Фрагмент для ознакомления
2
В научной литературе помимо понятия «административно-правовой режим» используются такие термины, как «режимы государ-ственного управления», «управленческие режимы», «режимная органи-зация управления». Данное разнообразие в наименовании одного из ба-зовых институтов административного права свидетельствует о не сло-жившейся до сих пор терминологии. Сами же административно-правовые режимы могут и вовсе не содержать в названии слово «ре-жим». Например, данная особенность касается таможенной процедуры, которая также представляет собой режим, поскольку является особым порядком регулирования, в данном случае – в таможенной сфере. Дру-гая часть понятия – «административно-правовой» не используется зако-нодателем: режим государственной границы, режим контртеррористи-ческой операции и т.д. Однако, использование такой характеристики как «административно-правовой» оправдано, так как демонстрирует при-надлежность режимов к административному праву и деятельности орга-нов исполнительной власти. А.Ф. Ноздрачев считает использование сло-ва «правовой» в рассматриваемом термине излишним. Ученый считает, что в государственном управлении вся деятельность строго регламенти-руется законом, и нет необходимости на это указывать .
Административно-правовой режим выражает специфику объекта административно-правового воздействия и тех административно-правовых средств, которые используются для этого воздействия. Клю-чевой особенностью административно-правового режима является ком-плекс мер, закрепленных в регулятивных нормах, которые устанавли-вают специальные правила поведения, правовые стимулы, правоограни-чения (запреты, предписания и т.д.), специальные статутные нормы, осо-бые охранительные нормы.
Административно-правовому режиму присущи те же признаки, что и категории «правовой режим»: установление законом и обеспече-ние государством, предоставление особого порядка правового регули-рования, создание конкретной степени благоприятности или неблаго-приятности удовлетворения для удовлетворения интересов субъектов, регламентация конкретных областей общественных отношений. Специ-фика административного права выражается в обязательном участии ис-полнительных органов власти, а также реализация через правопримене-ние путем издания индивидуальных правоприменительных актов . За нарушением административно-правового режима обязательно следуют меры административно-правового принуждения.
Структура административно-правового режима включает: цели, полномочия субъектов, реализующих режим, порядки взаимодействия органов власти, органов власти и организаций, граждан, порядок веде-ния определенной деятельности, в том числе издания нормативно-правовых актов. В первую очередь, административно-правовые режимы вводятся лишь в той ситуации, когда цели административного воздей-ствия не могут быть достигнуты в режиме обычного порядка государ-ственного управления и настоящего административно-правового регу-лирования.
После ряда принятых нормативно-правовых актов в 2010-2015 гг. в научной литературе стала иначе определяться цель административно-правовых режимов. Новые режимы (режим пограничного сотрудниче-ства, режим свободного порта, режим промышленного кластера и др.) основываются на привилегиях, льготах и преимуществах. Данные режи-мы освобождают от определенных обязанностей и предоставляют до-полнительные права. Целью данных административно-правовых режи-мов является оптимизация баланса частных и публичных интересов, развитие инновационной деятельности, предпринимательской деятель-ности, формирование системы поддержки и т.д. Однако, большинство режимов все же чаще реализуется посредством жестких способов регу-лирования – запреты, распоряжения, правоограничения, обязывания и т.д.
Существуют различные виды административно-правовых режи-мов. По степени принадлежности режимов к обеспечению национальной безопасности существуют: режимы обеспечения безопасности государ-ства (государственной тайны, Государственной границы, пограничного режима, режима въезда в Российскую Федерацию и др.); режимы обес-печения безопасности государства и общественного порядка (пребыва-ние иностранных граждан на территории Российской Федерации); ре-жимы обеспечения (охраны) общественного порядка (порядок оборота огнестрельного оружия, взрывчатых и ядовитых веществ, радиоактив-ных изотопов, наркотических веществ – разрешительные режимы; пас-портно-визовый режим); административно-правовые режимы, направ-ленные на достижение целей в иных отраслях управления (таможенный режим, санитарный режим и др.); комплексные административно-правовые режимы (в условиях массовых беспорядков, эпидемии, эпизо-отии, стихийных бедствий и др.).
В зависимости от субъекта установления разделяют федеральные режимы (устанавливаемые, регулируемые федеральными органами гос-ударственной власти), региональные режимы (устанавливаемые, регу-лируемые органами государственной власти субъектов РФ) и местные (муниципальные) режимы (устанавливаемые, регулируемые органами местного самоуправления). По времени действия различают постоянные (действуют непрерывно) и временные (действуют при наступлении опре-деленных юридических фактов) режимы.
В зависимости от объекта – носителя режима принято выделять территориальные режимы (карантина, эпидемии, чрезвычайного поло-жения, военного положения, исключительной экономической зоны и др.), объектные режимы (режим лесовосстановительных полос, режим придорожных полос федеральных автомобильных дорог, режим изоля-торов временного содержания и др.), режимы обращения с предметами, представляющими повышенную общественную опасность или имеющи-ми важное государственное значение (режим оборота оружия, взрывча-тых, ядовитых, наркотических веществ, государственной тайны, пас-портно-визовый режим), функциональные режимы (противопожарный режим, таможенный режим, режим контртеррористической операции и др.). В зависимости от юридических свойств бывают ординарные и экс-траординарные режимы. Относительно недавно созданные администра-тивно правовые режимы, имеющие своей целью стимулирование инно-вационной деятельности государства, можно определить в отдельную группу – преференциальные административно-правовые режимы.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным го-лосованием 12.12.1993) // Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».
2. Договор между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о государственной границе (Подписан в г. Москве 18.02.2015) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении» // Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».
5. Закон РФ от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» // Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».
6. Закон РФ от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом администра-тивно-территориальном образовании» // Доступ из справ.-правовой си-стемы «КонсультантПлюс».
7. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих прин-ципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
8. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
10. Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодей-ствии терроризму» // Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».
11. Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
12. Указ Президента РФ от 15.02.2006 № 116 «О мерах по проти-водействию терроризму» // Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».
13. Указ Президента РФ от 26.12.2015 № 664 «О мерах по совер-шенствованию государственного управления в области противодействия терроризму» // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
14. Указ Президента РФ от 14.06.2012 № 851 «О порядке установ-ления уровней террористической опасности, предусматривающих при-нятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, об-щества и государства» // Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».
15. Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ 25.12.2014 № Пр-2976) // Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».
Литература
16. Административное право Российской Федерации: Курс лекций / Бочаров С.Н., Власенков В.В., Зырянов С.М. и др. – М.: Моск. ун-т МВД России им. В.Я. Кикотя, 2013. 267 с.
17. Благов А.Д. Сущность и особенности административно-правового режима // Известия Байкальского государственного универ-ситета. – 2007. – № 2 (52). – С. 125-131.
18. Керамова С.Н. Проблемы обеспечения режима государствен-ной границы в Российской Федерации // Юридический вестник ДГУ. – 2019. – Т. 32, № 4. – С. 64-68.
19. Кильдеева Ю.Р. Правовой статус закрытых административно-территориальных образований [Электронный ресурс] // Наука. Обще-ство. Государство. – 2013. – № 1 (1). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoy-status-zakrytyh-administrativno-territorialnyh-obrazovaniy.
20. Ноздрачев А.Ф. Современное содержание понятия «админи-стративно-правовой режим» // Журнал российского права. – 2017. – № 2. – С. 98-110.
21. Подмарев А.А. Ограничение прав и свобод человека и гражда-нина в условиях военного положения в Российской Федерации // Изве-стия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. – 2018. – Т. 18, вып. 1. – С. 96-100.
22. Синюгин В.В. Правовые последствия упразднения закрытых административно-территориальных образований [Электронный ресурс] // Наука. Общество. Государство. – 2016. – Т. 4, № 3 (15). – Режим до-ступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-posledstviya-uprazdneniya-zakrytyh-administrativno-territorialnyh-obrazovaniy.
23. Яблоновская В.А. Понятие и правовой режим государственной границы // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «До-нецкий национальный университет». – 2019. – Т. 4, № 11-3. – С. 276-279.