Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Молитва - это призыв верующего к Богу, богам, другим сверхъестественным существам. Молитва обычно принимает форму поклонения, хвалы, мольбы или просто выражения ваших мыслей. Молитва также обычно принимает форму ритуала.
Религия, мировоззрение и связанные с ними особенности психологии личности играют все более важную роль в жизни российского общества. В последние годы в обществе распространилась традиционная православная религия. Миллионы людей, так или иначе участвуют в религиозных ритуалах или время от времени посещают церковь.
В последние годы был опубликован большой объем литературы по православным практикам, богословию, традициям и ритуалам. В то же время понимание христианских практик и ритуалов с психологической точки зрения, на наш взгляд, явно недостаточное. В советское время эта область была табуирована, но сегодня нынешнее разделение областей исследований привело к созданию четких границ между психологией, религией и философией. В русскоязычной литературе гораздо легче найти психологический анализ буддийских практик или углубленное обсуждение древних шаманских ритуалов, чем изучение традиционной для России религии.
Православные ритуалы и религиозные практики обсуждаются в первую очередь с точки зрения теологии, философии, теологии и т.д. На наш взгляд, представляется крайне актуальный анализ основных религиозных практик именно с точки зрения их влияния на человеческое сознание в контексте современных моделей психологии новой волны. С одной стороны, это позволит «навести мост» между традиционно разрозненными позициями теологии и академической психологии, с другой стороны, рассмотреть конкретные аспекты воздействия религиозных ритуалов, сформировать такую структурную модель. Так или иначе, миллионы людей в современной России вовлечены в православные и христианские мировоззрения и практики. Изучение механизмов влияния таких практик на структуру личности может открыть новые возможности для интеграции различных представлений о сознании и оказать существенную поддержку всем специалистам, профессионально работающим в области консультирования, психотерапии и т.д.
Помимо прямого влияния религии на жизнь современного общества, Православие также является средой, в которой это общество формировалось за последние 20000 лет. Другими словами, структуры сознания, сформированные в сфере православного мировоззрения, существуют на уровне архетипов общества и личности, и они влияют на личность и общество. Влияние этих уровней сознания на общество и личность прослеживается на протяжении всей истории России, включая советский период.
ГЛАВА I. ПРАВОСЛАВНОЕ УЧЕНИЕ О МОЛИТВЕ ЗА УМЕРШИХ
1.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИЕ О МОЛИТВЕ
Молитва - одно из загадочных явлений христианской жизни. «Имя молитвы чудесно, - говорит архимандрит Иринарх, - непостижимо для человеческого разума, непонятно для ангельского разума, объяснено только в глубинах непостижимой бездны любви Бога к человечеству». Поэтому дать полное и исчерпывающее определение молитвы невозможно.
Святые отцы и христианские подвижники, посвятившие всю свою жизнь молитвенному делу, достигнув высших ступеней нравственного совершенства, не могли точно указать, что следует понимать под христианской молитвой. Некоторые из них придают ему преимущественно интеллектуальные свойства: они называют это «беседой разума», его восхождением к Богу. Другие определяют молитву со стороны волевых функций: они называют ее «деланием», «путем к Богу», «служением выше других» и т. Д. Третьи говорят о молитве как о сердечной деятельности. «Молитвой, - пишет св. Феофан, - прежде всего оживляется сердце в чувствах». Они называют «страх Божий» началом всякой добродетели, в частности - и молитвы. А святые Василий Великий и святитель Григорий Нисский определяют молитву как «прошение от Бога».
Такое различие в определении молитвы, согласно Исааку Сиринцу, объясняет тот факт, что у нас нет настоящего и истинного названия для объектов будущего века, которым является молитва. Изучая психологию молитвы, можно определить только некоторые из ее существенных характеристик, на основании которых можно сделать хотя бы частичное определение.
Понятие о молитве в узком смысле
Молитву можно понимать двояко: узко и широко. Важным признаком молитвы, понимаемой в строгом смысле слова, является посвящение души Богу. «К Тебе, Господи, возвел Ты душу мою» (Псалом 24: 1), «Возрадуйся душа раба Твоего, потому что они взяли душу мою к Тебе» (Псалом 85: 4; 142, 8), - восклицает псалмопевец. Вознесение души к Богу - не что иное, как усилие всех ее сил.
Некоторые святые отцы и подвижники благочестия возносят все духовные движения к уму и сердцу, как основным силам души, и поэтому определяют молитву как «восхождение ума и сердца к Богу». В повседневной жизни мы через слова открываем свой внутренний мир окружающим нас людям. Таким образом, мы сообщаем о наших потребностях нашим близким, просим их о помощи, благодарим их и т. д.
Речь - необходимое условие наших отношений с людьми. Иногда его заменяют или сопровождают жесты, мимика, внешние признаки. Так и во время молитвы, понимаемой в узком смысле, человек, восходящий душой к Богу, выражает свои мысли и чувства внешне - словами и движениями.
И так же, как в отношениях с другими людьми, особенно с теми, от кого мы хотим получить совет или помощь, мы стараемся вести себя прилично, так от нас требуется несравненно большего благоговения во внешних словах и знаках во время молитвенного разговора со Всевышним. - Святое Существо, в наших руках. Это вся наша жизнь, все наше благополучие. Этот тип разговора человека с Богом - как некий религиозно-нравственный акт выражения определенного внешнего духовного состояния - и есть молитва, понимаемая в строгом смысле этого слова. Именно так определяется молитва в Расширенном православном христианском катехизисе. «Молитва - мы читаем в ней - это вознесение разума и сердца к Богу, которое является благоговейным словом человека к Богу и сопровождается другими знаками благоговения».
Понятие о молитве в широком смысле
Помимо установленного узкого значения молитвы как в Священном Писании, так и у святых отцов, молитва понимается и в самом широком смысле - как религиозное и нравственное состояние души в смысле постоянного сердечного и благоговейного напоминания о Боге, надежде или уповать на Него во всех случаях жизни. В этом смысле можно понять заповедь апостола Павла о непрестанной молитве. Это видно на примере самого апостола, который день и ночь трудится в деле Евангелия Христа, зарабатывает себе пищу собственными руками и в то же время молится Богу «день и ночь с избытком». Святые отцы также говорят о молитве в самом широком смысле.
Так, святитель Василий Великий учит, что молитва не должна содержаться в словах, но больше силы должно быть дано в духовном расположении и в добродетельных действиях, которые пронизывают всю жизнь. Таким образом, человек может добиться того, чтобы вся его жизнь была непрерывной и непрекращающейся молитвой. Точно так же святой Иоанн Златоуст имеет в виду молитву, когда говорит, что «вы можете выходить на площадь, гулять по улицам, произносить длинные молитвы, вы можете посвятить свой дух Богу, который сидит в действующем храме и выполняет работу, и приходите и уходите, вы можете, говорю я, произнести долгую горячую молитву.
«Непрестанно прибегайте к Богу: стоите вы, или сидите, или лежите, пусть ваше сердце бодрствует в вашем псалмопевском служении», - призывают святые старцы Варсанофий Великий и Иоанн к постоянному сердечному вспоминанию Бога. Таким образом, молитва, понимаемая в широком смысле, может выполняться в любое время и в любом месте.
Святые отцы убедительно доказывают, что молитва, понимаемая в смысле религиозно-нравственного настроения, сердечного и благоговейного поминания Бога, упования на Него при любых жизненных обстоятельствах, может совершаться всегда и везде, что такая молитва полностью совместима с обычными делами и обязанностями, которые навязываются человеку его социальным статусом.
Поэтому тем людям, которые под предлогом молитв и псалмов уклоняются от работы, нет оправдания. Так христианство понимает молитву в узком и широком смысле. Надо сказать (как уже было сказано в начале этой главы), что христианская молитва - это тайна, и поэтому эти определения не полностью отражают ее суть. «Как человек, терновник, касается во время молитвы Богу, который ест огонь и не горит?» - спрашивает архимандрит Иринарх.
«О! Это тайна, - отвечает он, - непостижимая даже для умов ангелов, которые дивятся любви Бога к человечеству, видя, как человек, облеченный в плоть, осмеливается взлететь на небеса со своей мыслью - к Престолу.»
Исходя из такой тайны молитвы, ученики Христа обратились к своему Учителю во время дней Его служения на Земле с просьбой научить их правильно молиться. И Господь исполнил их просьбу - Он дал им, и в их лице, и всем нам образец молитвы - «Отче наш». Поскольку этой молитве научил Сам Господь, она называется молитвой Господней.
1.2 МОЛИТВА ЗА УМЕРШИХ
Христианство учит не только молиться за живых, но и за мертвых. «Бог ... не Бог мертвых, но Бог живых», - говорит Спаситель (от Матфея 22:26). Все живут перед Богом, и живущие в этом мире и ушедшие в мир иной образуют одну семью с Небесным Отцом, одно живое тело, одну святую Церковь. И как в живом организме не прекращается обмен жизненно важными элементами между разными частями тела, и, как в хорошей семье, между членами семьи всегда есть живое общение и взаимопомощь.
Так и в Церкви Христос, взаимное общение и помощь между членами, которые остались в этом мире, и перешли в мир иной (1 Кор. 12:26). Эта связь и взаимная духовная помощь выражается в молитве. Мы постоянно молимся друг за друга - смерть не прекращает наши молитвы.
Мы молимся за тех, кого любим, пока они находятся здесь во снах, и мы не прекращаем молиться, когда они покидают нас, потому что «кто-то другой отпадает» (1 Кор. 13: 8), это не может быть от сердца, которое можно вытащить, забили в гроб и закопали в землю. Христианство учит нас не молиться, потому что Бог, как бы без нашей просьбы, не сделал бы все возможное для тех, о которых мы хотели бы попросить. Все потому что Небесный Отец, с любовью к детям, несомненно, желает видеть взаимную любовь детей, которые помнят, заботятся и просят друг друга (Исх. 5, 18). Он велит нам молиться не с высокомерными заявлениями - как будто мы хотим изменить Божье определение судьбы умершего - но с живой надеждой на то, что Бог с незапамятных времен предопределил все для нашего блага - между прочим, все и то, что должны зависеть от нашей взаимной любви и защиты друг друга.
Мы не знаем тайн загробной жизни, судьбы умерших, но христианство призывает нас поверить в то, что молитвы за умерших братьев имеют для них целительное значение. Особенно это нужно сказать о молитве, которая связана с бескровной жертвой. «Когда все люди и святое лицо держат руки протянутыми к небу, - говорит святой Иоанн Златоуст, - и когда приносится страшная жертва, как мы можем не умолять Бога, прося мертвых». О важности поминовения умерших во время литургии свидетельствуют и другие отцы: святой Кирилл Иерусалимский, святой Августин и другие. История церкви содержит множество историй о важности молитв живых за умерших.
Можно вспомнить известный случай из жизни св. Филарет. Святитель был представлен за подписание документа, запрещающего священнослужители, одному священнику, злоупотреблявшему вином.