Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Действие-фундаментальный элемент театра. Театр-это искусство действия. Она служит главным средством выражения жизни на сцене, с ее помощью раскрываются характеры героев, передаются их мысли, чувства, переживания. В жизни слово "действие" относится к любой работе, любому делу или действию. Но понять суть действия не так-то просто. В русском языке действие обозначается глаголами, но не каждый глагол подходит для обозначения сценического действия.
1. Теоретические аспекты действия в сценическом действии
1.1. Понятие «сценического действия»
Особенностью, отличающей одно искусство от другого и тем самым определяющей специфику каждого искусства, является прежде всего материал, который художник использует для создания художественных образов. В литературе этот материал-слово, в живописи - цвет и линия, в музыке-звук, в скульптуре-пластическая форма. Но что такое материал в актерской игре? Что использует актер для создания своих образов? Этот вопрос не был должным образом решен до тех пор, пока не была создана система К.С. Станиславского с его основополагающим принципом, который гласит, что главным возбудителем сценических переживаний актера является действие. Именно в действии мысль, чувство, воображение и физическое поведение актера-образа объединяются в одно нераздельное целое [6].
Действие - это волевой акт человеческого поведения, направленный к определенной цели. В действии наиболее ярко проявляется единство физического и ментального. Оно включает в себя человека. Поэтому действие служит основным материалом в актерском искусстве, определяющим его специфику.
1.2. Цель и признаки действия
Действие характеризуется двумя признаками:
1. Волевое происхождение
2. Наличие цели.
Цель действия-попытаться изменить явление, объект, на который оно направлено, так или иначе переделать его. Эти две характеристики в корне отличают действие от чувства.
Действие в педагогической системе Станиславского-сложная эстетическая категория, связанная с мировоззрением актера, с его сверхзадачей. В то же время сценическое действие является центральным вопросом художественной техники.
Последователи учения Станиславского в своих исследованиях продолжают развивать основные положения учения Станиславского о действии.
Вот что пишет о сценическом действии ученик К. С. Станиславского Г. Кристи в своей книге "Воспитание актера школы Станиславского» [3]:
"Искусство актерского мастерства-это искусство сценического актерства. В театре только то, что выражается через действие, становится сильным и убедительным. Действие - главное средство сценического выражения. Через активное, целенаправленное, органичное действие воплощается внутренняя жизнь образа и раскрывается идейный замысел произведения. Художественная техника и творческий метод должны быть полностью подчинены этой задаче.
2. Овладение действием в сценическом мастерстве
2.1 Логика построения уроков по освоению сценического действия
Цель всех уроков от первого до последнего - понять законы органического действия. Главная задача в развитии действия состоит в том, чтобы связать постижение законов органического действия с развитием психотехники, т. е.
1. Постижение законов органического действия осуществляется на основе определенной системы упражнений. Упражнения направлены на умение действовать целенаправленно, логично и правдиво.
2. Создание психотехники, то есть овладение элементами действия. Цель: подготовить студента к обоснованию логики поведения своего героя на сцене, войти в предлагаемые обстоятельства, "жить" мыслями героя. Основой развития внутренней психотехники является тренинг. Обучение проводится на основе принципов, методов и приемов обучения.
Необходимо соблюдать обязательное условие постижения законов органического действия параллельно с развитием психотехники. Целью соблюдения этого условия является развитие общей активности, развитие ценностных ориентаций личности, осознание собственных качеств и свойств, развитие гибкости, совершенствование арсенала выразительных средств.
Этапы освоения сценического действия:
1. Овладение сценическим действием в реальных условиях
2. Освоение сценического действия в контексте художественной литературы
3. Овладение сценическим действием на этапе повторения
4. Овладение сценическим действием в контексте художественной литературы и дизайна
Наша цель – изучить только первые два этапа-развитие сценического действия в реальных условиях и в условиях фантастики.
2.2. Освоение сценического действия в реальных условиях
Осваивать сценическое действие мы начинаем с освоения простого жизненного действия в реальных условиях (то есть не осложненного предлагаемыми обстоятельствами) и в условиях публичности.
Цель: научиться преодолевать неблагоприятные условия публичности, научиться отвлекаться от аудитории, овладеть вниманием органов чувств, научиться "смотреть и видеть, слушать и слышать".
Освоение простого жизненного действия осуществляется на материале тренировочных упражнений для развития органов восприятия, то есть внимания органов чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса).
Зачем нам нужно развивать внимание чувств?
Станиславский говорил: "Чувства-главный регулятор действия." И действительно, именно через чувства актер видит, слышит, чувствует, etc.in жизнь и на сцене. Но на сцене нужно не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Именно органы восприятия на сцене подталкивают нас к выполнению действия (персонаж увидел-оценил-начал действовать, услышал-оценил-начал действовать и т. д.). Поэтому развитие внимания органов чувств является важнейшим этапом в развитии сценического действия.
(добавить с фотографии)
Вот что пишет Г. В. Кристи в своей книге "Основы актерского мастерства. Техника актера" [3] об этом этапе овладения сценическим действием:
"Первым шагом в овладении процессом органического действия является преодоление неблагоприятных условий публичности творчества. Ученик выполняет в присутствии слушателей (учителей и их сокурсников) простые жизненные действия, еще не осложненные творческим вымыслом: рассмотреть что-то, услышать, узнать, найти, прочитать, запомнить, а для этого сменить позицию, пойти, взять что-то, задать вопрос и т. д. Смысл таких упражнений в том, чтобы научиться отвлекаться от зрителей, увлекаться на сцене конкретным действием, овладеть тем, что Станиславский называл "публичным одиночеством".
-Трудно смотреть на публику, - сказал Станиславский. Публика и порог сцены пугают. Переступив порог сцены, вы должны быть собраны! Тебе нужно тренироваться каждый день." Он придавал большое значение творческому воображению, указывая: "Реальность должна быть включена в ваш круг через "если". Вы не можете избежать встречи с аудиторией, но вы можете отвлечь себя задачей. Вы не можете полностью забыть о тысячах людей, которые находятся в партере, но вы можете отвлечься от них, увлекшись тем, что происходит на сцене...»
Любой актер должен в совершенстве овладеть своим вниманием, а умение публичного одиночества, конечно, относится к основам актерского мастерства. Умение управлять своим вниманием для актера К. С. Станиславский считал обязательным и необходимым. Именно в его книге "Работа актера над собой" впервые была детально проанализирована проблема удержания внимания говорящего.
2.3 Освоения сценического действия в условиях вымысла
Но является ли каждое действие предметом сценического искусства, иначе говоря, творческим произведением? Например, студент стоит на сцене и смотрит на зрительный зал. Такое действие еще не является творческим, так как в нем отсутствует элемент вымысла. Если это жизненное действие оправдано вымыслом, то оно перейдет из реального плана в план воображения, в котором может иметь место только творчество."
Сценическое действие не тождественно жизненному. Это происходит в плоскости вымысла, а не реальности. Она заранее определяется творчеством драматурга и должна отвечать требованиям сцены: быть художественно выразительной и понятной зрителю. В отличие от жизненного этапа действие очищается от всего случайного, несущественного и в сжатом, концентрированном виде воплощает" жизнь человеческого духа " роли.
Но эти различия относятся скорее к природе действия, чем к его сущности. С точки зрения искусства переживания, поведение актера на сцене основано на законах поведения человека в жизни. "Искусство настолько высоко, насколько близко к природе", - утверждал Щепкин. Следование законам природы-тоже важнейшее требование системы Станиславского.
Актер должен уметь действовать на сцене так же, как он действовал бы в жизни, в аналогичных обстоятельствах с ролью. По Станиславскому, работа актера начинается с "если", то есть с перехода из плоскости реальной жизни в плоскость воображаемой. Для этого не нужно заниматься самогипнозом, пытаясь принять вымысел за реальность. Актер должен лишь допустить возможность воплощения этого вымысла в реальной жизни и найти действия, соответствующие ему. Но главная трудность актерского искусства состоит в том, чтобы, действуя в условиях воображаемой жизни, сохранить всю тонкость органических процессов, присущих человеку в реальной жизни. К этому следует подходить постепенно, начиная с введения простейших элементов вымысла в реальное действие.
Предположим, студент смотрит на аудиторию, чтобы разместить в ней выставку картин или украсить ее к празднику. Чтобы еще больше активизировать воображение, можно усложнить обстоятельства. Допустим, студент стоит не на сцене, а на палубе корабля и смотрит не на зрительный зал, а на приближающиеся берега неведомой земли. В данном случае требуется не галлюцинация, не изображение Христофора Колумба, а умение ответить на вопрос: что бы я сделал в данных предлагаемых обстоятельствах? И отвечать не только мысленно, но и всей логикой своего поведения.
Важно, чтобы студент верил в возможность воплощения этого вымысла в реальной жизни и искренне интересовался им. Для этого ему нужно будет ответить на ряд дополнительных вопросов, вытекающих из данных обстоятельств, а именно: при каких условиях он мог попасть на палубу корабля, что это за корабль, куда и зачем он направляется и т. д.Ученик не может сразу выполнить это сложное упражнение. В данном случае это не столь существенно. Важно, чтобы он понимал, где начинается творчество.
Роль вымысла в творчестве актера будет особенно заметна, если вам предложат проделать одно и то же действие в разных предлагаемых обстоятельствах. Например, пройти через зрительный зал и подняться на сцену. Ученик может оправдать это действие, пройдя через двор и поднявшись на крыльцо дома. В ходе упражнения естественно возникнут вопросы: куда и зачем я иду, то есть будет определена ближайшая цель и обстоятельства, необходимые для действия. Эти обстоятельства могут быть осложнены новыми дополнительными фикциями: идет дождь, под ногами грязь, дорогу преграждает разъяренная собака, а в доме лежит тяжело больной человек и ждет помощи и т. д. В результате этих упражнений ученик должен почувствовать, что каждое действие, которое он совершает на сцене, является целенаправленным и требует внутреннего обоснования. Без цели и внутреннего оправдания вы не можете даже просто открыть дверь и войти в комнату.
Заключение
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
Искусство как образное истолкование действительности существует в различных формах и проявлениях. Отличительной чертой каждого, которая выдает его специфику, является материал, который творец использует для создания художественных образов. Для музыканта это звук, для писателя - слово.
Для актера таким материалом является действие. В самом широком смысле действие - это волевой акт, направленный на достижение определенной цели.
Выходя на сцену в качестве актера, человек изначально забывает, как делать самые простые действия, даже те, которые он выполняет в жизни рефлекторно, не задумываясь, автоматически.