Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Курсовая работа на тему «Оплата услуг ЖКХ» освещает актуальные проблемы современного этапа существующей системы учета.
Коммунальное хозяйство - одна из важнейших и наиболее проблемных секторов экономики страны. В условиях нестабильности ему присущи проблемы нехватки средств для формирования базовых условий жизни населения. Это, в свою очередь, влияет на процесс социально-экономического развития государства в целом.
Рыночные преобразования коснулись многих факторов функционирования комунального хазяйства, но не стали фактором роста качества предоставления коммунальных услуг и улучшения условий обслуживания населения. Одной из важнейших предпосылок преодоления негативных явлений, безусловно является система учета и контроля, которые способны обеспечить повышение эффективности хозяйствования, в том числе на основе рационального использования имеющихся ресурсов.
Оплата, учет и контроль за оплатой коммунальных услуг позволит не только повысить уровень поступлений в ЖКХ, но и вследствие этого позволит повысить качество предоставляемых услуг и расширить их сферу
Выбор темы курсовой работы обусловлен тем, что проблемам разработки информационных систем учета и контроля оплат жильцами за ЖКУ в условиях рыночных отношений придается важное значение, но они еще не достаточно широко применяются, в частности из-за низкой компьютерной грамотности людей пожилого возраста, с низким уровнем образования и людей других категорий людей с низкой информационной грамотностью. В работе мы пытались осветить поставленные вопросы, рассмотреть проблемы существующей практики учета и завершить их обобщающим итогом, а также показать перспективы дальнейшего развития.
Несмотря на то, что одним из сдерживающих факторов внедрения и развития автоматизированных систем оплаты за ЖКУ является низкая компьютерная грамотность населения стоит отметить, что данные системы не только повышают эффективность работы отдельных категорий работников ЖКХ, но и повышают качество предоставляемых услуг.
Целью данной работы - является проектирование информационной системы автоматизированной оплаты за услуги ЖКХ и моделирование ее отдельных модулей.
Для реализации поставленных целей необходимо выполнить ряд задач, а именно:
- рассмотреть основные понятия и процессы, связанные с начислением платежей за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ),
- рассмотреть понятия и значения основных услуг и тарифов жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ),
- изучить организационную структуру ЖКХ и выявить объекты автоматизации,
- изучить основные бизнес-процессы при оплате за ЖКУ и выяснить какие из них подлежат автоматизации,
- определить цели и задачи автоматизации,
- провести анализ бизнес-процессов подлежащих автоматизации,
- выполнить проектирование ИС
1. Исследование предметной области
1.1. Основные понятия, связанные с начислением и выплатой коммунальных платежей
Жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) — услуги по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов коммунального назначения.
Коммунальные услуги — это предоставление услуг холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжение, газоснабжение и отопление.
В многоквартирных домах жилищно-коммунальные услуги предоставляются товариществами собственников жилья (жилищно-строительными кооперативами) или управляющими организациями, при непосредственном управлении возможен вариант предоставления ЖКУ самими жильцами. Следует учесть, что под объектами жилищно-коммунального назначения следует понимать объекты внешнего благоустройства территории городов и населенных пунктов в виде зеленых насаждений, городские дороги и элементы их благоустройства, пешеходные и велосипедные дорожки, объекты инженерной защиты территории, уличное освещение, объекты санитарной уборки, а также обустроенные площадки, стоянки, участки, устройства и конструкции, размещенные на придомовой территории.
В процессе поддержания и восстановления надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов коммунального назначения фактически исполнитель занимается их эксплуатацией. В настоящее время различают зимний (осенне-зимний) и летний (весенне-летний) периоды эксплуатации. В соответствии с данными периодами эксплуатации эксплуатирующие организации и проводят регламентные работы в части обследования зданий и их эксплуатационного контроля в области элементов зданий и сооружений.
Структура платы за коммунальные услуги и жилое помещение изложена в статье 154 Жилищного кодекса РФ.
Основные принципы определения размера платы за коммунальные услуги устанавливает статья 157 Жилищного Кодекса РФ.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Часть 4 статьи 154 Жилищного Кодекса РФ определяет, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за:
• холодное и горячее водоснабжение;
• водоотведение;
• электроснабжение;
• газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах);
• отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется Правилами, установленными Правительством Российской Федерации. Такие Правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность".
Запрет на начисление пеней и штрафов за долги по жилищно-коммунальным услугам был введен с 6 апреля до 31 декабря. С 2021 года гражданам снова будут начислять неустойку. С 1 января неустойку могут потребовать по долгам, возникшим до 6 апреля уходящего года. Если задолженность образовалась в период моратория, гражданам дадут шанс вернуть долг, а пени начислят только с 31-го дня просрочки платежа.
Персональные данные
С января 2021 года поменяются правила взыскания долгов за ЖКУ. Управляющие компании и ресурсоснабжающие организации при подаче в суд иска на должника обязаны будут указать один из идентификаторов гражданина — паспортные данные, ИНН, СНИЛС или номер водительского удостоверения. Эти данные они смогут запрашивать через суд у органов власти. Такой порядок позволит получить необходимые сведения и защитит персональную информацию граждан.
Поверка счетчиков
В 2021 году россиянам необходимо провести поверку счетчиков. С 6 апреля до 31 декабря этого года из-за ограничений, связанных с пандемией, был установлен мораторий на поверку. Первые три месяца после отмены запрета — до апреля 2021 года — плату за услуги будут рассчитывать по средним показателям за последние полгода. Но если не провести поверку, с 6 апреля плату начислят по нормативу с учетом повышающего коэффициента 1,5.
Рост тарифов
Ежегодно в России плата за коммуналку индексируется, но повышение не может быть выше уровня годовой инфляции. В 2021 году тарифы на услуги вырастут с 1 июля. В каждом регионе установлены свои индексы их повышения. Например, в Москве — это 4,6%, в Подмосковье — 3,6%, а Санкт-Петербурге коммуналка может подорожать максимум на 3,5%. В столице уже с января 2021 года вырастет ставка за пользование жилым помещением для нанимателей квартир госфонда на 3,5%, за содержание жилого помещения — на 4,6%, а минимальный размер взноса на капремонт — на 3,5%.
Льготы на ЖКУ
С января 2021 года россияне, имеющие право на льготы или компенсации по оплате коммуналки, освобождены от предоставления органам соцзащиты документов об отсутствии долгов по коммунальным платежам. Учреждения соцзащиты обязаны будут самостоятельно проверить наличие или отсутствие долгов по квартплате через информационную систему ГИС ЖКХ. При наличии задолженности право на субсидию отменяется.
Таблица 1. Примеры тарифов на ЖКУ в разных регионах
Город Электроэнергия (руб./кВт-ч) Отопление (руб./Гкал) Гор. вода (руб./куб. м) Газ (руб./куб. м) Капремонт (руб./кв. м) Мусор (руб./чел.)
Москва 5,66 1929,41 205,15 6,83 18,86 18,86
Московская обл. 5,73 2535,11 164,58 6,35 9,07 893,20 / куб
Санкт-Петербург 4,82 1818,29 109,10 6,56 9 5,13 / кв.м
Волгоград 4,51 1765,24 135,14 8,95 6,56 514,14 / куб.
Новосибирск 2,80 1467,82 114,54 6,12 7,72 59,88
Казань 3,93 1809,70 21,42 5,72 6,11 71,95
Ростов-на-Дону 5,75 2386,62 65,03 6,32 9,92 84,40
Иркутск 1,17 1466,72 93,61 2,75 7,87 576,50 / куб.
Грозный 2,81 2045,68 18,56 4,94 6,72 93,53
1.2. Цены и тарифы на ус