Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В психологии спорта и в теории спортивной тренировки футболистов существуют проблемы, связанные с отсутствием списка таких психологических спортивно важных качеств, которые можно использовать в качестве конкретных критериев прогнозирования и отбора игроков на этапе спортивного совершенствования (которые оказывают существенное влияние на результат выступлений и практически не развиваются в процессе занятий футболом). Обращение к специальной научной литературе в процессе поиска таких критериев не дало результата и позволило выяснить лишь характер влияния отдельных свойств личности футболистов на показатели их деятельности.
Актуальность данной работы обусловлена тем что, в психологии спорта существует проблема создания психоспортограмм по различным видам спорта. В отношении футбола психоспортограмма пока не создана. Между тем, разработка модельных характеристик футболиста высокого уровня мастерства необходима для прогнозирования будущих результатов игроков и, соответственно, для их отбора и спортивной ориентации, а также для научного обоснования индивидуального и дифферепцированного подхода в работе с ними. Следует отметить, что футбол, по сравнению со многими другими видами спорта, отличается высокой конкурентностью за право выступать в организованных командах на различных этапах подготовки игроков.
Объект исследования: свойства личности футболистов и показатели их спортивной деятельности
Предмет исследования: психологические критерии отбора футболистов на этапе спортивного совершенствования
Опытноэкспериментальная база исследования. Детскоюношеская спортивная школа по футболу Петроградского района (бывш. ФСО «Динамо») города СанктПетербурга. Общая выборка испытуемых составила 139 человек.
Гипотеза исследования: Психологические спортивно важные качества футболистов могут являться критериями их отбора в команды мастеров. Это обусловлено: их позитивным влиянием на результативность выступлений игроков, их генетически обусловленной этиологией и их взаимосвязями друг с другом. К числу психологических критериев отбора футболистов на этапе их спортивного совершенствования относятся нейродинамические, сенсорноперцептивные, когнитивные, эмоциональные и регуляторные свойства.
Цель исследования: Выявить психологические критерии отбора футболистов на этапе спортивного совершенствования и определить эффективность их использования.
Задачи исследования:
1. Установить спортивно важные качества футболистов; определить меру их оптимальной выраженности.
2. Выявить состав психологических спортивно важных качеств, которые могут быть использованы в качестве критериев отбора футболистов в команды:
а) определить характер влияния занятий футболом на развитие спортивно важных качеств игроков;
б) определить уровень устойчивости психологических спортивно важных качеств выявить те из них, которые не могут быть использованы в качестве критериев отбора;
в) определить характер взаимосвязей между устойчивыми психологическими спортивно важными качествами выявить те из них, которые не могут быть использованы в качестве критериев отбора.
3. Выявить эффективность средств совершенствования отбора футболистов с помощью введения психологических критериев.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые: комплексно и поэтапно определены психологические спортивно важные качества игроков; выявлены значения выраженности психологических спортивно важных качеств, которые наиболее благоприятны в плане влияния на результативность выступлений футболистов; определена устойчивость спортивно важных качеств и влияние занятий футболом на их развитие; выявлены особенности взаимосвязей психологических спортивно важных качеств.
Теоретическая значимость исследования: полученные в работе результаты дополняют как теорию психологии спорта, конкретно раздел «Спортивно важные психологические качества», так и теорию футбола, поскольку здесь доказана возможность использования психологических спортивно важных качеств в качестве критерия отбора футболистов на этапе спортивного совершенствования.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут использоваться не только в процессе учебнотренировочной деятельности тренерами, но преподавателями психологии при подготовке будущих тренеров и в процессе повышения квалификации действующих тренеров.
Методы исследования: анализ и обобщение данных специальной литературы, стандартизированные наблюдения, опрос (с использованием анкет и опросников), эксперимент, а также методы математической обработки полученных материалов исследования.
Структурно работа представлена введением, тремя главами, заключением, списком использованной литературы и приложениями.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ФУТБОЛИСТОВ
1.1 Спортивно важные физические и психические качества футболистов
Проблема исследования физических, психофизиологических, личностных качеств спортсменов, их специфики в зависимости от конкретных видов спорта является одной из самых значимых в современной спортивной науке. Так же, как и в любых других видах деятельности, прежде всего, профессиональной, для отбора спортсменов и прогнозирования их успешности необходимо учитывать те свойства, которые определяют склонность к данному виду деятельности, определяют возможности достижения высоких уровней мастерства. В то же время, термин «спортивно важные качества» является достаточно новым в психологии спорта, и нуждается в более глубоком теоретическом обосновании. Поскольку в спортивной и психологической литературе фактически отсутствуют определения данного понятия, обратимся к рассмотрению подходов к изучению близкой категории профессионально важных качеств личности [19, с.140].
Под профессионально важными качествами в современной психологии труда понимают совокупность индивидуально-типологических особенностей человека, опосредующих успешность профессионального обучения и профессиональной деятельности в определенной сфере. Выраженность профессионально важных качеств определяет скорость и легкость освоения деятельности, быстроту адаптации к содержанию и условиям труда, эффективность выполнения профессиональных задач с наименьшими затратами усилий. Необходимо отметить, что в настоящее время в психологии нет единого понимания структуры и компонентов профессионально важных качеств (ПВК) личности. К структуре ПВК относят как личностные свойства, так и антропометрические, психофизиологические характеристики, свойства темперамента и характера, психические качества, общие и специальные способности, умения, социальные и мировоззренческие установки, качества самосознания и т.п. Иногда к ПВК относят и навыки автоматизированные действия, характеризующиеся высокой степенью освоенности без сознательной регуляции их выполнения. По Бодрову В.А., профессионально важные качества представляют собой всю совокупность психических качеств, а также физических и физиологических характеристик, которые обусловливают успешность реальной деятельности человека. Профессионально важные качества это внутренние психофизиологические и психологические характеристик субъекта труда, в которых выражаются профессиональные требования. В ПВК включаются особенности функциональной готовности организма к трудовой деятельности; уровень развития анализаторов и физических качеств, необходимых для успешной работы; состояние индивидуально психологических функций организма, другие когнитивные и психомоторные свойства, определяющие эффективность работы, мотивационно-потребностные характеристики, эмоциональные, волевые, коммуникативные и другие черты личности. Определение ПВК в широком смысле дано выше [6, с.54].
Для каждого вида деятельности перечень ПВК специфичен, он определяется по результатам психологического анализа содержания и характера данной деятельности.
Принимая за основу рассмотренные выше определения профессионально важных качеств, было дано определение спортивно важных качеств. Это совокупность физических, психофизиологических и психических характеристик, личностных свойств, определяющих успешность освоения спортивной деятельности и достижения высоких уровней спортивного мастерства. Спортивно важные качества представляют собой многоуровневую
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алешков, И. А. Опыт психологического анализа спортивной деятельности. / И.А. Алешков // Психология спортивной деятельности. М., изд. ВНИИФК, 2018. с. 70 72.
2. Арбузин, И.А. Развитие игрового мышления у юных футболистов 12 13 лет. Дисс. ... канд. пед. наук / И.А. Арбузин Омск, 2016. 179 с.
3. Арестов, Ю.М., Подготовка футболистов высших разрядов: Учеб. пособие для слушателей ВШТ/ГЦОЛИФК / Ю.М. Арестов, М.А. Годик М., ФИС, 2020. 127 с.
4. Бальсевич, В. К. Методологические принципы исследований по проблеме отбора и спортивной ориентации/ В .К. Бальсевич //Теория и практика физической культуры. 2020. №1. — С.3133
5. Бодров, В.А. Психология профессиональной деятельности: теоретические и прикладные проблемы / В.А. Бодров М., ИП РАН, 2016. 623 с.
6. Бойченко, Б. Ф . Возрастная динамика факторных структур на этапах отбора юных футболистов / Б. Ф . Бойченко , Е. В. Скоморохов // Теория и практика физической культуры, 2017, № 4. С. 28 29.
7. Бойченко, Б. Ф. Поиск методов отбора юных футболистов / Б.Ф. Бойченко // Теория и практика физической культуры, 2016, № 6. с. 26 – 27
8. Бойченко, Б.Ф. Поиск рациональных путей повышения индивидуального мастерства юных футболистов / Б.Ф. Бойченко // Управление тренировочным процессом на основе учета индивидуальных особенностей юных спортсменов: Тез. докл. ХШ Всесоюз. науч. практ. конф. Харьков, 2831 мая 2018.М., 2018. 4.1. — С. 1213.
9. Винник, В.А. Спорт и нравственность: ценностные ориентации высоко квали фицированных спортсменов / В.А. Винник // Нравственный потенциал спорта. Матер. IV Всес. методол. семинара, Суздаль, 10—12 марта 2018. М.: Российский спорт,, 2018. с. 86 88.
10. Винник, В.А., Эффективность различных форм физкультурно спортивной активности в формировании ценностных ориентаций личности: Ав тореф. дисс... канд. пед. наук/В.А. ВинникМ.: ВНИИФК, 2017.21 с.
11. Вяткин, Б.А. Спорт и развитие индивидуальности человека (опыт системного исследования) / Б.А. Вяткин // Теория и практика физической культуры. 2019, №2.с. 15.
12. Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта. Учебное пособие. М., 2016. 231 с.
13. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта. Учебное пособие / Е. Н.Гогунов, Б. И.Мартьянов. М., ФИС, 2017. 263 с.
14. Губа, В. П. Актуальные проблемы современной теории и методики определения раннего спортивного таланта / В.П. Губа // Теория и практика физической культуры. — 2020. — №1 — с.28 31.
15. Гунажоков, И.К. Основные тенденции развития современного футбола / И.К. Гунажоков //материалы I Международной электронной научной конференции «Физическая культура, спорт, биомеханика», Адыгейский университет, 2016. с. 53 59.
16. Дорохов, Р.Н. Результаты полувекового изучения соматических особенностей и физических качеств детей и подростков / Р.Н. Дорохов // Теория и практика физической культуры 2015, № 7. С. 55 57.
17. Енин, В.И. Развитие психических свойств личности подростков в процессе занятий спортом (на материале спортивной гимнастики и борьбы дзю до): Ав тореф. дисс. канд. психол. наук / В.И. Енин. Л., 2016. 16 с.
18. Загайнов, P.M. Исследование психических состояний, возникающих в связи со значимой деятельностью в спорте: Автореф. дис.... канд. психол. наук / P.M. Загайнов Л., 2019. 21 с.
19. Запорожанов, В. А. Методика оценки перспективности спортсменов в условиях центра отбора / В.А. Запорожанов, К.П. Сахновский, А.И. Кузь мин^Теория и практика физической культуры. — 2020, №4 . с.27 29.
20. Зеленцов, A.M. Моделирование тренировки в футболе / A.M. Зеленцов, В.В. Лобановский Киев, Здоровья, 2017. 134 с
21. Зеленцов, A.M. Тактика и стратегия в футболе / A.M. Зеленцов, В.В. Лобановский, В.Г.Ткачук, А.И. КондратьевКиев, Здоровья, 2019. 192 с.
22. Зонин, Г.С. Исследование физической, технической подготовленности и их совершенствование у футболистов: Автореф. дис, ... канд. пед. наук / Г.С.ЗонинМ., 2018.21 с.
23. Искусство подготовки высококлассных футболистов / ред. Люкшинов Н.М. М., Советский спорт, 2016. 432 с.
24. Козловский, В.И. К вопросу о разработке модельных характеристик футболистов / В.И. Козловский, В.С.Левин, Г.В. Шинкарёв // Теория и практика Ф.К. 2018, № 1. С. 5 7.
25. Кретти, Б.Д. Психология в современном спорте. Пер. с англ. / Б.Д. Крет ти М.: Физкультура и спорт, 2018. — 224 с.
26. Матвеев, Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов / Л.П. Матвеев —Киев: Олимпийская литература, 2019. 318 с.
27. Никитушкин, В.Г. Совершенствование системы подготовки юных спортсменов / В.Г, Никитушкин // Теория и практика физ, культуры. 2018. № 8. С.4041.
28. Петренко, С.И. Влияние индивидуально — психологических качеств футболистов на уровень их технической и физической подготовленности / С.И. Петренко // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. Харьков, М во образования и науки Украины, Харьков, гос. акад. дизайна и искусств (Харьков, худож. пром. ин т), 2019, № 6. — С. 5764.
29. Полишкис, М.С. Личностные факторы эффективности и надежности соревновательной деятельности юных футболистов / М.С. Полишкис, О.В. Дашкевич, И.А. Клесов Физическая культура, 2018, № 2. С. 47.
30. Пшибильски, В. Специфика требований к физической подготовленности, определяемая характером игровой активности футболистов различных игровых позиций / В. Пшибильски // Актуальш проблеми ф1зично\' культури i спорту. 2016. №4. С. 7582.
31. Серова, Л.К. Психологические основы отбора в игровых видах спорта: автореф. дисс. ... докт. психол. наук / Л.К. Серова ; СанктПетербургская гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. — СПб.,2019. 44 с.
32. Чикова, О.М. Психологические особенности спортивной деятельности и личности спортсмена: Учебное пособие для училищ Олимпийского резерва / О.М. Чикова Мн.: ИПП Госэкономплана РБ. 2017. 92 с.