Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Обширные научные исследования и опыт зарубежных и российских компаний-лидеров доказывают, что ключевым фактором успеха современной организации является кадровая политика, ориентированная на максимальное сближение интересов организации и его работников. В таких организациях работники действуют в соответствии с декларируемыми ценностями, принципами, нормами и правилами, принимают и поддерживают политику компании, надежны, ответственны и эффективны в повседневной работе, готовы и способны развиваться вместе со своей организацией.
Чтобы при современных темпах жизни успешно управлять организацией, руководитель должен сочетать понимание общих истин и значимость многочисленных вариаций, благодаря которым организация может успешно развиваться или обанкротиться. Одним из важнейших факторов, влияющих на успех организации, является работа персонала, эффективное управление которым не возможно без понимания мотивов и потребностей человека и правильного использования стимулов к труду.
Государственная и муниципальная служба являются необходимой частью системы управления национальной экономики и социального развития. Без эффективно действующей государственной службы было бы просто невозможно разрабатывать, внедрять, оценивать результаты национальной политики в области развития, обеспечения национальных интересов, определяемых совокупностью основных интересов личности, общества и государства.
Независимо от природы организации в управлении ею проявляются общие законо¬мерности и действуют общие механизмы. Уп¬равление в министерстве, областной админист¬рации, торговой фирме, университете и транснациональной корпорации имеет общие закономерности. В частности, в процессе управления в этих организациях происходит постановка целей, оп¬ределяются приоритеты, составляются планы и программы действий, закрепляются управленческие процедуры, формирует¬ся и развивается организационная структура. Во всех организа¬циях в рамках управления персоналом строятся те или иные мотивационные системы, отрабатываются процедуры приема на работу и продвижения по службе. В любой организации закреп¬ляются соответствующие процедуры контроля.
Целью работы является анализ и совершенствование системы управления государственной гражданской службой в РФ (на примере Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Чувашской Республик ).
Задачи исследования:
1. Изучить теоретико-методологические аспекты государственного управления и государственной службы.
2. Изучить нормативно-правовые основы системы управления государственной гражданской службой.
3. Выделить актуальные проблемы деятельности должностных лиц и органов государственной гражданской службы территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Чувашской Республик.
4. Разработать предложения по совершенствованию системы управления территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Чувашской Республик.
Объектом исследования является система государственной службы Российской Федерации.
Предмет исследования - основные направления реформирования государственной службы, её проблемы.
В качестве основных методов исследования использовались: анализ научной литературы отечественных и зарубежных авторов по проблемам управления персоналом в системе государственной службы; методы статистических и социологических исследований, экспертных оценок.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБОЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
1.1 Понятие и сущность управления государственной гражданской службой в федеральных органах государственной власти
Государственная служба - это деятельность физических лиц, административно-бюрократических структур, направленная на реализацию решений, принятых органами государственной власти.
В социальном плане институт государственной службы представляет собой механизм регуляции человеческой деятельности во всех ее формах. Данный институт выступает в качестве звена государственного механизма, на уровне которого осуществляется взаимодействие государства и общества, государственного служащего и гражданина. Социальная направленность государственной службы проявляется в том, что она выступает посредником между государством и субъектами гражданского общества (общественными, государственными, муниципальными организациями и учреждениями, гражданами).
Государственная служба, относясь к числу формальных социальных институтов, призвана выполнять интеграционную функцию в обществе, сглаживать и преодолевать возникающие противоречия, поддерживать на определенном уровне социальный порядок, объединять и координировать усилия всех ветвей власти, обеспечивая тем самым управляемость политической и социально-экономической жизни, оптимальное достижение национально-государственных интересов во внутренней и внешней политике страны.
Начальным понятием, определяющим деятельность государственной службы по реализации задач и функций государства на практическом уровне, служит понятие управления, объектом которого является система общественных отношений в целом. Это обусловливает необходимость распределения функций и полномочий государства между различными государственными органами, но это не меняет управленческой сути деятельности ни самого государства, ни его конкретных государственных органов.
Социальное назначение государственной службы заключается в профессиональном осуществлении по поручению государства общественно полезной деятельности лицами, занимающими должности в государственных организациях. Выделение государственно-служебной деятельности как профессии среди других видов социального управления позволяет определить присущие ей характеристики: сфера профессиональной деятельности - органы государственной власти; род занятий - государственная служба; предмет труда - информация, которая также и средство воздействия на управляемых (обслуживаемых) наряду с принуждением, побуждением, поощрением и т.д.; продукты труда - управленческие решения и их последствия.
В результате, как следствие, происходит влияние данного института на граждан - он управляет общественными отношениями, организует и реализует их. Обеспечивается это путем возникновения, изменения, прекращения прав и (или) обязанностей граждан в результате принятия управленческих решений, затрагивающих как групповой, так и индивидуальный уровень.
В соответствии с современными тенденциями понимания государственного управления и нахождения его в постоянном процессе реформирования, чему свидетельствует динамика проводимой административной реформы, государственная служба одновременно затрагивает как сферу управления, так и сферу обслуживания общественных отношений.
И мы полагаем, что это сочетание говорит, как о комплексности данного рода профессиональной деятельности, так и о ее внутренней противоречивости.
С одной стороны, можно с полным основанием утверждать, что на современном этапе функционирования данного института произошло расширение сферы его применения; доминирующей становится тенденция производства государственных социальных услуг - образовательных, медицинских, правовой защиты, поддержания безопасности и т.д.
И в этом плане, безусловно, государственная служба реализует обслуживающие функции. При этом нельзя снимать со счетов, что современная управленческая парадигма нацелена на: усиление социальной ориентации системы управления на граждан в сферах общественной жизни, касающихся трудовых отношений, потребления, собственности; расширение на практике «сервисного управления»; смещение в процессе взаимодействия субъекта и объекта управления с отношений господства и подчинения к диалогу и сотрудничеству.
С другой, - нельзя отчасти не согласиться с мнением о том, что этот институт «служит, вообще говоря, конституции и установленному ей конституционному строю». Более того, следует также учитывать, что сущность государственной службы определяет не только социальная значимость государства, но и внутренне присущая ему противоречивость. По большому счету, несмотря на приоритеты и ценности гражданского общества и правового демократического государства, конечной и истинной целью государства является общее благо, трактовка которого далеко не всегда поддерживается членами конкретного социального образования. Нельзя не упомянуть ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, согласно которой ограничение прав и свобод человека и гражданина допускается только федеральным законом и в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. На лицо имманентно присущая противоречивость государственной службе.
Как правовой институт государственная служба представляет собой комплексную отрасль законодательства, состоящую из норм различных
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
1. Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
2. Указ Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации"
3. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2005 № 1574 "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы"
4. Указ Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 113 "О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим"
5. Зайцева Т.В., Опарина Н.Н., Панова Е.А. Формирование квалификационных требований к государственным гражданским служащим на основе компетентностного подхода // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. № 46. C. 277–290
6. Кирьянов А.Ю. Взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2018. № 4. С. 5-9.
7. Кирьянов А.Ю. Взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2018. № 4. С. 5-9.
8. Комахин Б.Н. К вопросу о процедурах прохождения государственной гражданской службы в контексте модернизации государственного управления // Административное и муниципальное право. 2018. № 9. C. 25–32.
9. Литвинцева Е.А. Государственная кадровая стратегия: формирование эффективного резерва // Государственная служба. 2019. № 3. C. 35–39.
10. Магомедов К.О. Кадровая политика в системе государственной власти и управления: мониторинг основных направлений // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3 (121). C. 40–46.
11. Мельников В.П., Нечипоренко В.С. Государственная служба в России: отечественный опыт организации и современность. М., 2000.
12. Методический инструментарий по установлению квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы / Министерство труда и социальной защиты РФ. М., 2019. URL:
13. Нестеров А.Г. О практике применения кадровых технологий в системе государственной гражданской службы // Государственная служба. Вестник Координационного Совета по кадровым вопросам, государственным наградам и государственной службе при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе. 2010. № 1. С. 4–13.
14. Оболонский А.В. Кризис бюрократического государства: реформы государственной службы: международный опыт и российские реалии. М., 2011.
15. Опарина Н.Н. Инструменты развития: новые возможности // Справочник по управлению персоналом. 2018. № 2. URL: http://www.pro-personal.ru/journal/794/381023/
16. Охотский Е.В. Государственный служащий: статус, профессия, призвание. М., 2011.
17. Панова Е.А., Баринов Д.А. Компетентностный подход в системе управления кадрами государственной службы // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. № 45. C. 36–57.
18. Первоначальная попытка концептуального осмысления данного вопроса была сделана в Концепции безопасности РСФСР 1990 г.
19. План по внедрению в 2018–2016 годах новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы // Министерство труда и социальной защиты РФ [Официальный сайт]. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/projects/17 6.doc
20. Попов Р. Трудоустройство бывших муниципальных служащих: правовое регулирование // Глава местной администрации. 2019. № 2. С. 48-56.
21. Репицкая С.И. Персональный потенциал муниципального управления // Труд и социальные отношения. 2018. № 10. С. 71-77.
22. Ростовцева Ю.В. К вопросу развития института наставничества на государственной гражданской службе // Административное право и процесс. 2020. № 5. C. 57–60.
23. Соболев Н.А. Модель эффективности государственной службы в России: проблема рефлексии // Вопросы государственного и муниципального управления. 2018. № 12. С. 177-193.
24. Сухарев С.А. Уникальный проект и новые технологии: оценка кадрового потенциала для администрации президента // Управление человеческим потенциалом. 2019. № 2. URL: http://grebennikon.ru/article-ke53.html
25. Турчинов А.И. и др. Современная кадровая политика и управление персоналом в российских организациях: социологический анализ. М.: Макс Пресс, 2019.
26. Цирин, А. М. Перспективные направления развития законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции / А. М. Цирин // Журнал российского права. - 2011. - № 2.
27. Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Чувашской Республике // https://21reg.roszdravnadzor.gov.ru/
28. Черепанов В.В. Основы государственной службы и кадровой политики. М.: Юнити, 2018.