Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность настоящей работы состоит в том, что недавно в России была проведена конституционная реформа, а так же началась масштабная административная реформа. Суть данных реформ состоит в том, что бы сделать органы власти более ответственными.
Дело в том, что согласно Конституции практически все органы власти в той или иной степени подконтрольны народу, т.е. избирателям. Например, избиратели могут во время очередных выборов не переизбрать в федеральный или региональный парламент ту или иную партию или отдельного депутата.
При этом стоит помнить, что в России избиратель выбирает только нижнюю палату парламента, т.е. Государственную Думу. При этом сегодня депутаты проходят в Думу по партийным спискам. Верхняя палата – Федеральное Собрание. Оно состоит из назначаемых сенаторов.
С другой стороны региональные чиновники подотчетны перед губернатором, т.е. руководителем региона. В этом случае сам губернатор может уволить плохого чиновника. Избиратель в таком случае может повлиять на работу государственного аппарата, только обратившись с жалобой на работу чиновника в соответствующий комитет администрации или в прокуратуру.
К сожалению сегодня, складывается картина двух полярной власти. Дело в том, что СМИ показывают постоянно активно передвигающегося и активного президента который постоянно говорит о необходимости исполнения обещаний и защиты прав избирателей. Действующий премьер-министр М. Мишустин так же ставит данный вопрос во главу угла работы своего кабинета министров.
Однако в тоже время формируется пул негативного отношения к работе государственного аппарата. Тот же негативный опыт работы некоторых губернаторов, которые не смогли справиться ни со своим регионом, ни смогли сохранить свою репутацию.
Отношение к работе парламента так же остается двояким. К сожалению люди, видят, что часто Государственная Дума затягивает решение важных вопросов или не блокирует принятие непродуманных законопроектов. Все чаще люди критикуют принимаемые федеральные законы.
В таком контексте Президент и правительство решили провести административную реформу, что бы сделать работу чиновников более зависимой от независимого контроля простых людей.
Цель исследования – выявить особенности системы государственных органов Российской Федерации.
Объект исследования – система государственных органов.
Предмет исследования – система государственных органов Российской Федерации.
Задачи исследования:
1. Подобрать и проанализировать научную литературу по проблеме исследования.
2. Дать определение термину «система государственных органов».
3. Дать характеристику системе государственных органов Российской Федерации
4. Выявить особенности система государственных органов Российской Федерации, возникшие после референдума 2020 года.
5. Сделать выводы по итогам исследования.
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Система органов власти в Российской Федерации
Конституция Российской Федерации является основным нормативным актом в стране, определяющим фундамент государственного строя. Этот документ был принят в 1993 году в ходе референдума. Важной особенностью Конституции является ее высшая юридическая сила.
На практике это означает, что вся действующая в стране нормативно-правовая база не должна ей не соответствовать. Если же документ не соответствует Конституции, то его действие может быть отменено как полностью, так и в части .
В Основном Законе РФ, кроме прочего, четко прописываются порядок формирования, полномочия и статус органов публичной власти. Этот момент является наиболее важным, поскольку от их функционирования зависит стабильность и жизнеспособность всей политической системы и государства в целом.
Структурно Конституция РФ состоит из нескольких частей. Так, следует выделить Преамбулу, первый раздел и второй раздел. При этом именно первый раздел и содержит в себе подавляющее большинство конституционных норм. Он состоит из 9 глав.
Среди них следует выделить главы 4-7 Конституции. Именно они содержат нормы, регулирующие порядок образования и осуществления деятельности органами власти в РФ.
Так, согласно действующему законодательству выделяются три их вида: законодательная, исполнительная и судебная. Все они имеют свои функции и полномочия, а также формально осуществляют свою деятельность независимо друг от друга.
Кроме этого, отдельно следует выделить Президента РФ. Согласно Конституции РФ он не относится к какому-либо органу государственной власти, при этом его полномочия имеют признаки каждой из них. Особый правовой статус Президента не является уникальным только для нашей страны, однако нельзя не отметить, что полномочия этого должностного лица весьма обширные.
Довольно распространенным является утверждение о наличии «четвертой ветви власти». Так иногда называют СМИ. Однако это не более, чем расхожее выражение, поскольку никаких властных полномочий за средствами массовой информации не закреплено.
Кроме этого, Конституция РФ отдельно выделяет прокуратуру, а ее полномочия устанавливаются нормами той же главы, где и прописаны полномочия судебной власти. Однако прокуратура это особый орган, на который возлагается обязанность по контролю исполнения законодательства.
Также Конституция вводит понятие местного самоуправления. Однако воспринимать местное самоуправление в качестве отдельной ветви власти не стоит. Под ним следует понимать процедуры самостоятельного решения тех или иных вопросов локального характера населением. Как правило, это выражается в виде формирования и осуществления деятельности специально созданных органов местного самоуправления .
Таким образом, можно сделать вывод, что в России была создана система государственной власти. Лидером этой системы – президент. Согласно Конституции именно президент отвечает перед обществом за страну.
Исполнительная власть подотчетна президенту. Реализует распоряжения президента. Законодательная власть разрабатывает и корректирует законопроекты. Без утверждения парламента закон не действителен.
Судебная власть рассматривает вопрос о законности того или иного нормативно-правового акта.
1.2. Понятие о ветвях власти в России и правовой организации их деятельности
Президент РФ. Институту президентства посвящена 4 глава Основного Закона (ст. ст. 80-93). Так, Президент является главой государства. Именно он задает вектор и является ключевой фигурой при осуществлении как внутренней, так и внешней политики страны. Следует отметить, что Президент имеет представительские функции, то есть он как внутри государства, так и на международной арене представляет всю Российскую Федерацию в целом .
Официально на Главу государства возлагается и функция Верховного Главнокомандующего. На практике это означает, что ему в полной мере подчинены Вооруженные Силы. Президент во многом влияет на формирование органов исполнительной власти. Так, именно он назначает Главу Правительства, который, в свою очередь, формирует кабинет министров. При этом он вправе принять решение и о полном прекращении полномочий уже действующего кабинета. В отдельных случаях, которые прямо предусмотрены действующим законодательством, Президент вправе распустить Парламент страны. Кроме этого, Глава государства напрямую или опосредованно влияет на назначение практически всех высших должностных лиц страны.
Также в нашей стране Президент имеет право инициативы законодательного характера. Так, у него имеются полномочия вносить законопроекты. Также именно за Президентом остается последнее слово при принятии тех или иных законов. Нормативный акт не может возыметь действия, если он не одобрен руководителем страны. Также Президент страны издает распоряжения и указы. Они имеют обязательный характер и должны исполняться на всей территории всех субъектов страны.
Отдельно следует выделить право Президента осуществлять помилование лиц, которые осуждены судом за совершение уголовных преступлений. В этих
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) – Электронная правовая библиотека Консультант Плюс – [Электронный ресурс] – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ - Загл. с экрана – (дата обращения: 29.04.2021)
2. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ О Правительстве Российской Федерации – Электронная правовая библиотека Консультант Плюс – [Электронный ресурс] – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_366950/ - Загл. с экрана – (дата обращения: 29.04.2021)
3. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 09.11.2020) О Конституционном Суде Российской Федерации – [Электронный ресурс] – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4172/ - Загл. с экрана – (дата обращения: 29.04.2021)
4. Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ (ред. от 02.08.2019) О Верховном Суде Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.10.2019) – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158641/ - Загл. с экрана – (дата обращения: 29.04.2021)
5. Андреева В.С., Смирнова А.О. Органы власти в России. Структура и полномочия. – Казань: Меридиан, 2018. – 474 с.
6. Владимиров Н.С., Корнеев Е.М. Органы власти в России. Цели. Задачи. Полномочия. – Воронеж: Альянс, 2020. – 522 с.
7. Дмитриев П.И., Тимофеев Г.С. Органы власти в России. Принципы конституционного регулирования. – Мурманск: Полярные зори, 2017. – 389 с.
8. Жилина Е.Ю. Структура власти в России в вопросах и ответах. – Волгоград: Пламя, 2019. – 477 с.
9. Лебедев О.М., Носов М.С. Система органов государственной власти в России. Достоинства и недостатки. – Екатеринбург: Капитолий, 2020. – 476 с.
10. Медведева Н.А. Петрова М.С. Органы государственной власти России. – Казань: Пальмира, 2018. – 432 с.
11. Пономарева Л.В., Васильева О.В. Государственное устройство и система органов государственной власти. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 687 с.
12. Семенов О.В. Борисов А.В. Органы государственной власти в России. Перспективы развития. – Воронеж: ИД Ярус, 2019. – 531 с.
13. Смирнова А.О., Федорова Г.В., Алексеева Т.В. Практикум по правоведению. – Чебоксары: Вершина, 2018. – 558 с.
14. Тихонова Е.Е. Административная и конституционная реформа в России. Справочник юриста и правоведа. – Екатеринбург: Закон и Право, 2021. – 1289 с.
15. Утина И.В., Проводина Г.П. Модели организации органов государственной власти. Плюсы и минусы. – Нижний Новгород: Фара, 2019. – 623 с.
16. Фадеева А.Ю. Органы государственной власти в России. Вчера. Сегодня. Завтра. – Омск: СпецЛит, 2020. – 588 с.