Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что в современном мире все большее внимание уделяется процессам глобализации, интеграции и интернационализации, игнорирование которых с учетом условий возрастающих противоречий, преимущественно экономического и политического характера, недопустимо. Процесс глобализации подобен Янусу: с одной стороны, открывает новые возможности (например, формирование единой экономической системы, «размывание» государственных границ при осуществлении экономической деятельности, экономическое развитие и т.д.), с другой - сопутствует турбулентности развития, влечет негативные последствия в разных сферах (например, введение зарубежными государствами специальных мер экономического воздействия к Российской Федерации - так называемых экономических санкций - оказало влияние на осуществление внутригосударственной экономической деятельности ), что, соответственно, представляет угрозы для безопасности государства. По справедливому замечанию Председателя Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькина: «Нам важно не только не выпасть из глобального пространства, в котором мы уже пребываем, но и построить с ним взаимовыгодные отношения открытости... необходимо точное понимание степени связанного с открытостью риска. Речь идет о риске раствориться в этом далеко еще не определившемся мире. Об опасности вобрать в себя и воспроизвести на собственной территории неправовой хаос». Взаимосвязь и взаимообусловленность процесса глобализации и обеспечения безопасности не вызывает дискуссий. Таким образом, особую актуальность приобретают проблемы обеспечения государственной безопасности в целом и экономической безопасности в частности.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с взаимовлиянием государтва и глобализации.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие взаимодействие глобализации и государства, практика их применения, а так же научная и учебная литеатура по теме работы.
Целью настоящей работы является изучение государства в условиях глобализации.
Задачами работы ставится:
• Изучить понятие государства;
• Рассмотреть понятие глобализации;
• Проанализировать взаимодействие глобализации и экономической безопасности государства;
• Исследовать функции государтва и влияние глобализации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Государство и глобализация
1.1. Понятие государства
Вопросу понимания государства уделялось значительное внимание в юридической науке на протяжении многих веков. За это время предложено множество определений государства, основанных на разных научных позициях, учитывающих различные признаки и качества, однако ставить точку в исследовании этого вопроса рано. Универсального понятия государства не существует и в настоящее время.
В науке теории государства и права государство предлагается рассматривать в широком и узком смысле. Одновременное использование разных смысловых значений государства позволяет добиться непротиворечивости при сопоставлении положений отдельных институтов юридической науки.
Так, часто государство рассматривается как основной элемент политической системы общества. В частности, А.В. Мелехин рассматривает государство в качестве основного звена политической системы общества, уделяет внимание отношениям государства с политическими партиями, религиозными организациями, предпринимательскими структурами, органами местного самоуправления. Подобный подход встречается и в работах других ученых. С точки зрения удобства рассмотрения вопросов отношения государственной власти, выраженной в системе органов государственной власти, с элементами гражданского общества и иными институтами такой подход можно признать целесообразным, но с позиции науки это является недопустимым. Государство как единство публичной власти, населения и территории (в широком своем значении) не может быть основным элементом политической системы, так как политическая система формируется внутри государства. Значит, в вышеназванном случае государство понимается в узком смысле как система органов государственной власти, т.е. как механизм или аппарат государства.
В то же время, когда рассматриваются признаки государства, характеризуются такие качества, как территория, население, суверенитет, публичная власть, система налогов и сборов и др. Указанными качествами не может обладать государство в узком смысле. Следовательно, использование при научном исследовании как узкого, так и широкого понимания государства позволяет избежать противоречивости положений отдельных институтов теории государства.
Р.Т. Мухаев определяет государство как особую форму организации политической власти в обществе, обладающую суверенитетом и осуществляющую управление с помощью специальных органов. Е.М. Гиляров понимает государство как особую структурную политико-территориальную организацию общества, обладающую суверенной публичной властью, осуществляемой для решения общих для общества дел, специальным аппаратом, обеспечивающую управление обществом с помощью правовых велений и существующую на налоги.
Названные определения близки больше к характеристике государства в узком смысле. В данных определениях отображаются общепринятые признаки государства, но сам термин «государство» раскрывается через организационную структуру, которая осуществляет государственную власть. Тем самым первичным и главным выделяется именно государственно-властный механизм.
Совместное сосуществование двух смыслов понимания государства является спорным. С точки зрения формальной логики определение любого понятия, в т.ч. понятия государства, должно быть исчерпывающим. Таким образом, существование узкого понимания государства противоречит правилам логики и не может быть приемлемым для юридической науки.
Государство в узком смысле есть не что иное, как структурно организованный государственный механизм, сопряженный с волевым компонентом носителя государственной власти. Иными словами - это государственная власть. По нашему мнению, термин «государственная власть» может выступать адекватной заменой государства в узком смысле. Тем самым удастся избежать путаницы, связанной с определением государства, с наличием различных его смыслов.
Наиболее приемлемым для юридической науки является широкий подход к пониманию государства как единства населения, территории, публичной власти, а также суверенитета, который является непременным атрибутом публичной власти.
Население, территория и публичная власть - это взаимосвязанные элементы в едином понятии государства. Связи между этими элементами также формируют содержание понятия государства и определяют специфику данного института.
В то же время следует отметить, что определение государства через совокупность таких элементов, как население, территория, публичная власть и суверенитет, достаточно упрощено. Современный тип государства несколько видоизменился, большое значение приобрели нормы международного права и международные организации, которые влияют как на наличие самой государственности, так и на ее качественное своеобразие.
Так, например, международную правосубъектность приобретает только признанное государство. Международное признание - это акт, которым государство признается таковым иными государствами.
Таким образом, государство - это общество, образованное в пределах относительно обособленной территории, в котором существует политически и территориально организованная суверенная публичная власть.
Определение государства через общество означает, что оно является первичной предпосылкой существования государства, обособлено в первую очередь территориально и организовано посредством деятельности публичной власти, действующей через свои политико-территориальные институты. Если же определять государство через организационную структуру, то элементы материального содержания государственности (население, территория) уходят на второй план, становятся второстепенными, что, на наш взгляд, не соответствует действительности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ «О безопасности» // Собрание законодательства РФ, 03.01.2011, N 1, ст. 2.
3. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. N 1 (часть II). Ст. 212.
4. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // «Собрание законодательства РФ», 15.05.2017, N 20, ст. 2902.
5. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. N 2446-1 «О безопасности» // Российская газета, N 103, 06.05.1992. Утратил силу.
6. Алимов А.А., Стецко Е.В. Вызовы глобализации и формирование международных институтов поддержания окружающей среды и развития // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2010. N 3. С. 51.
7. Алхимия финансов / Дж. Сорос. М.: ООО «ИД «Вильямс», 2010. С. 37.
8. Акопова Е.С., Полуботко А.А. Глобальный мир: вызов экономической безопасности или трансформация политических процессов // Экономическая безопасность: концепция, стандарты: Материалы международной научно-практической конференции (г. Пятигорск, 12 - 14 мая 2015 г.): Сб. науч. тр. / Редкол. Л.Н. Родионова, А.П. Петренко и др. Пятигорск, 2015. С. 21 - 22.
9. Бахин С.В., Еременко И.Ю. Односторонние экономические «санкции» и международное право // Закон. 2017. N 11. С. 162 – 175.
10. Болдырев О.Ю. Экономический суверенитет государства и конституционно-правовые механизмы его защиты: Монография / Науч. ред. С.А. Авакьян. М.: Проспект, 2018. С. 44 – 46.
11. Бондарева Е.А. Влияние глобализационных процессов на содержание экономической функции Российского государства // Общество и право. 2013. N 1. С. 25.
12. Виприцкий Н.Н. Внешние функции российского государства в условиях глобализации // Общество и право. 2011. N 4. С. 50.
13. Гиляров Е.М. Теория государства и права: Учеб. пособие. М.: МИФИ, 2008. С. 14.
14. Делягин М. Мировой кризис. Общая теория глобализации. М.: Инфра-М, 2003. С. 43, 51.
15. Диденко А.А. Теория государства и права: альбом схем. Белгород, 2005. С. 14.
16. Закон. Обеспечение безопасности и реальной экономики: Монография / Т.Я. Хабриева, Ю.А. Тихомиров, О.В. Гутников и др. / Под ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2016. С. 6 - 7.
17. Зорькин В.Д. Апология Вестфальской системы // Российская газета. 2004. 13 июля.
18. Критерии оценивания итогового сочинения (изложения): приложение 4 к письму Рособрнадзора от 12 октября 2017 г. N 10-718. URL: https://rulaws.ru/acts/Pismo-Rosobrnadzora-ot-12.10.2017-N-10-718/. Дата обращения 08.04.2021.
19. Ковлер А.И. Антропология права: Учебник для вузов. М.: Норма, 2002. С. 5.
20. Кротов М.И., Мунтиян В.И. Экономическая безопасность России: Системный подход. СПб.: РОСТ, 2016. С. 34.
21. Львов Д. Экономика и жизненный мир человека // Российская газета. 2006. 19 мая.
22. Матрусов Н.Д., Чудин А.А. Основы целостного подхода к управлению фундаментальными региональными структурами «Население - хозяйство - территория» // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. N 5.
23. Марченко М.Н. Государство и право в условиях глобализации. М.: Проспект, 2015. С. 73.
24. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учеб. М.: Маркет ДС, 2009. С. 77 - 92.
25. Панарин А. Стратегическая нестабильность. М.: Алгоритм, 2004. С. 11.
26. Первозванский В.Б., Строгович Ю.Н. К вопросу о глобализации и проблемах, ей сопутствующих // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2019. N 5. С. 6.
27. Рахманова Е.Н. Государство и право в условиях глобализации // Современное государство: Политико-правовые и экономические исследования. М., 2010. С 22.
28. Савельев А.И. Односторонние экономические санкции США: взгляд со стороны американского и российского права // Закон. 2015. N 5. С. 108.
29. Старженецкий В.В., Бутырина В.А., Драгунова Ю.В. Экономические санкции глазами российских судей: между защитой публичного порядка и интересов бизнеса // Международное правосудие. 2018. N 4 (28). С. 126.
30. Таюпова К.Р. Экономическая безопасность России в условиях глобализации: конституционно-правовой аспект // Конституционное и муниципальное право. 2019. N 6. С. 35.
31. Целищев Н.Н. Экология в условиях глобализации // Аграрный вестник Урала. 2012. N 11-2. С. 40 - 42.
32. Экономическая безопасность: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Юрайт, 2015. С. 12; Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России. Общий курс: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. 4-е изд. (эл.). М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. С. 8.
33. Экономические санкции против России: правовые вызовы и перспективы: Сб. статей / Под ред. С.В. Гландина, М.Г. Дораева. М.: Инфотропик Медиа, 2018.