие / О.В. Дыбина [и др.] ; под ред. О.В. Дыбиной. М.: Центр педагогического образования, 2019.
15. Дьяконова Л.П. Формирование нравственных ценностей младших школьников посредством народных традиций на уроках в начальной общеобразовательной школе // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2016. № 16. С. 48-50.
16. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - М.: Наука, 2017.
17. Зосимовский А. В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен // Педагогика. – 2015. – № 7. – С. 74.
18. Иванова Г.П. Освоение нравственных ценностей учащимися общеобразовательных школ в современных условиях. - М., 2015.
19. Калинина Л.В. Ориентация младших школьников на нравственные ценности // Начальная школа. 2015. № 1. С. 46-50.
20. Кларин М.В. Технология обучения: идеал и реальность. – Рига, 2018.
21. Ковалев Н. Е., Райский Б. Ф., Сорокин Н. А. Введение в педагогику. – М.: Просвещение, 2016.
22. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 2-е издание / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - Москва "Просвещение" 2015. - С.18-19.
23. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Просвещение, 2017. – 480 с.
24. Максакова В.И. Организация воспитания младших школьников: Метод пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2016.
25. Мартыненко Г.В., Проданик Н.В. Преподавание основ народного православия в рамках курса "Основы религиозных культур и светской этики": проблемы и перспективы // В сборнике: Встреча культур в пространстве Сибири научные исследования, мемуаристика, художественная критика. под редакцией Н. К. Козловой, Т. И. Подкорытовой. Омск, 2015. С. 253-257.
26. Маслов, С.И. Эмоционально-ценностное образование младших школьников / С.И. Маслов. – Тула, 2017.
27. Метлик И.В., Потаповская О.М. Проблемы методики преподавания православной культуры в школе в аспекте государственно-церковных отношений // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2015. № 4 (39). С. 29-49.
28. Михайлова Е.В. Психологические основы формирования нравственных ценностей у младших школьников // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2015. Т. 13. № 1. С. 72-75.
29. Новикова В.И. Воспитание у младших школьников нравственных ценностей / учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 031200 (050708) - Педагогика и методика начального образования / В. И. Новикова ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Таганрогский гос. пед. ин-т". Таганрог, 2016.
30. Новикова Е.Т. Формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности // Психология образования в поликультурном пространстве. 2015. № 32 (4). С. 105-111.
31. Педагогика: учебник для академического бакалавриата. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016.
32. Платонова Л.А. Формирование духовно-нравственных ценностей у младших школьников через уроки по предмету "основы православной культуры" // В сборнике: ПРОБЛЕМЫ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ШКОЛЕ И ВУЗЕ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОСТИ Межвузовский сборник научных работ. А.Е. Новиков. 2015. С. 51-56.
33. Победоносцев К. П. Воспитание характера в школе. / Перевод с англ. К. П. Победоносцева. – СПб.: Ред. жур. «Народное образование», 2016. – 14 с.
34. Приказ Минобразования России от 1 июля 2003 г. № 2833 "О предоставлении государственными и муниципальными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ" (зарегистрирован в Минюсте России 5 августа 2003 г. №4955).
35. Равкин З.И. Конструктивно-генетическое исследование ценностей образования – одно из направлений развития современного отечественной педагогической теории / З.И. Равкин // Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект). – М.: ИТПиО РАО, 2015.
36. Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В. В. Давыдова. – М., 2015. – 313 с.
37. Рубинштейн С. Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников.– М., 2016. – 183 с.
38. Ситаров В. А. Воспитание жизнеспособных поколений: позиция И. М. Ильинского // Знание. Понимание. Умение. – 2016. – №3.
39. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 576 с.
40. Столяренко Л.Д. Педагогические технологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017.
41. Тугаринов В.П. Марксистская философия и проблема ценности // Проблема ценности в философии / под ред. А.Г. Харчева, Т.Н. Горштейн, М.А. Киселя и В.П. Тугаринова. М., Л., 2015. С. 14–24.
42. Трегубова Н. Н. Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами фольклора [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 27-29.
43. Ушинский. О нравственном элементе в русском воспитании // Педагогические сочинения: В 6 т. - М., 2015. Т. 2. С. 27−28.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357, от 31.12.2015 № 1576)
45. Холодкова О.Г., Малохвей С.М. К проблеме развития нравственных ценностей младших школьников // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 4 (47). С. 37-40.