Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обуловлена тем, что специфика гражданско-правового статуса иностранных граждан, с одной стороны, предопределяется наличием особой правовой связи - гражданства - с определенным государством, сохраняющейся и при нахождении гражданина за его пределами, а с другой - распространением на него юрисдикции государства, на территории которого он находится, причем объем гражданских прав, которыми наделяются иностранные граждане в государстве пребывания, может быть более значительным, нежели тот, который они имеют в своем отечестве.
Дифференцированный подход к физическим лицам, которые, как правило, делятся на три категории (собственные граждане, иностранные граждане и лица без гражданства), характерен для любого государства, что обусловлено несколькими причинами, в первую очередь проведением протекционистской политики в отношении собственных граждан и защитой государственных интересов.
1. Понятие и правовой статус иностранного гражданина лица без гражданства
1.1. Понятие иностранного гражданина и лица без гражданства
Правовое положение иностранных граждан на территории Российской Федерации регулируется российским законодательством, а также международными договорами. Основными актами, определяющими правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства, являются: Конституция РФ (ст. ст. 27, 62, 63), Федеральные законы «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», правительственные акты.
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации равными правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации (ч. 3 ст. 62 Конституции), кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.
Нормами административного права также устанавливается статус различных категорий иностранцев и лиц без гражданства в нашей стране: руководителей иностранных государств, дипломатов, беженцев и других категорий пребывающих на территории нашей страны иностранных граждан.
Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, являются:
1) документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;
2) разрешение на временное проживание;
3) вид на жительство;
4) иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором РФ в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.
Согласно законодательству иностранные граждане и лица без гражданства обязаны соблюдать действующие законы независимо от того, проживают они в России постоянно или временно.
Системный анализ российского законодательства позволяет выделить следующие категории лиц, находящихся на территории РФ, в аспекте их отношения к гражданству РФ:
- гражданин РФ;
- иностранный гражданин;
- лицо без гражданства;
- гражданин РФ, имеющий гражданство (подданство) иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с международным договором (в настоящее время такой Договор действует только с Республикой Таджикистан;
- гражданин РФ, имеющий гражданство (подданство) иностранного государства (двойное гражданство);
Такие определения понятий как»иностранный гражданин» и «лицо без гражданства» даны и в ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».
1.2. Правовое регулирование положения иностранных граждан и лиц без гражданства
Особенности правового статуса иностранных граждан представляют собой ряд ограничений их прав и обязанностей, предусмотренных законодательством. Они не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Федерации, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах ее субъектов. Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.
Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов субъекта Федерации.
Иностранный гражданин не имеет права находиться на государственной или муниципальной службе; быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ, заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом. Вместе с тем иностранные граждане могут приниматься на военную службу по контракту на должности солдат, матросов, сержантов, старшин.
За нарушение законодательства (иммиграционных правил) лишь к иностранным гражданам и лицам без гражданства применяются такие меры административного принуждения, как депортация (мера пресечения), применяемая органами миграционной службы, и административное выдворение за пределы Российской Федерации (мера административного наказания, назначаемая только судом (судьей)). Эти меры осуществляются в контролируемом добровольном либо принудительном порядке.
Интересно заметить, что мера временного запрета выезда за пределы России может применяться как в отношении граждан РФ, так и в отношении лиц, имеющих вид на жительство в РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства.
В соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в РФ» допускается временное пребывание, временное проживание или постоянное проживание иностранных граждан.
Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы. Срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток. Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия визы или указанного срока, если на момент истечения указанных сроков им не получено разрешение на продление срока пребывания либо разрешение на временное проживание.
Иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с названным Федеральным законом, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение. Перечень территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение, утверждается Правительством РФ.
Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта РФ.
Иностранным гражданам - сотрудникам дипломатических представительств и работникам консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудникам международных организаций, а также аккредитованным в Российской Федерации иностранным журналистам право на свободу передвижения в пределах Российской Федерации предоставляется на основе принципа взаимности, за исключением территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение.
Иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ с учетом особенностей и ограничений, установленных федеральными законами и международными договорами. Иностранный гражданин - это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства (п. 1 ст. 2 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ). Иностранные граждане пользуются правами наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона № 115-ФЗ).
2. Становление, характеристика и актуальные вопросы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в гражданском праве
2.1. Развитие гражданской правоспособности и дееспособности иностранных граждан и лиц без гражданства
Долгие столетия пробивал себе путь в сознании мирового сообщества и в национальных законодательствах национальный режим иностранцев в чужой стране.
Постановление ВЦИК о введении в действие Гражданского кодекса РСФСР от 11 ноября 1922 г. в ст. 8 устанавливало, что права иностранцев регулируются соглашениями России с государствами их гражданства. Иностранцам предоставлялись «права на свободное передвижение по территории РСФСР, избрание профессий, открытие и приобретение торгово-промышленных предприятий, приобретение вещных прав на строения и земельные участки». Если права иностранцев не предусматривались соглашениями или специальными законами, то их права могли быть ограничены компетентными органами РСФСР.
Гражданский кодекс РСФСР от 11 июня 1964 г. в ст. 562 уже по-другому формулирует гражданскую правоспособность иностранных граждан в РСФСР, не связывая ее с наличием соглашения между государствами. Иностранные граждане в РСФСР пользуются гражданской правоспособностью наравне с советскими гражданами. Отдельные изъятия могут устанавливаться только законом СССР. В части второй этой статьи Совету Министров СССР предоставлено право реторсий - ответных ограничений в отношении граждан тех государств, в которых имеются специальные ограничения гражданской правоспособности советских граждан. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик (утв. ВС СССР 31 мая 1991 г. N 2211-1) в п. 1 ст. 160 устанавливают аналогичное правило. Тем самым в гражданском законодательстве был закреплен принцип предоставления иностранцам на территории СССР национального режима.
Этот принцип был введен в российское право в качестве конституционного (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ), в соответствии с которым иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в ст. 4 «Основы правового положения иностранных граждан в Российской Федерации» воспроизводит тот же принцип.
Приведем пример ограничений правоспособности иностранцев, не соответствующих Конституции РФ, выявленных Постановлением Конституционного Суда РФ от 12 марта 2015 г. N 4-П. Неконституционными были признаны положения ряда законов, позволяющих принимать решения о нежелательности проживания в РФ и о депортации иностранцев исключительно на основании факта наличия у них ВИЧ-инфекции. Эти меры могут применяться к иностранцам при отсутствии как нарушений с их стороны требований, которые установлены законодательством в отношении ВИЧ-инфицированных лиц и направлены на предотвращение дальнейшего распространения данного заболевания, так и иных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости применения к этому лицу подобных ограничений. В соответствии с указанным Постановлением КС РФ в законодательство были внесены соответствующие изменения.
Международное частное право современной России в общей коллизионной норме ст. 1196 ГК РФ гражданскую правоспособность любого физического лица (российских граждан, иностранцев, лиц без гражданства) определяет его личным законом. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом. Общая норма ст. 1195 ГК РФ считает личным законом физического лица право страны, гражданство которой это лицо имеет. Субсидиарные коллизионные нормы этой же статьи устанавливают различные варианты коллизионных привязок для определения личного закона физических лиц.
Соотношение содержания правоспособности иностранного гражданина и принципа предоставления национального режима иностранцу на территории чужого государства интересно проследить на примере Постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 октября 2003 г. N Ф03-А04/03-2/2026. В нем, наряду с признанием национального режима иностранных граждан на территории РФ, указывается на необходимость обращения к иностранному законодательству при определении гражданской правоспособности и дееспособности иностранных граждан. В частности, согласно ст. 2 Федерального закона «Об иностранных инвестициях на территории Российской Федерации», иностранными инвесторами являются иностранные граждане, гражданская правоспособность и дееспособность которых определяется в соответствии с законодательством государства их гражданства и которые вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации.
2.2. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в граждансокм праве
Гражданская правоспособность физического лица определяется личным законом, т.е. тем нормативным актом, иным источником права, который определяет правоспособность в стране, гражданином (подданным) которой является это лицо. Для лиц без гражданства личный закон определяется правом места их постоянного жительства.
По общему правилу иностранцы и лица без гражданства пользуются в РФ гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами. В то же время иностранцы могут быть ограничены в правоспособности: они не могут быть судьями, прокурорами, занимать должности в органах государственной власти и управления РФ. В соответствии с п. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ иностранцы, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут иметь на праве собственности земельные участки, находящиеся на приграничных территориях и на иных установленных особо территориях России. Ограничения правоспособности не являются раз и навсегда установленными. Так, если ранее в силу п. 4 ст. 56 Воздушного кодекса в состав летного экипажа гражданского воздушного судна РФ могли входить только российские граждане, то в настоящее время такое ограничение снято.
Гражданская дееспособность физического лица также определяется по закону гражданства, а для лиц без гражданства - по закону их места жительства. В то же время физическое лицо, не обладающее дееспособностью по своему личному закону, не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если оно является дееспособным по праву места совершения сделки. Однако если будет доказано, что другая сторона знала или заведомо должна была знать об отсутствии дееспособности, то суд должен применить личный закон иностранца в части ограничения его дееспособности. Личным законом по общему правилу также определяется право физического лица на имя, его использование и защиту (иное может быть предусмотрено ГК или другими законами).
Право физического лица на занятие предпринимательской деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя определяется по праву страны, где такое физическое лицо зарегистрировано в этом качестве. В то же время такие вопросы, как признание лица безвестно отсутствующим, объявление умершим, признание недееспособным или ограниченно дееспособным, подчиняются российскому праву и обращение к иностранному праву не требуется.
Правосубъектность иностранных юридических лиц определяется их личным законом. В соответствии с п. 1 ст. 1202 ГК личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо. На основании личного закона устанавливаются статус организации в качестве юридического лица, организационно-правовая форма, порядок создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей. Следует указать на две особенности статуса иностранного юридического лица на территории РФ.
Во-первых, юридическое лицо не может ссылаться на ограничения полномочий его органа или представителя на совершение сделки, не известное праву страны, в которой была совершена сделка, кроме тех случаев, когда другая сторона знала об указанном ограничении.
Во-вторых, если юридическое лицо осуществляет свою предпринимательскую деятельность преимущественно на территории РФ, то к требованиям об ответственности по обязательствам юридического лица его учредителей (участников), других лиц, которые имеют возможность определять его действия, применяется российское право либо по выбору кредитора личный закон такого юридического лица.
Рассматривая особенности деятельности иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации, следует отметить, что они вправе заключать договоры, совершать иные сделки, создавать юридические лица, представительства т.п. Создание и ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляются по общему правилу, на условиях и в порядке, которые предусмотрены ГК и другими федеральными законами. Исключения могут быть установлены отдельными законодательными актами РФ.
Особенности создания филиала иностранного юридического лица, его представительства определяются Законом об инвестициях. Такие структурные подразделения создаются, открываются, прекращают свою деятельность на территории РФ на основании решения юридического лица. Государственный контроль за созданием филиала иностранного юридического лица, открытием его представительства, прекращением деятельности этих филиала, представительства осуществляется посредством их аккредитации, которую осуществляют органы ФНС РФ.
Заключение
Итак, специфика гражданско-правового статуса иностранных граждан, с одной стороны, предопределяется наличием особой правовой связи - гражданства - с определенным государством, сохраняющейся и при нахождении гражданина за его пределами, а с другой - распространением на него юрисдикции государства, на территории которого он находится, причем объем гражданских прав, которыми наделяются иностранные граждане в государстве пребывания, может быть более значительным, нежели тот, который они имеют в своем отечестве.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, N 1, ст. 16
4. Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.10.2001, N 44, ст. 4147.
5. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 24.03.1997, N 12, ст. 1383.
6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, N 46, ст. 4532.
7. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.
8. Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Собрание законодательства РФ, 19.08.1996. № 34. Ст. 4029.
9. Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» // Собрание законодательства РФ, 24.11.1997, N 47, ст. 5340.
10. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 28.11.2011, N 48, ст. 6724.
11. Федеральный закон от 15.12.1996 № 152-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства» // Собрание законодательства. 1996. - № 51. Ст. 5683.
12. Федеральный закон от 28.12.2012 N 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7597.
13. Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 12.07.1999, N 28, ст. 3493.
14. Закон Московской области от 30.04.2008 N 61/2008-ОЗ «О порядке и условиях вступления в брак на территории Московской области лиц, не достигших возраста шестнадцати лет» // Ежедневные Новости. Подмосковье, N 96, 14.05.2008.
15. Постановление Правительства РФ от 11.10.2002 № 754 «Об утверждении перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 41. Ст. 3995.
16. Постановление Правительства РФ от 7 марта 2019 г. № 246 «О внесении изменений в Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2019. № 11. Ст. 1130. Постановлением вводятся правила, регулирующие постановку на учет детей иностранцев в возрасте до 1 года, родившихся на территории России, но не имеющих паспорта иностранного гражданина.
17. Указ Президента РФ от 22.06.2006 № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» // Собрание законодательства РФ, 26.06.2006. -№ 26. Ст. 2820.
18. Гражданский кодекс РСФСР. Утв. ВС РСФСР 11.06.1964 // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1964. N 24. Ст. 406. Утратил силу.
19. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик. Утв. ВС СССР 31.05.1991 N 2211-1 // Ведомости ВС СССР. 26.06.1991. N 26. Ст. 733 (полностью не действует на территории РФ с 1 января 2008 г.).
20. Постановление Суда Московского округа от 27.12.2017 по делу № А40-17773/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
21. Постановление Конституционного Суда РФ от 12.03.2015 N 4-П // Собрание законодательства РФ, 23.03.2015, N 12, ст. 1801.
22. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.1998 № 6-П // Собрание законодательства РФ. 1998. № 9. Ст. 1142.
23. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2012 № 19-П // Собрание законодательства РФ. 2012. № 31. Ст. 4470.
24. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 27.10.2003 N Ф03-А04/03-2/2026 // Экономическое правосудие на Дальнем Востоке, 2004, N 10.
25. Волох В.А. Трудовая миграция: состояние, возможности и перспективы // Международное, российское и зарубежное законодательство о труде и социальном обеспечении: современное состояние (сравнительный анализ) / Под ред. К.Н. Гусова. М.: Проспект, 2011. С. 622 - 626.
26. Герасимова Е.С. Иностранные работники в России // Защита трудовых прав работников в России и Финляндии / Отв. ред. от России Е. Мачульская, отв. ред. от Финляндии М. Миккола. М., 2013. С. 109 – 133.
27. Гришина Я.С. Реторсия: правовое объяснение и мировые примеры // Вопросы политической науки: материалы II Междунар. науч. конференции (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). СПб.: Свое издательство, 2016. С. 25 - 28.
28. Ермолаева Т.А., Ананьева А.А. Гражданская правосубъектность физических лиц: эволюция содержания // Lex russica. 2019. N 12. С. 11.
29. Нагих С.И., Пешин Н.Л. Институт «спортивного гражданства» // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 7. С. 39.
30. Облезова А.О. К вопросу о запрете дискриминации в отношении работников-мигрантов как обеспечении права на достойный труд // Пути реализации в России программы достойного труда и достойного социального обеспечения / Под ред. проф. К.Н. Гусова. М.: Проспект, 2013. С. 44.
31. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И. Административное право Российской Федерации: учебник / отв. ред. Л.Л. Попов. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: РГ-Пресс, 2019. С. 89.